«Путь в тысячу ли начинается с первого шага»: интервью с директором гимназии №5 г. Гродно


Окончила Белорусский государственный университет по специаль­ности «История». Преподаватель истории и социально-­политических дисциплин.
С 1989 г. работала старшей пионерской вожатой в средних школах № 28 и № 32 г. Гродно, с 1993 г. — заместителем директора по воспитательной работе и учителем истории в средней школе № 23 г. Гродно, с 2004 г. — заместителем директора по учебной работе в гимназии № 5 г. Гродно.
С 2012 г. занимает должность директора государственного учреждения образования «Гимназия № 5 г. Гродно».
Имеет сертификаты участника районного открытого фестиваля педагогических идей «Ступени мастерства» (2012, 2013, 2014, 2015, 2017, 2018), международный сертификат участника I Международного образовательного форума китайско-­иностранной дружбы в г. Ланьчжоу провинции Ганьсу (КНР, 2019).
Работает в учреждении образования, выпускницей которого сама и является (закончила класс с архитектурно-­художественным уклоном). Кроме того, училась в музыкальной школе по классу фортепиано. Придя в гимназию, попала в свою среду и как выпускница, и как человек, всю жизнь связанный с культурой и искусством.

Редакция: Кто повлиял на ваше решение стать педагогом и как вы его принимали?

Ольга  Геннадьевна: Каждому человеку важно определиться и реализоваться в жизни, выбрать профессию согласно своим природным способностям. В моем случае про долгий выбор профессии не было и речи. Я — третье поколение учителей в нашей династии (бабушка была учителем начальных классов, дедушка — учителем истории, родители — учителями музыки).

А вот на выбор специальности повлиял мой дед, Антон Иосифович Вой­тулевич, который сумел привить любовь к истории интересными рассказами и воспоминаниями о своем боевом прошлом. Он мастерски переплетал исторические события, написанные в учебниках, с личными впечатлениями человека, который освобождал ряд европейских стран и участвовал в боях за Берлин. Так я стала очередным звеном в учительской династии, которую, к слову, продолжит моя дочь Валентина — студентка БГПУ им. М. Танка.


Хотелось бы вспомнить интересный случай из моей школьной жизни. В VII классе я получила «неуд» по поведению, пытаясь самостоятельно решить конфликтную ситуацию в своем классе, что шло вразрез с мнением классного руководителя. В кабинете завуча меня долго отчитывали, а мне хоть и было стыдно, но я считала себя правой и незаслуженно обиженной. Этот случай забылся бы, но волею судьбы я пришла работать в гимназию заместителем директора по учебной работе (именно в этот кабинет) с мыслью «отомщу любимой школе». За той иронией на самом деле была глубокая убежденность в своей неслучайной роли в судьбе родного учреждения образования и стремление к совершенствованию и развитию. А древнекитайская пословица «Путь в тысячу ли начинается с первого шага» стала девизом моих устремлений.


Ред.: В чём изюминка вашей гимназии?

О.Г.: Я считаю, что наша гимназия — уникальное учреждение образования. По сути, дети здесь получают два образования: общее среднее и дополнительное эстетическое.

В гимназии сформирована модель культурно-­образовательного пространства, которая включает в себя три вида деятельности: образовательную, концертно-­выставочную и культурно-­досуговую. Концертно-­выставочная деятельность имеет интегративный характер и является одновременно формой деятельности в образовательном процессе, а также может быть представлена в культурно-­досуговой деятельности как показатель уровня воспитанности и уровня культуры не только ученика, но и его семьи.

На протяжении учебного года ведется активная концертно-­конкурсная деятельность: в среднем до 45 концертов дает музыкальное отделение, до 50 концертов — хореографическое отделение, до 10 концертов — театральное отделение, а отделение изобразительного искусства проводит до 20 выставок.

В общей сложности на факультативных занятиях в области искусства занимаются около 10 % учащихся, имеющих серьезные отклонения в здоровье, в т. ч. и дети-инвалиды. Отдельно стоит отметить занятость учащихся из многодетных семей, детей из неполных семей, детей, находящихся на опеке.

Созданная в гимназии культурно-­образовательная среда — важный ресурс для расширения культурных границ, обмена опытом и установления отношений сотрудничества. В сентябре 2018 года наша гимназия принимала делегацию школьников и учителей средней школы № 4 г. Луннань провинции Ганьсу Китайской Народной Республики. В результате было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве. Это событие стало стимулом для дальнейшего развития и углубления культурного и образовательного обмена, выстраивания дружественных отношений. Также после этого в гимназии стали изучать китайский язык.

В 2019 году я выступила с докладом «Культурно-­образовательная среда гимназии как возможность развития “диалога культур”, обмена опытом и сотрудничества» на I Международном образовательном форуме китайско-­иностранной дружбы в г. Ланьчжоу провинции Ганьсу, где было подписано Соглашение о дружественном сотрудничестве со Средней школой г. Ланьчжоу, входящей в Северо-­западный педагогический университет. Надеюсь, что после завершения пандемии наше сотрудничество активизируется.

Других гимназических изюминок можно назвать много. Это и работа гимназической службы медиации в рамках республиканского инновационного проекта «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации», и модель ученического самоуправления «Школьное Содружество Добрых Дел», и деятельность музея боевой славы с проектом «Музей в чемодане». Кроме того, мы гордимся сайтом гимназии, содержательное наполнение которого положительно отмечено Главным управлением образования Гродненского облисполкома в ходе комплексного изучения деятельности районного отдела и учреждений образования. Особенностями учреждения можно назвать также ежегодные отчетные концерты творческих коллективов и индивидуальных исполнителей в Областном драматическом театре, шведский стол в организации питания VI–XI классов, электронную проходную «ИнфоПост» и теплицу на крыше гимназии.

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ 

Так что такое гимназия? Это люди, это сотрудники, это дети, это родители, это все мы. А 2020 год — это 45‑я годовщина нашей совместной работы и пути в одном направлении.
В 1975 г. на улице Домбровского на месте разлившегося пруда была построена новая школа. Через несколько лет на крыше учреждения к удивлению жителей соседних домов появилась теплица. В 1979 г. открылись классы с архитектурно-­художественным уклоном, а в 1980 г. начал работу музей боевой славы.
Школа постоянно находилась в поиске своего пути. В 80‑е в ее стенах прошел эксперимент по изучению английского языка с I класса, введены изучение предметов на польском языке и профильные химико-­биологические классы.
В 1996 г. наконец открылся класс с театрально-­художественным уклоном, в 1998 г. — класс с музыкальным уклоном. В том же году по решению администрации Ленинского района г. Гродно учреждению был присвоен статус школы с эстетическим уклоном. А в 2004 г. решением Гродненского городского исполнительного комитета средняя школа № 21 стала гимназией № 5.
Сегодня гимназия — это 970 учеников и 176 сотрудников. 80 % учителей имеют первую и высшую квалификационную категории, а также категорию «учитель-­методист», что свидетельствует о высоком уровне компетентности педагогического коллектива.
Качество образования подтверждает результативность участия в интеллектуальных и творческих конкурсах (ежегодно в копилку учреждения попадает около 50 дипломов областного, 20 республиканского, 10 международного уровней), а также высокие баллы на ЦТ и как результат поступление около 90 % выпускников гимназии в вузы (из них 80 % — на бюджет).
В гимназии организуются факультативные занятия, содержание которых направлено на развитие способностей обучающихся в области отдельных видов искусств: хореографического, художественного, музыкального, театрального. 7 любительских коллективов гимназии имеют звание образцовых.
Все ученики I–IX классов дополнительно получают образование в области выбранного ими направления искусства. А на третьей ступени открыты классы с изучением на повышенном уровне русского и английского языков, математики, биологии и химии.
Гимназия сотрудничает с гуманитарным колледжем, колледжем искусств, областным отделением Союза художников Беларуси, областным отделением Союза писателей Беларуси, областным драматическим и кукольным театрами. Налажены связи с Белорусским государственным университетом культуры и искусств (г. Минск). Кроме того, на базе нашего учреждения действует филиал кафедры изобразительного искусства Гродненского государственного университета им. Я. Купалы.
Кроме того, сегодня в учреждении работают 13 его выпускников.
В 2020 г. гимназией была внедрена система менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям СТБ ISO 9001-2015.

Ред.: Какие платные образовательные услуги имеют наибольший спрос в вашем учреждении?

О.Г.: В гимназии оказывается широкий спектр платных услуг: английский, русский, белорусский, китайский языки, математика, история Беларуси, биология, химия.

Отдельным спросом пользуется школа подготовки к первому классу «Звездочка». Также востребован курс «Основы учебного академического рисунка», где учащихся целенаправленно готовят для поступления в учебные заведения художественного профиля. Наряду с групповыми занятиями организованы репетиторские услуги по подготовке к централизованному тестированию.

В связи с эпидемиологической ситуацией в конце учебного года возникла необходимость организовать платные образовательные услуги по повторению и наверстыванию материала к новому учебному году. Уже в августе у нас стали работать группы по английскому и русскому языкам, математике.

Платные образовательные услуги — серьезная статья дохода для гимназии. Соответствующие поступления составляют 75 % всех доходов, полученных от внебюджетной деятельности.

Ред.: Вы являетесь участником проекта международной технической помощи по программе трансграничного сотрудничества Европейского соседства «Латвия-­Литва-­Беларусь 2014–2020». Расскажите, что это за проект, в чем его суть и польза для вашего учреждения?

О.Г.: Для современных детей важно изучать не только базовые предметы, но и развивать навыки критического мышления, формировать социальные и эмоциональные компетенции, учиться творчески решать проблемы, приобретать навыки сотрудничества, общения и командной работы, размышлять, углублять навыки иностранного языка. Для достижения этих целей гимназия вместе с партнерами из Беларуси (средняя школа № 7 г. Гродно и Озерская средняя школа) и Литвы (Вейсеяйская гимназия им. Сигитаса Геда, школа — детский сад «Витурелис» г. Лаздияй, гимназия им. Мотеюса Густависа г. Лаздияй) разработали и подписали грант-­контракт, который послужил началом трансграничного проекта «Укрепление социальной вовлеченности посредством технологии, коммуникации и трансграничного сотрудничества». Общая сметная стоимость проекта составляет 616 359,25 евро.

Преимущество этого проекта заключается в том, что он создаст новые захватывающие учебные пространства, улучшит результаты обучения и поможет ликвидировать социальную изоляцию среди детей. Проект поможет укрепить образовательное и социальное сотрудничество между Гродненским и Лаздийским районами.

На сегодня отремонтированы и оборудованы современная лаборатория иностранных языков и кабинет, где дети в ближайшее время будут заниматься робототехникой.

БЛИЦ-ОПРОС

Ред.: Какая профориентационная работа ведется в гимназии?

О.Г.: Мероприятия по профессиональной ориентации включают работу со всеми учащимися гимназии по следующим направлениям: профконсультирование, профпросвещение, профдиагностика. Также проводятся мероприятия с педагогами и родителями. В среднем в учебном году на базе гимназии проводится 30–35 встреч с представителями различных учебных заведений и организаций. Кроме того, учащиеся активно посещают дни открытых дверей учебных заведений Гродно и Минска, а также для них проводятся экскурсии профориентационной направленности на предприятиях и в организациях города.

Особое внимание уделяется изучению профессиональных интересов учащихся IX–XI классов с использованием ряда методик (пакет методик «Профиль», ПИК «Самоопределение», проективные методики «Я в будущем» и др.).

Очень значимо взаимодействие классных руководителей и педагога-­психолога. В работе с учащимися используются такие формы работы, как единые профориентационные часы, классные часы профориентационной направленности, тренинговые занятия, профигры, конкурсы, занятия с психологом. Также ребята создают презентации о профессиях.

Важный момент в профориентационной работе с учащимися в гимназии — проведение Недели профориентации, в которой задействованы все. В рамках данной недели мы пытаемся использовать наиболее интересные и полезные для учащихся мероприятия: оформление профстендов, выставка соответствующей литературы в библиотеке, размещение полезной информации на сайте. Кроме того, в этот период в школе работает группа помощников профконсультанта (16 учащихся VIII–IX классов), среди учащихся распространяются флаеры, проводятся единые классные часы, мастер-­классы, родительские собрания, интерактивные перемены и др.

В профориентационной работе особый акцент делается на пропаганду белорусских учебных заведений. Также рекламируются военные и педагогические специальности. В гимназии организован факультативный курс «Введение в педагогическую профессию» для учащихся X–XI классов. Ежегодно до 20 % наших выпускников поступают на педагогические специальности. А в 2018 г. учащиеся гимназии, посещавшие педагогический факультатив, завоевали диплом первой степени на Республиканском конкурсе «Лучший педагогический класс» в УО «Национальный детский образовательно-­оздоровительный центр “Зубренок”».

Ред.: Чем планируете занимать детей в шестой школьный день в новом учебном году?

О.Г.: В гимназии третий год подряд реализуется проект «Каждую субботу вместе», который несколько обновлен и откорректирован к началу этого учебного года.

Традиционно каждая суббота месяца имеет свою направленность: первая — профилактическая, вторая — спортивная, третья — профориентационная, четвертая — инициативная. В соответствии с тематикой выстраиваются мероприятия и встречи.

Кроме того, суббота — это день, когда организовываются походы в кино, театры, экскурсии по городу и поездки всей Беларуси (Несвиж, Мир, Минск, Брест и др.). Выходы и поездки спланированы для каждого класса, параллели и носят системный характер. В шестой школьный день работает более 50 % всех объединений по интересам, в этот день занимаются образцовые коллективы, организовываются сводные репетиции, спортивные соревнования. Новшеством этого года станет открытие фото- и видеолаборатории при гимназическом пресс-­центре.

Ред.: С какими управленческими трудностями приходится сталкиваться?

О.Г.: С тотальной нехваткой времени в сутках для реализации всех планов и проектов. Любую работу (от вопросов образовательного процесса до организации ремонтных работ) хочется делать вдумчиво и толково. Очень часто не хватает юридического образования, чтобы разобраться в ряде появляющихся нюансов. Однако, как говорила Алиса Льюиса Кэрролла, «рано или поздно всё станет понятно, всё станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева… всё будет правильно».

Ред.: Изменилось ли ­что-либо в вашей работе в связи с пандемией?

О.Г.: В конце учебного года гимназию посещало около 35 % обучающихся. Конечно, пришлось перестраиваться. Каждый педагог организовывал свою работу в соответствии с возрастными особенностями учеников, возможностями как собственными, так и семейными. Как итог — аттестация по итогам года всех гимназистов. Но мы понимаем, что наверстывать упущенное еще предстоит. Активизировались платные образовательные услуги, индивидуальные консультации и занятия по повторению и ликвидации пробелов в знаниях. Есть трудности, связанные с соблюдением санитарных противоэпидемиологических требований, и мы работаем над решением этой задачи. Это и организация фильтра при приеме детей, и соблюдение социального дистанцирования в столовой и гардеробе, и максимальное разведение потоков детей.

Занятия по предметам эстетического цикла мы также планируем с учетом минимального пересечения детей из разных классов и параллелей, что, конечно, усложняет работу сводных коллективов. Тем не менее, сохранение здоровья наших детей и педагогов — это залог результативности образовательного процесса в любых условиях.

Ред.: Что бы вы хотели пожелать коллегам-­руководителям в начале учебного года?

О.Г.:  З новым годам, калегі-­настаўнікі,
З новай радасцю, са знаёмай трывогай.
Зноў наперадзе доўгая ведаў дарога,
Мала клічнікаў, больш пытальнікаў.
Зноў вы адчыніце дзверы ў свой клас —
Новы год пачынаецца сёння.
А ці добрым ён будзе — залежыць ад нас,
Ад сумленнасці нашай і працы натхнённай.
Нам яшчэ прафесійна расці ды расці…
Новы век нам у твар заглядае —
Трэба разам і годна ў ім нам ісці,
Шмат цікавага там нас чакае.
Хутка восень зачне свой дакучлівы вальс,
Зазбіраюцца птушкі ў вырай…
З новым годам, сябры!
Хай ён будзе для нас
Годам поспехаў творчых і міру!

Эти строки принадлежат моей маме, Людмиле Антоновне Кебич, и, на мой взгляд, это лучшее поздравление всех учителей с началом нового учебного года.

Я же хочу пожелать, чтобы новый учебный год был насыщен профессиональными достижениями. Творческих успехов, жизненного оптимизма и неисчерпаемой энергии! Чтобы свернуть горы, необходимы вовсе не горы, а жизненная энергия, желание, позитивное восприятие жизни и стимул, которым являются наши ученики. Талантливых учеников и понимающих родителей всем нам! И конечно, здоровья, семейного тепла и уюта. С новым годом, коллеги-­учителя!

Беседовала Елена Алексане


573 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Математики, физруки, дефектологи и воспитатели. В каких педагогах нуждается Минск

Минск заявил о потребности в 1 113 молодых специалистах-педагогах в 2020 г., сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в комитете по образованию Мингорисполкома.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 152