«Если есть задача, и она выполнима, значит, мы ее выполним»
Полный вариант с Ковалевской Мариной Владимировной, директором УО «Пинский государственный медицинский колледж»
Полный вариант с Ковалевской Мариной Владимировной, директором УО «Пинский государственный медицинский колледж»
Интервью с Мариной Владимировной КОВАЛЕВСКОЙ, директором УО «Пинский государственный медицинский колледж»
Сферу современного здравоохранения невозможно представить без квалифицированных кадров на всех его уровнях. Поэтому на первый план выходит качественная подготовка специалистов в медицинских учебных заведениях. Именно от того, как будет организован процесс получения знаний будущими медработниками, зависит и то, насколько хорошего специалиста получит учреждение здравоохранения впоследствии.
В настоящее время в решении задач по обеспечению доступности и повышению качества медицинской помощи населению высокая роль принадлежит специалистам со средним медицинским образованием. Побеседовать о принципах, успехах и тонкостях современного обучения среднего медицинского персонала редактор журнала «Директор школы, гимназии, лицея» отправился в учреждение образования «Пинский государственный медицинский колледж».
ИСТОРИЯ КОЛЛЕДЖА
Все начиналось непросто. «Служение медицине и Родине подвергалось жесточайшему испытанию и стало примером для поколений наших воспитанников и преподавателей», — напоминает Марина Владимировна КОВАЛЕВСКАЯ. После присоединения Западной Белоруссии к БССР медпомощь стала доступной, но ощущался кадровый дефицит. Для решения этого вопроса в феврале 1940 г. в Пинске открыли фельдшерско-акушерскую школу. В первой группе азы медицины постигали 30 человек. Через полгода набрали еще две группы. Учащимся выделили пару классов в одной из школ города. Руководил курсами рентгенолог Владимир КРОТКОВ.
Учебу прервала Великая Отечественная война. Установлены имена 22 призванных Пинским горвоенкоматом в июне‒июле 1941 г. женщин — военных медиков, которые на протяжении войны были награждены боевыми орденами и медалями. Им посвящен мемориальный стенд в музейной комнате колледжа. Весьма символично, что волонтерский отряд «Сестры милосердия» носит имя погибшей единственной женщины — освободительницы Пинска санинструктора Полины ПРЯХИНОЙ.
Занятия возобновились в августе 1944 г.: вернувшиеся с фронта преподаватели набрали первокурсников; воевавшие санинструкторы-второкурсники смогли продолжить обучение в феврале 1945-го. Спустя два года чествовали первых выпускников. Их было 33!
В 1954 г. фельдшерско-акушерская школа была реорганизована в медучилище. Его выпускной диплом уже тогда считался знаком качества и, надо сказать, сохраняет реноме по сей день. В 1968 г. училище разместилось в своем учебном корпусе по ул. Рокоссовского.
В 1987 г. по результатам соцсоревнования среди медицинских средних учебных заведений СССР Пинское медучилище было признано лучшим — коллектив наградили переходящим Красным Знаменем.
Вехи созидания отмерены многими событиями: менялись статус учебного заведения, материальная база, учебные планы, дисциплины, программы… Но постоянным оставался самоотверженный и добросовестный труд тех, кто посвятил жизнь подготовке медицинских кадров. Красноречивый факт: начиная с 1972 г. вот уже на протяжении без малого 50 лет колледжем руководят его выпускники, и каждый вносит значимую лепту в его развитие.
О ДИРЕКТОРЕ
С 2012 г. на должность директора была назначена Марина Владимировна КОВАЛЕВСКАЯ — коренная пинчанка и выпускница этого же учебного заведения. Окончив с отличием колледж в 1987 г., она продолжила обучение на лечебном факультете Минского ордена Трудового Красного Знамени государственного медицинского института. Время учебы (с 1987 по 1993 г.) совпало с тяжелым периодом в жизни страны: распался СССР, и выпускалась Марина Владимировна уже в Республике Беларусь. Однако несмотря на проблемы, она поступательно двигалась к своей мечте: стать акушером-гинекологом. Интернатуру проходила в Пинском межрайонном родильном доме, там же совершенствовалась в профессии. В 2003 г. Марина Владимировна возглавила физиологическое отделение и была самым молодым заведующим Пинского межрайонного родильного дома. В 2009 г. стала заместителем главного врача Пинской центральной поликлиники. Находясь на ответственной должности, углубленные знания по экономике и управлению Марина Владимировна получала вначале заочно в Полесском государственном университете, а затем в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, где была признана лучшим выпускником 2013 г.
Ей удалось сделать успешную карьеру на Пинщине. Еще одной гранью активности Марины Владимировны является депутатство. На протяжении трех созывов она была депутатом городского и областного Советов депутатов.
Марина Владимировна как практикующий специалист не понаслышке знакома со сферой здравоохранения, поэтому отлично понимает особенности современных требований к профессиональной подготовке молодых специалистов. Ее талант как руководителя, энергия и энтузиазм не остаются незамеченными: в 2023 г. решением Брестского облисполкома Марина Владимировна удостоена почетного звания «Человек года Брестчины». Это звание присваивается лучшим представителям Брестской области в разных сферах, внесшим большой личный вклад в социально-экономическое развитие, занимающим активную гражданскую позицию и пользующимся авторитетом в обществе.
СПЕЦИАЛЬНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИИ
Марина Владимировна, расскажите, пожалуйста, каких специалистов готовит ваш колледж и насколько прикладного характера знания получают ваши выпускники.
Колледж готовит медицинских работников среднего звена по специальностям «Лечебное дело», «Медико-диагностическое дело» и «Сестринское дело». На основании образовательных стандартов в нашем колледже разработаны и внедрены типовые учебные планы и программы по всем дисциплинам, которыми установлены компоненты, циклы, последовательность изучения, количество учебных часов, виды и сроки практики, формы и сроки проведения аттестации. А для повышения профессиональной компетенции специалистов сестринского дела в колледже реализуется образовательная программа по теме «Организация работы медицинской сестры общей практики».
Все предыдущие годы колледж набирал учащихся только после XI класса. У нас они учатся 1 год и 10 месяцев — на сестринском деле, 2 года и 10 месяцев — на лечебном, 1 год и 10 месяцев — на медико-лечебном деле. В 2023 г. мы начали прием документов учащихся и после IX класса. До этого подобный набор осуществляли только четыре колледжа по всей Беларуси. Этот набор мы ведем по двум специальностям: «Сестринское дело» и «Лечебное дело».
Сейчас мы рассматриваем возможность открытия еще двух специальностей: «Фармация» и «Зубной техник». Вначале эти вопросы прорабатывает главное управление по здравоохранению Брестского облисполкома. Анализируется потребность в таких специалистах по всей Брестской области в настоящее время и на перспективу.
Что кается практической части, нам очень повезло: у нас есть 16 учебных комнат на базах практического здравоохранения города. Таким образом образовательный процесс неразрывно связан с практикой. В учебном корпусе учащиеся получают теоретические основы, переходят на базу и там, непосредственно у постели пациента, отрабатывают те навыки, которые до автоматизма выучили в лабораториях колледжа.
Кстати, когда был СOVID-19, мы не уходили с этих баз. Отделения были перепрофилированы, однако ребята помогали занести лекарство, передать вещи, отнести рецепты из поликлиники.
Хочу отметить, что в колледже функционирует лаборатория по отработке навыков с помощью симуляционного оборудования. Все это оборудование поступило к нам в рамках реализации проекта «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь». Деятельность лаборатории направлена на отработку практических навыков, формирование и совершенствование профессиональных компетенций обучающихся и слушателей отделения повышения квалификации в групповом и индивидуальном режимах, обеспечение выполнения заданий в импровизированных условиях, проведение аттестации, в том числе с использованием ОСКЭ (объективного структурированного клинического экзамена). Иначе говоря, симуляторы — муляжи младенцев, детей, женщин, мужчин, определенных частей тела выступают фактически в роли пациента. Каждый из них имеет уникальный функционал. На симуляторах учащиеся отрабатывают навыки до автоматизма и только потом допускаются к реальным пациентам. К примеру, есть куклы-новорожденные. На них изучаются обработка пуповинного остатка, пункция сосудов и многое другое. Здесь можно увидеть, где расположен желудочный катетер при кормлении ребенка через зонд, где расположен мочевой пузырь, как проводится очистительная клизма. Кроме того, есть съемные накладки для инъекций, например бедро (детям все вводится в поверхность бедра). Есть кукла, которая не держит голову, ручки и ножки на соответствующих шарнирах, — для того чтобы уметь правильно взять ребенка на пеленание и уход.
Когда я сама училась в колледже, было проще: пациенты в больнице разрешали проводить с ними определенные манипуляции, разумеется, в присутствии наставника. Сейчас несколько поменялись и законодательство, и менталитет: пациент хочет видеть рядом с собой уже специалиста. Поэтому симуляторы — прекрасная возможность для первичной практики.
Есть у нас и кабинет, где учащиеся работают с биологическими жидкостями — естественно, с их имитацией. Здесь расположены центрифуга, микроскопы, анализаторы, вытяжной шкаф — чтобы не приходилось вдыхать химикаты. Занятия проводятся небольшими группами по 10 человек. Кроме того, мы арендуем помещения в корпусах городского зонального центра, где проходят занятия с фельдшерами-лаборантами. Имеется кабинет анатомии с интерактивными досками для изучения организма с самых азов: скелет, мышцы, сосуды и многое другое. Наряду с новыми оборудованием и пособиями мы стараемся сохранять то, что осталось с прежних времен, на некоторых наглядных пособиях училась еще я. И это приносит плоды, потому что советская медицинская школа была одной из лучших.
Планируете ли вы увеличивать набор в связи с растущим спросом (по крайней мере, в Минске — более тысячи вакансий) на медицинские кадры? Сколько учащихся будет принято в этом году? Это только белорусские граждане?
В связи с тем, что в Брестской области есть два медицинских колледжа (Брестский и Пинский), наша область полностью укомплектована медицинским персоналом среднего звена. В этом году мы берем на обучение 225 человек, из которых 60 % — целевики, то есть после выпуска они поедут в определенные учреждения здравоохранения. Необходимости в увеличении количества учащихся на сегодняшний день у нас нет (набор осуществляется в рамках лицензии на образовательную деятельность). Цифры приема согласовываются с Министерством здравоохранения и Министерством образования, однако самое главное, чтобы 60 % наших выпускников были распределены и направлены на первое рабочее место (и этого показателя мы достигаем на 100 %). Таким образом, молодые специалисты после двухлетней отработки могут не уезжать, а оставаться там работать на постоянной основе.
Что касается Минска, это большой город, разумеется, потребность в кадрах там будет. И даже наши выпускники — те, кто обучался у нас на условиях внебюджета, — берут направление на первое рабочее место в Минск. Это РНПЦ «Мать и дитя», 6-я городская клиническая больница, РНПЦ онкологии. Таким образом мы работаем не только на Пинский регион, Брестскую область, но и на республику.
Несколько лет назад обучение проходили ребята из Туркменистана, однако в связи с усложнившейся для них процедурой выезда из Беларуси сегодня у нас учатся только белорусские учащиеся и те, кто имеет вид на жительство, из Литвы, Эстонии, Украины, Грузии. Иностранцев из дальнего зарубежья (Иран, Ливан), как в Белорусском государственном медицинском колледже в Минске, у нас нет. Логистический путь в Пинск для них достаточно длинный. Однако если у них появится заинтересованность, мы будем только рады. Общежитие у нас в шаговой доступности от учебного корпуса и предоставляется всем нуждающимся на 100 %.
Ваши выпускники, как правило, сразу начинают трудовую деятельности или продолжают обучение в высших учебных заведениях?
После окончания колледжа ребята должны 1 августа приступить к работе на первом рабочем месте. Мы созваниваемся с главврачами учреждений здравоохранения и узнаем, какие возникают вопросы. Решаем их совместно. Ведь это наши дети. Во время обучения у каждой группы есть куратор. В его задачу входит поддержание связи с нашими выпускниками в течение двух лет, пока они являются молодыми специалистами. Есть те, кто после года отработки сдают ЦТ и пробуют поступать. Есть те, кто остаются работать: их устроили практическое здравоохранение, арендное жилье и заработная плата. Есть те, кто после отработки решают сменить сферу деятельности. Например, поступают в Полесский государственный университет на реабилитолога.
Рада отметить, что в 2024 г. из 200 выпускников 27 — с красными дипломами, и это лучший показатель по республике. Верю, что наши выпускники смогут выдержать темп и напряженность нынешнего дня. Знания, полученные в колледже, помогут им реализовать себя в практическом здравоохранении, добиться успеха, стать более гуманными, а значит, сделать жизнь в нашей стране лучше и счастливее.
Кстати, в нашем колледже работает отделение повышения квалификации и переподготовки кадров. Сюда приезжают специалисты среднего звена, которые уже работают в практическом здравоохранении, из Иваново, Лунинца, Дрогичина и других населенных пунктов Брестской области. Кроме того, мы проводим переподготовку по рентгенологии, на которую приходят заявки со всей Беларуси.
Таким образом, учебный процесс у нас фактически непрерывный: учим, выпускаем, потом повышаем квалификацию и снова выпускаем с более высокой категорией.
Марина Владимировна, как вы считаете, почему учащиеся выбирают именно Пинский государственный медицинский колледж?
У нас замечательный колледж, как мы шутим, не мед-, а мёд-колледж! Несмотря на высокий проходной балл — 8,7, к нам едут поступать не только из Брестской области, но и из Гомеля, Витебска, Гродно. Звонят даже из Минска, хотя там есть и свои колледжи. Потому что срабатывает сарафанное радио — и для нас это лучшая социальная сеть.
Здесь работает очень сплоченный коллектив. Мне в свою очередь хочется, чтобы наше учебное заведение всегда было на высоте. Считаю, что большую роль в передаче опыта и знаний играет преемственность поколений. Я сама следую этому принципу и беру на работу наших выпускников, которые после колледжа оканчивают высшие учебные заведения и возвращаются в Пинск. Всегда напоминаю: как они учились в колледже — так и сейчас есть дети, которых тоже нужно научить. Кстати, у нас уже есть настоящие династии учащихся: учились бабушки, мамы, внучки и сейчас приходят правнучки!
Кроме учебы для учащихся создано большое количество активностей. Дети у нас максимально заняты. Встречаются, конечно, сложные ребята, к которым требуется особый подход. В таких случаях мы следуем девизу: «Если не получается сразу — добавь доброты и любви. Если все равно не получается — удвой дозу!»
Ребята посещают вокальные и хореографические кружки, кружки декоративного творчества, спортивные секции. Мы храним все наградные кубки со спортивных соревнований по волейболу, легкой атлетике и другим видам спорта. Собственно говоря, медработники и должны быть в первых рядах по здоровому образу жизни. У нас учатся прекрасные, не побоюсь этого слова, золотые дети.
Хочу отдельно отметить, что колледж поддерживает и развивает благотворительную и волонтерскую деятельность. Наш волонтерский отряд «Сестры милосердия» носит имя погибшей единственной женщины — освободительницы Пинска санинструктора Полины Пряхиной. Сегодня мы оказываем посильную помощь пожилым, одиноким людям, среди которых инвалиды, участники Великой Отечественной войны. Считаю, что добровольное и искреннее участие наших ребят в волонтерской деятельности полностью соответствует принципам гуманизма, милосердия и сострадания, то есть всем тем качествам, которые и должны быть присущи медицинскому работнику.
В нашем колледже есть музейная комната, где находятся экспонаты, связанные с историей становления нашего учебного заведения. Здесь же находятся и наградные грамоты: вот уже 12 лет подряд мы заносимся на городскую Доску почета. Кстати, в 2014 г. мы стали единственным медицинским колледжем, занесенным Указом Президента на республиканскую Доску почета. Кроме исторических экспонатов мы рады сохранять фотографии наших именитых выпускников. Это не только состоявшиеся практики, но и ведущие специалисты, кандидаты медицинских наук, авторы и соавторы книг по медицине. Эти люди нас тоже не забывают: звонят, интересуются текущей жизнью колледжа и просто приезжают в гости.
УДЕРЖАНИЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Молодежь стремится уехать в крупные города и закрепиться там. Это понятно. Но как удержать молодых специалистов в регионе?
Мое твердое убеждение — человек должен быть нужен, тогда он никуда из родного места не уедет. Закрепляемость молодых специалистов зависит от многих факторов: расположенности к нему коллектива, стараний местных властей и учебного заведения, которое подготовило кадры.
Так, недавно наш колледж стал местом проведения диалоговой площадки в рамках республиканской акции «Марафон единства». Приглашенным гостем стала член Совета Республики, главный врач Республиканского клинического центра Управления делами Президента Ирина Абельская. Или другой пример: в стенах учебного заведения прошел единый день информирования, посвященный выборам Президента. В качестве спикера выступил член Совета Республики, председатель правления Второго национального телеканала Игорь Луцкий. Нашим учащимся эти встречи запомнятся надолго, каждый мог задать любой вопрос высоким гостям — это дорогого стоит.
Учреждение прошло испытание временем, доказало жизнеспособность и значимость, достойно продолжает свою миссию. Превыше всего здесь — дело, которому служат, и безупречная репутация. Сегодня колледж — современное учебное заведение по подготовке специалистов среднего медицинского персонала, ориентированных на профессиональное развитие, социальную ответственность и гражданские ценности.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕДЖА
Каким вы видите будущее вашего медицинского колледжа через 5‒10 лет? Какие стратегические приоритеты вы определили в условиях меняющегося рынка образования и здравоохранения?
Благодарю за этот важный вопрос. Я вижу наш медицинский колледж в будущем как динамичное и процветающее учреждение, которое продолжает оставаться на передовой медицинского образования и подготовки специалистов здравоохранения.
В ближайшие 5‒10 лет мы намерены укрепить наши позиции приоритетного колледжа, отвечающего на вызовы современного здравоохранения. Это включает несколько ключевых направлений:
• инновации в образовании. Мы будем активно внедрять новейшие образовательные технологии, включая симуляционное обучение, виртуальную и дополненную реальности. Это позволит сделать учебный процесс более интерактивным, персонализированным и эффективным, максимально приближенным к реальным клиническим ситуациям;
• усиление практической подготовки. Мы продолжим расширять материально-техническую базу, укреплять партнерские отношения с учреждениями здравоохранения. Учащиеся получат еще больше возможностей для освоения практического обучения под руководством преподавателей. Мы будем делать акцент на развитии практических навыков и клинического мышления у наших выпускников;
• фокус на учащихся. Мы будем продолжать создавать благоприятную и поддерживающую образовательную среду для наших учащихся. Это включает в себя улучшение условий обучения, развитие системы наставничества и индивидуального консультирования, поддержку научно-исследовательской деятельности учащихся и социальную поддержку. Мы хотим, чтобы каждый учащийся чувствовал себя ценным членом нашего колледжа и имел все возможности для своего профессионального и личностного роста;
• международное сотрудничество. Мы стремимся к расширению международного сотрудничества с учреждениями образования стран СНГ. Это позволяет обмениваться опытом, привлекать лучших преподавателей и учащихся, участвовать в международных конкурсах и повышать конкурентоспособность нашего колледжа.
В целом я вижу наш медицинский колледж через 5‒10 лет как современное, инновационное и динамично развивающееся учреждение образования, которое готовит высококвалифицированных, компетентных медицинских специалистов, готовых вносить значимый вклад в здоровье общества. Мы будем оставаться верными нашим традициям качественного медицинского образования, одновременно активно внедряя новые технологии и подходы, чтобы обеспечить нашим выпускникам успешное будущее в постоянно меняющемся мире здравоохранения.
Как вы обеспечиваете и контролируете качество образовательного процесса, особенно в условиях постоянного развития медицинских технологий и методик? Какие инновационные подходы в обучении вы внедряете?
Вопрос качества образовательного процесса — это краеугольный камень нашей работы и постоянный приоритет. В условиях стремительного развития медицины и технологий обеспечение высокого уровня подготовки специалистов становится не просто важным, а критически необходимым. Мы понимаем, что от качества нашего образования напрямую зависят здоровье и благополучие будущих пациентов, и поэтому подходим к этому вопросу комплексно и системно.
Наша система обеспечения и контроля качества образовательного процесса многоуровневая и включает в себя как внутренние, так и внешние механизмы.
Хочу подчеркнуть, что обеспечение качества образования — это непрерывный процесс, требующий постоянного внимания, анализа и совершенствования. Мы открыты к новым идеям, инновациям и готовы адаптироваться к меняющимся требованиям времени, чтобы наши выпускники были высококвалифицированными, конкурентоспособными и готовыми к успешной карьере в современной медицине.
Какие программы и мероприятия вы реализуете для развития не только профессиональных, но и личностных качеств студентов, их лидерских навыков и умения работать в команде? Как вы поддерживаете студенческие инициативы?
Мы стремимся к комплексному развитию учащихся, выходящему за рамки профессиональной подготовки. Для этого реализуем целый ряд программ и мероприятий.
Во-первых, проводим тренинги и мастер-классы, направленные на развитие критического мышления, тайм-менеджмента и эмоционального интеллекта.
Во-вторых, организуем мероприятия, где учащиеся могут проявить лидерские качества и научиться работать в команде, решая реальные задачи. Это могут быть научно-исследовательская деятельность, социальные инициативы или творческие проекты.
В-третьих, мы публично отмечаем и награждаем учащихся за достижения и успешные результаты, чтобы мотивировать их и вдохновлять других.
Поддержка студенческих инициатив — один из наших приоритетов. Мы предоставляем учащимся ресурсы, финансирование и консультационную помощь для реализации их идей.
Как вы оцениваете уровень удовлетворенности работой преподавательского состава и обучением студентов? Какие меры вы принимаете для повышения этого уровня и создания благоприятной образовательной среды?
Удовлетворенность работой преподавательского состава и качеством обучения учащихся являются для меня основными показателями успеха нашего колледжа. Мы используем многофакторный подход к оценке и постоянному улучшению этих аспектов.
Мы проводим анонимные опросы преподавателей и учащихся, как минимум, дважды в год. Эти опросы охватывают широкий спектр тем, включая условия труда, уровень поддержки со стороны администрации, возможности для профессионального развития (для преподавателей), качество преподавания, доступность ресурсов и общее впечатление от обучения (для учащихся). Мы собираем отзывы учащихся о работе преподавателей после каждого курса обучения. Эти отзывы используются для оценки эффективности преподавания и выявления областей, требующих улучшения.
Мы поддерживаем внеучебную деятельность учащихся, предоставляя им возможности для участия в спортивных, культурных мероприятиях и волонтерских проектах. Мы отмечаем достижения преподавателей наградами, премиями и публичным признанием. Это повышает мотивацию преподавателей и создает позитивную рабочую атмосферу.
Мы убеждены, что постоянный мониторинг уровня удовлетворенности и систематическая работа по его повышению, а также создание благоприятной образовательной среды являются залогом успешного развития нашего медицинского колледжа и подготовки высококвалифицированных и востребованных медицинских специалистов.
ПАРТНЕРСТВО С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Каким образом вы организуете взаимодействие с практическими учреждениями здравоохранения для обеспечения качественной клинической практики студентов и их дальнейшего трудоустройства? Какие партнерские программы у вас есть и как вы их развиваете?
Подготовка высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями рынка труда сегодня невозможна без тесного взаимодействия учреждений среднего специального образования с организациями — заказчиками кадров.
Социальное партнерство — это система договорных отношений организационного, педагогического и экономического взаимодействия колледжа с работодателями, позволяющая включать их в процесс профессиональной подготовки специалистов, что дает организациям здравоохранения возможность быть активными заказчиками образовательных услуг.
С целью ознакомления будущих специалистов с предполагаемыми местами трудоустройства проводятся встречи представителей организаций — заказчиков кадров с учащимися выпускных групп.
Практика и практические занятия организуются и проводятся колледжем в тесном взаимодействии с учреждениями здравоохранения согласно перечню базовых организаций учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального и дополнительного образования по направлению образования «Здравоохранение». Для прохождения учащимися практики мы заключаем договоры об организации практики по установленной форме с организациями здравоохранения, в которых оснащение, объем работы и квалификация руководителей практики позволяют обеспечить полное выполнение программы по практике. Учащиеся колледжа на практических занятиях по учебным предметам в учреждениях здравоохранения развивают практические навыки, предусмотренные учебной программой; соблюдают действующие в учреждениях здравоохранения правила внутреннего трудового распорядка; изучают и строго соблюдают нормы охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности. Участие учащихся в оказании медицинской помощи гражданам осуществляется под контролем медицинского персонала при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии, а также с согласия пациентов или их законных представителей.
По отзывам специалистов учреждений здравоохранения, учащиеся колледжа имеют современное качественное образование, их отличает умение соединять теоретические и практические знания.
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
Как вы обеспечиваете финансовую устойчивость колледжа в условиях изменяющегося финансирования образования? Какие стратегии привлечения дополнительных средств используете?
Основным источником финансирования является Брестский областной бюджет. Дополнительным источником доходов — внебюджетные средства.
Главное управление по здравоохранению Брестской области ежегодно доводит план поступления внебюджетных средств. Чтобы его выполнить, своевременно актуализируем стоимость платных образовательных услуг, таких как «Подготовка специалистов со средним специальным образованием на платной основе», «Курсы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов», «Обучающие курсы». Это помогает поддерживать спрос на оказываемые услуги и конкурентоспособность в регионе.
Основные расходы, такие как выплата заработной платы с учетом взносов обязательного страхования, оплата коммунальных услуг, выплата стипендий, оплата капитального и текущего ремонта и пр., планируются на год при составлении бюджетной сметы и сметы доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций.
Процедуры закупок товаров (услуг) проводятся согласно законодательству на основании годового плана закупок на год, утвержденного директором колледжа и размещенного на сайте РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».
Дополнительное (непредвиденное) расходование средств на какую-либо закупку товаров (услуг) проводится в условиях строжайшей экономии с анализом предложений и поиском наивыгоднейших вариантов.
Привлеченные дополнительные средства — в основном это добровольные перечисления (взносы) учащихся и работников на расчетный счет колледжа, используемые для укрепления материально-технической базы. Иногда дополнительные средства — это безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц. Например, в 2024 г. по ходатайству Минздрава в целях повышения эффективности практической подготовки учащихся учреждений среднего специального образования медицинского профиля в области проведения приемов сердечно-легочной реанимации, реализации образовательного проекта «Запусти сердце» для учащихся Х классов учреждений общего среднего образования правление ОАО «АСБ Беларусбанк» оказало безвозмездную (спонсорскую) помощь в размере 1650 руб. для приобретения тренажера сердечно-легочной реанимации.
Как вы обновляете и поддерживаете в актуальном состоянии материально-техническую базу колледжа, включая лаборатории, симуляционное оборудование и клинические базы для практики? Какие инвестиции в этом направлении вы считаете приоритетными?
Материально-техническая база колледжа поддерживается как за счет средств областного бюджета, так и за счет внебюджетных средств.
В 2024 г. за счет средств бюджета были приобретены тренажеры сердечно-легочной реанимации, обновлены комплекты ПЭВМ и МФУ. За счет добровольных перечислений (взносов) учащихся и работников приобрели и установили два кондиционера, пополнили библиотеку колледжа художественной литературой на сумму более 2 тыс. руб., обновили часть спортивного инвентаря, для украшения прилегающей территории приобрели растения (цветы) и необходимые хозяйственные товары.
В 2025 г. за счет средств внебюджета уже закуплены комплекты ПЭВМ и дефибриллятор. За счет бюджета — мебель для организации обучения на базе практического здравоохранения. За счет добровольных перечислений продолжили приобретение художественной литературы и мебели.
К сожалению, бюджетное финансирование на поддержание материально-технической базы с каждым годом сокращается, но надеемся, что это явление временное и мы продолжим обновление.
Приоритетными инвестициями можно считать привлечение безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц и, конечно же, увеличение финансирования из Брестского областного бюджета.
Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА