Формируем благоприятный психологический климат в коллективе

Формируем благоприятный психологический климат в коллективе

В процессе решения совместных профессиональных задач специалисты учреждений образования должны вступать в контакт с целью координации своих действий. От уровня взаимодействия этих людей зависит результат их работы. К сожалению, происходят случаи, когда работники оказываются не готовы к совместной деятельности: устраивают саботаж, провоцируют на конфликт, громогласно выясняют отношения на рабочем месте.

Что делать, чтобы работники учреждения были «совместимы», вы узнаете из статьи.

Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

1324 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Разберем пример конфликтной ситуации между воспитателем и учителем младших классов. Неприязненные отношения между коллегами привели к ссоре на рабочем месте, где работники позволили себе кричать, оскорблять друг друга. Из-за накала страстей один работник бросил в другого деревянную игрушку. Результат — травма на рабочем месте.

За последствия подобных происшествий приходится отвечать руководителю, который прежде всего должен обеспечить безопасные условия труда и грамотно произвести ротацию кадров, т. е. «совместить» работников.

Справочно: при изучении научных работ, посвященных исследованию совместимости, а также при попытке сформулировать единое понятие «психологическая совместимость» обнаруживается ряд проблем, в частности:
– отсутствие объективных критериев совместимости;
– синонимизация понятий «совместимость» и «сработанность», что является некорректным;
– не ясно, существуют ли более или менее совместимые психологические типы работников;
– сложность выбора критериев, индикаторов измерения психологической совместимости.

При том, что термин «совместимость» употребляется достаточно часто, это понятие до сих пор остается неоднозначным в истолковании, поэтому каждый автор вкладывает в него свой смысл, руководствуясь собственными научными взглядами. Рассмотрим определения, которые обычно используют при оптимизации взаимодействия персонала.

Совместимость — это сочетание личностных характеристик, оказывающих положительное влияние на результаты совместной деятельности.

Психологическая совместимость персонала — это способность согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия и оптимизировать взаимоотношения в условиях совместной деятельности.

Психологическая совместимость требует наличия у работников общности интересов, взаимной симпатии, готовности и способности ужиться с другим человеком.

Уровни совместимости

Выделяют несколько уровней совместимости, обусловленных как свой­ствами, особенностями личности работников, так и содержанием и уровнем трудности решаемых профессиональных задач. В публикациях на тему совместимости персонала наиболее часто выделяют три уровня психологической совместимости: психофизиологический, психологический и социально-­психологический.

Уровень I: психофизиологическая совместимость. Выражается в сходстве природных свой­ств людей: особенностей нервной системы, физической выносливости, работоспособности, эмоциональной устойчивости и т. д. Этот уровень подразумевает скоординированность, точность действий в тех видах деятельности, в которых необходима определенная скорость и согласованность.

Например, педагоги задействованы в проведении массового спортивного мероприятия в 6-й школьный день. Им необходимо скоординировать свои действия так, чтобы соблюдалась безопасность, контролировались условия и правила соревнования и т. д. Именно в случае, если у педагогов есть психофизиологическая совместимость, мероприятие пройдет максимально гладко и не создаст стрессовых ситуаций.

Уровень II: психологическая совместимость. Проявляется в совпадении свой­ств, являющихся результатом обучения и воспитания. К этому уровню относится совпадение черт характера, профессиональных интересов, уровня интеллектуального развития, моральных качеств людей и пр.

Например, работа администрации учреждения, других педагогических работников требует не столько физической выносливости, сколько высокого уровня сформированности познавательных процессов: памяти и внимания, мышления, профессионального опыта, признания общих моральных норм, умения общаться. Поэтому для эффективного взаимодействия педагогам важно иметь психологическую совместимость.

Уровень III: социально-­психологическая совместимость. Этот вид совместимости выражается в сходстве личностных свой­ств, необходимых для социального взаимодействия на основе общности мировоззрения: коммуникативность, социальные установки, ценностные ориентации. Указанные свой­ства необходимы для работников тех сфер, где требуется взаимодействие с людьми, решение проблемных ситуаций, управление.

При совпадении качеств работников по всем уровням можно говорить об их полной психологической совместимости, а если эта совместимость обеспечивает эффективное выполнение профессиональных задач и приносит положительный результат — это сработанность.

Обеспечение групповой совместимости является одним из условий создания благоприятного социально-­психологического климата в коллективе. И здесь многое зависит от руководителя учреждения образования.

Отличительные признаки сработанности и совместимости

Как совместимость, так и сработанность служат для обозначения взаимодействия людей.

Для сработанности ведущим является поведенческий компонент: высокая результативность взаимодействия, удовлетворенность, прежде всего, успешностью работы и, как следствие, отношениями с партнером, низкие эмоционально-­энергетические затраты.

В то же время ведущий компонент совместимости эмоциональный: удовлетворенность общением с партнерами, чему сопутствуют высокие эмоционально-­энергетические затраты.

Таким образом, сработанность характеризуется удовольствием от содержания деятельности, совместимость — удовольствием от общения.

Пример
Если два работника А и В сработались в ­какой-либо деятельности, то они чаще всего испытывают взаимную симпатию. Однако их симпатия может быть связана только с этим конкретным видом совместной деятельности. В неформальных условиях (во время отдыха) А и В могут не испытывать особого желания общаться. Более того, если позволяют условия и есть возможность общаться с другими людьми, то сработавшиеся А и В предпочтут контакты с другими работниками (А с С, В с D). Вместе с тем неформальное общение с другими может ограничиваться только неформальными контактами, и работать с C и D А и В не захотят, а главное — не смогут. Иначе говоря, А и В — сработавшаяся, но несовместимая пара, а пары А и С, В и D — совместимые, но несработавшиеся.


Представьте себе экипаж лодки и гребцов, которые участвуют в соревнованиях. Что приблизит участников к победе — совместимость или сработанность?

Успех здесь в большей степени будет зависеть от сработанности спортсменов, хотя и совместимость имеет значение.

Рекомендации по формированию благоприятного психологического климата

Прежде чем приступать к практическим шагам, направленным на создание благоприятного психологического климата в коллективе, который будет содействовать формированию совместимости и сработанности персонала, руководителю необходимо понимать, что не существует универсальных решений, которые подошли бы всем учреждениям образования без исключения.

Процесс формирования благоприятного социально-­психологического климата можно условно разделить на два этапа:

1) определение текущего микроклимата в коллективе;

2) принятие решений, направленных на создание благоприятного психологического климата.

Алгоритм формирования благоприятного социально-­психологического климата в коллективе

ШАГ 1. Определите текущий микроклимат в коллективе

Познавательные инструменты, которые понадобятся на данном этапе, — это наблюдение и анализ, опрос и анкетирование, а также диагностика социально-­психологических особенностей трудового коллектива.

Наблюдение и анализ

Тщательное и продолжительное наблюдение, использующее в т. ч. методики хронометража рабочего времени, оценки практических результатов труда (отчеты), особенно в группах работников со сходными задачами, позволяет узнать о наличии проблем с микроклиматом в коллективе и сделать соответствующие выводы о необходимости принятия мер по его нормализации.

Опрос и анкетирование

Прямой опрос сотрудников является еще одним способом узнать о наличии проблем в учреждении. Однако в случае, когда в коллективе в целом или в отдельной его части царит неблагоприятная атмосфера, результаты опроса могут быть ложными. В такой ситуации логичнее провести анонимное анкетирование.

Анкета для анонимного опроса работников

Психологическая диагностика

Для изучения потенциала персонала используются методики из блока методов исследования психологических свой­ств, состояний личности и изучения внутригрупповых отношений. Однако нужно помнить, что 100 % результативности невозможно получить т. к. измерение совместимости и сработанности персонала требует методологической работы, совершенствования понятийного аппарата, подбора методов исследования.

Изучение социально-­психологических особенностей трудового коллектива, а также исследование взаимоотношений в нем поможет руководителю выстроить грамотную политику управления.

Директору на заметку
От качества управления трудовым коллективом, настроения в нем зависит производительность труда, а значит, и дальнейшая эффективность работы всего учреждения.

ШАГ 2. Примите решения, направленные на создание благоприятного социально-­психологического климата

После изучения взаимоотношений персонала, определения проблемных ситуаций необходимо принять ряд решений, направленных на создание благоприятного психологического климата. Например:

1.    Перестановка кадров. Для создания благоприятного психологического климата часто приходится прибегать к кадровым перестановкам. Иногда решение может заключаться в переводе отдельных сотрудников на более подходящие им должности или даже в увольнении работников, которые, несмотря на личные достижения, мешают формировать микроклимат из-за своей «токсичности».

2.    Проведение информационных занятий, совещаний, на которых руководителю стоит транслировать нормы, ценности, корпоративную культуру, принятую в учреждении; своевременно сообщать сотрудникам о событиях в жизни учреждения. Необходимо помнить, что такие мероприятия должны быть актуальными для каждой группы работников.

3.    Работа с мотивацией. Повышение размеров заработной платы и премий, создание гибкой системы дисциплинарных взысканий и поощрений дает возможность мотивировать работников к труду и улучшить их взаимоотношения в коллективе, особенно если предусмотреть дополнительные методики поощрения за успешную деятельность рабочей группы, а не только отдельных сотрудников. Здесь важна прозрачность системы мотивации, чтобы ни у кого не возникало сомнений в справедливости используемой системы.

4.    Развитие персонала. В это понятие входит предоставление возможности профессио­нального продвижения, планирования карьеры. Кроме того, следует использовать потенциал сотрудников в процессе принятия управленческих решений.

5.    Организация и проведение совместной досуговой деятельности коллектива. К данному решению относятся проведение спортивных соревнований, организация экскурсий, корпоративов, совместное посещение культурно-­зрелищных мероприятий и т. д.

6.    Создание «ящика пожеланий и предложений» по улучшению работы коллектива, с помощью которого работники смогут высказывать свои идеи на этот счет.  

1324 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Минобразования озвучило ключевые задачи системы на 2024 год

Министр образования Андрей Иванец на заседании коллегии Министерства образования «Об итогах работы Министерства образования Республики Беларусь за 2023 год и основных зад...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 187
1
• • •

В каких документах УОСО отразить изменения законодательства о труде

Закон Республики Беларусь от 29.06.2023 № 273-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» (далее — Закон) вступил в силу с 1 января 2024 г. Статья 3 Закона пр...
№ 1 (145) 2024 Лавфер Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 900
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок