БГУ поучаствует в итальянском проекте «Цифровая школа». Вам тоже можно

БГУ поучаствует в итальянском проекте «Цифровая школа». Вам тоже можно

Мы привыкли думать, что выучить язык — примерно то же самое, что вырастить себе новый мозг или, по крайней мере, накачать «мышцы» силы воли. Но лингвисты Итальянской ассоциации преподавателей иностранных языков (ANILS) уверены, что это не так. Они разработали интерактивную программу на базе учебника LS Junior, который опровергает клише. В ноябре ANILS предоставит такой учебник преподавателям «Школы юного филолога-итальяниста» при кафедре романского языкознания БГУ. Другие школы и вузы также могут присоединиться к программе. Рассказываем, как это работает.

462 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

«Школа юного филолога-итальяниста» уже два года действует на базе филологического факультета БГУ. Опытные преподаватели и студенты обучают итальянскому детей разного возраста. При подготовке занятий организаторы тесно взаимодействуют с известной ассоциацией итальянских педагогов ANILS, которая выделяется нетривиальным подходом к образованию. На кафедре ANILS называют партнёром, который позволяет создавать совместные проекты с международным участием.

Одновременно обучаемся языку и цифровой грамотности

Из-за распространения covid-19 «Школа юного филолога-итальяниста» была вынуждена приостановить свои встречи на факультете, зато теперь здесь предлагают бесплатные занятия для подростков 11-16 лет. Занятия проводят в рамках проекта «Цифровая школа», который направлен на изучение итальянского языка с применением цифровых технологий в классе. Обучать станут по новому учебнику LS Junior от итальянского издательского дома Bonacci-Loescher. Преподаватели будут встречаться с детьми в аудитории один раз в месяц и заниматься итальянским языком в интерактивном формате.

— Сейчас мы тоже поддерживаем жизнь школы и встречаемся с учениками ежемесячно, — рассказывает заведующая кафедрой романского языкознания филологического факультета БГУ, кандидат филологических наук, доцент Олеся Александровна Пантелеенко. — Пока мы используем интерактивные упражнения других платформ и собственные разработки, но как только получим доступ к LS Junior, сразу перейдём на него, потому что над его созданием работала профессиональная команда опытных педагогов, дизайнеров, психологов и других специалистов в сфере разработки учебников. Таким образом, мы уже начали готовить детей к работе с новым форматом.

Такой метод обучения превращает процесс в игру, а также повышает уровень цифровой грамотности ребёнка. И хоть подход в новинку не только для учеников, но и для педагогов, он совершенно необходим, считает преподаватель.

— Цифровые технологии нам помогают, и чтобы быть конкурентоспособным в современном мире, придется их освоить, — говорит Олеся Пантелеенко. — Мы считаем классическую форму подачи информации удобной и эффективной выстроена методика, есть все инструменты, опыт. Но наши дети будут жить в мире, где нужен ещё и положительный опыт взаимодействия в том числе и с современными технологиями.

Интерактив — активный способ вовлечь ребёнка в процесс

Учить язык — не самое беззаботное дело, тем не менее, это развивает кругозор, расширяет возможности для выбора профессии, да и попросту делает человека умнее. Создатели проекта «Цифровая школа» попытались сделать всё возможное, чтобы обучение проходило легко, а ребёнок сам интересовался происходящим на уроке. Ученик самостоятельно «совершает открытия», причём может делать это без непосредственного обращения к учителю.

Это обеспечивает тот факт, что программа с самого начала задумывалась, как интерактивная. Уроки в классе построены на комбинированном использовании интерактивной доски и цифрового учебника LS Junior. Урок из учебника транслируется на большой экран, а задания ученик может выполнять на электронной доске.

— Ученик — это главное действующее лицо процесса обучения, — объясняет Пьерпаоло Беттони, лингвист, председатель филиала ассоциации ANILS в Восточной Европе. — Именно с этой идеей создан LS Junior. Если обычно педагог определяет ход занятия по структуре учебника, то здесь ход занятия определяется исходя из интересов ученика. Допустим, на экране информация дается как видеоматериал, над которым потом надо работать. Затем она дается как письменный текс и аудиоматериал. На основе этого мы сделаем задания по фонетике, грамматике, мы выучим новые слова и начнем говорить. В результате ученик и преподаватель разговаривают на итальянском не после того, как выучили правила, а могут общаться уже в процессе занятия.

Интерактив — это в первую очередь использование мультимедиа. Если мы видим только письменный текст, это значит, что преподаватель переводит содержание, здесь же о переводе вообще речи не идёт. Как такового языка-посредника на уроке нет, возможности мультимедиа позволяют его исключить.

Второй момент, позволяющий ученику быть «главным действующим лицом» на уроке, тоже связан с интерактивом — ученик сам решает задачи, которые предлагает ему учебник, а не просто слушает объяснения и указания преподавателя.

— Преподаватель просто поддерживает ученика и помогает, когда его просят — рассказывает Пьерпаоло Беттони. — Это примерно, как в передаче «Кто хочет стать миллионером?». Мы видим вопрос, студент отвечает, потом я говорю: «А теперь давай посмотрим, правильно ли было». И всё, мы видим ответ. Я не говорю студенту, например, что он молодец. Здесь ученик всегда молодец, даже если ответил неправильно. Потому что у него есть идея, он эту идею рассказывает, мы вместе над ней работаем.

Есть и ещё один неожиданный плюс интерактива. Олеся Пантелеенко рассказывает о нём так: 

— У нас в стране хорошее образование, но все еще существует проблема мотивации ученика и развития у него самостоятельности. Это приводит к тому, что обучающийся теряется, когда оказывается в среде, где залогом успеха является способность к самоорганизации. В этом плане дистанционное образование является своеобразной лакмусовой бумажкой. Так, перейдя на цифровую систему обучения в начале пандемии коронавируса, наши преподаватели обнаружили, что некоторые из хорошо успевающих студентов стали показывать достаточно низкие результаты. На мой взгляд одной из причин такой успеваемости является физическое отсутствие преподавателя рядом со студентом во время занятия. Именно поэтому студент вынужден по-новому настраиваться на учебу, адаптируясь к условиям дистанционного образования. При помощи таких программ, как «Цифровая школа», будет вырабатываться самостоятельность и самодисциплинированность, а мотивация будет исходить не от учителя, а от ученика.

Изучая язык в рамках этого проекта, ребёнок сможет также приобщиться к культуре Италии. Язык музыки, живописи и моды даст возможность в будущем продолжить обучение или профессиональную деятельность в этой стране. Цель изучения — не отметки или сертификат, но развитие потенциала ребенка. В результате работы по курсу студент достигнет комфортного для общения языкового уровня В1.

Источник: Ребёнок BY


462 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Чек-лист для проверки пищеблока

В соответствии со ст. 40 Кодекса об образовании УОСО создает необходимые условия для организации питания обучающихся. Ответственность за организацию питания и расходовани...
№ 3 (147) 2024 Сороговец Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 739
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок