Вопросы аттестации педработников

Вопросы аттестации педработников

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1891 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Сколько открытых уроков и внеклассных мероприятий нужно провести учителю для присвоения второй квалификационной категории и каким нормативным документом это регламентируется? Нужно ли педагогу предъявлять результаты педагогической деятельности из другого учреждения образования за подписью прежнего руководителя, если перед аттестацией педагог два года работал в другой школе?


Согласно ч. 2 п. 35 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-­преподавательского состава) (утв. постановлением Министерства образования Рес­публики Беларусь от 22.08.2012 № 101 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция по аттестации) методическое обеспечение аттестации (исключая аттестацию преподавателей учебных предметов (учебных дисциплин) профессионального компонента и мастеров производственного обучения учреждения образования) определяет государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» (далее — Академия) совместно с учреждением образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

Показатели оценки деятельности педагогического работника при проведении аттестации определены в рекомендациях «Методическое обеспечение аттестации педагогических работников» (размещены на сайте Академии в разделе «Квалификационный экзамен»).

При аттестации учителя на вторую квалификационную категорию такими показателями являются:

  • отчет о результатах самообразования на бумажном носителе;
  • планы-­конспекты уроков на бумажном и электронном носителях (два);
  • анализ ведения школьной документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель директора);
  • посещение членами аттестационной комиссии двух открытых учебных занятий (уроков, поддерживающих, стимулирующих, факультативов) и их анализ;
  • анализ работы по созданию и развитию образовательной среды предметного кабинета (аттестуемый демонстрирует наработки, анализ осуществляет заместитель директора или руководитель методического объединения);
  • анализ работы учителя как классного руководителя, анализ одного внеклассного мероприятия (если педагогический работник является классным руководителем);
  • определение уровня сформированности самооценки учителя на основе самоанализа проведенных мероприятий;
  • диагностика уровня обученности учащихся и анализ динамики (осуществляет заместитель директора на основе контрольных работ, срезов, мониторинга и т. д.);
  • результативность участия в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях, конкурсах (аттестуемый предоставляет в письменной форме);
  • анализ работы с законными представителями обучающихся;
  • анализ методической деятельности (предоставляет руководитель методического объединения).

На основании данных показателей осуществляется изучение педагогической деятельности аттестуемого и готовится аналитическая информация.

Таким образом, необходимо подготовить два открытых урока и одно внеклассное мероприятие (если педагогический работник является классным руководителем).

Самостоятельное предоставление педагогическим работником материалов, указанных выше, из других учреждений (с прежнего места работы) не предусмотрено.


Можно ли аттестовать на присвоение первой категории педагога социального учителя первой категории, окончившего российский университет и имеющего специальность «Психология»?


Нельзя.

Условия и порядок присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам системы образования определены Инструкцией по аттестации.

Одним из обязательных условий допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории согласно п. 18 Инструкции по аттестации является соответствие полученного образования квалификационным требованиям.

Квалификационные характеристики должностей педагогических работников определены Выпуском 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Выпуск 28 ЕКСД).

В соответствии с Выпуском 28 ЕКСД к должности «Педагог социальный» предъявляются следующие квалификационные требования: высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование и переподготовка, соответствующая педагогической деятельности по специальности «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Под образованием, соответствующим педагогической деятельности, в данном случае понимается высшее образование с присвоением квалификации «Социальный педагог» или «Педагог социальный».

Таким образом, лицо, не имеющее соответствующего диплома, не может занимать должность педагога социального и, соответственно, претендовать на присвоение квалификационной категории по данной должности.


Педагог имеет высшую квалификационную категорию руководителя кружка, присвоенную в 2004 г. Вместе с тем данный специалист в 2014 г. подтвердил высшую квалификационную категорию учителя. Можно ли принять его на должность педагога дополнительного образования высшей категории? Если не по высшей, то по какой категории можно принять педагога?


Педагога можно принять на должность педагога дополнительного образования высшей категории.

Должность «Руководитель кружка» исключена из ЕКСД с 1 июня 2011 г. (подп. 1.3.2 п. 1.3 постановления Министерства труда и социальной защиты от 26.05.2011 № 33). Вместо нее введена должность «Педагог дополнительного образования».

Согласно п. 8 Инструкции по аттестации квалификационная категория, присвоенная педагогическому работнику по должности, переименованной в установленном порядке, сохраняется.

Таким образом, лицо, которому ранее присвоена высшая квалификационная категория руководителя кружка, считается имеющим высшую квалификационную категорию педагога дополнительного образования.


После окончания колледжа педагог получила специальность «Внешкольная и внеклассная работа, педагогика социальная» с присвоением квалификации «педагог-­организатор, педагог социальный» и работала в школе педагогом социальным. В 2005 г. ей была присвоена вторая квалификационная категория как педагогу социальному. В 2008 г. специалист заочно окончила университет по специальности «Преподаватель географии». С 2015 по 2018 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком. Можно ли такого работника аттестовать в этом учебном году на первую квалификационную категорию как педагога социального?


Нельзя.

В соответствии с Выпуском 28 ЕКСД, как уже упоминалось выше, к должности «Педагог социальный» предъявляются следующие квалификационные требования: высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование и переподготовка, соответствующая педагогической деятельности по специальности «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Социальный педагог, имеющий среднее специальное образование, не может претендовать на присвоение квалификационной категории, поскольку его образование не соответствует требованиям.


Каков порядок проведения аттестации педагогических работников детских школ искусств? Если в детской школе искусств невозможно создать комиссию по аттестации или возникают спорные вопросы, связанные с итогами аттестации, то в какую аттестационную комиссию следует обращаться: отдела культуры или отдела образования?


Условия и порядок присвоения квалификационных категорий всем педагогическим работникам системы образования определены Инструкцией по аттестации.

Согласно ч. 1 п. 15 Инструкции по аттестации рассмотрение спорных вопросов, связанных с аттестацией педагогических работников, а также аттестация педагогических работников организаций, в которых невозможно создать аттестационную комиссию, осуществляются аттестационной комиссией отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа.


Специалист работала педагогом-­психологом в школе, имеет первую квалификационную категорию педагога-­психолога, прошла переподготовку с присвоением квалификации «учитель-­дефектолог». В данной должности работает второй год. Имеет ли она право аттестоваться на первую квалификационную категорию как учитель-­дефектолог, минуя присвоение второй квалификационной категории?


В исключительных случаях по ходатайству руководителя и с согласия начальника управления по образованию.

В силу п. 20 Инструкции по аттестации без учета стажа работы в должности учитель-­дефектолог может претендовать на присвоение первой квалификационной категории, если ранее ему присваивалась первая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя или методиста.

Описанный в вопросе случай не предусмотрен Инструкцией по аттестации в качестве основания, дающего право на прохождение аттестации на присвоение первой квалификационной категории без учета стажа работы.

Вместе с тем в соответствии с п. 20-1 Инструкции по аттестации в исключительном случае педагогический работник по ходатайству руководителя организации системы образования или аттестационной комиссии без учета присвоенной ранее квалификационной категории и (или) стажа работы в должности, по которой педагог проходит аттестацию, может быть допущен к аттестации на присвоение первой квалификационной категории с согласия начальника главного управления по образованию облисполкома.


В школе работают педагог социальный с высшим образованием по специальности «Социальная работа (социально-­педагогическая деятельность)» с присвоением квалификации «Специалист по социальной работе — педагог» и педагог-­психолог с высшим образованием по специальности «Социальная работа (социально-­педагогическая деятельность)» с присвоением квалификации «Педагог-­психолог». Заканчивается второй год их работы по распределению. Могут ли эти работники претендовать на присвоение второй квалификационной категории?


Могут при соблюдении всех условий п. 18 Инструкции по аттестации.

Одним из обязательных условий допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории согласно п. 18 Инструкции по аттестации является соответствие полученного образования квалификационным требованиям.

Квалификационные характеристики должностей специалистов определены, как уже упоминалось, Выпуском 28 ЕКСД.

Так, к должности «Педагог социальный» предъявляются следующие квалификационные требования: высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование и переподготовка, соответствующая педагогической деятельности по специальности «Социальная педагогика», без предъявления требований к стажу работы.

Квалификационные требования к должности «Педагог-­психолог»: высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование и переподготовка по специальностям «Практическая психология», «Психология», «Психология семейных отношений», без предъявления требований к стажу работы.

Полученное образование по специальности «Социальная работа (социально-­педагогическая деятельность)» с присвоением соответствующих квалификаций соответствует педагогической деятельности, т. е. квалификационным требованиям, предъявляемым к должности «Педагог социальный» и должности «Педагог-­психолог».

Поэтому претендовать на присвоение квалификационной категории по указанным должностям работники могут, но при соблюдении иных условий п. 18 Инструкции по аттестации.


Учитель работает педагогом-­психологом в школе с сентября 2017 г. До этого два года она работала в колледже преподавателем психологии и один год в сфере, не связанной с образованием. Имеет диплом магистра. Нужно ли данному педагогу для получения второй квалификационной категории отправляться на повышение квалификации?


Нет, не нужно.

Усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации управленческих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством, является одним из обязательных условий допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории (п. 18 Инструкции по аттестации).

Лица, освобождаемые от прохождения повышения квалификации, перечислены в абз. 4 ч. 1 п. 18 Инструкции по аттестации.

Согласно ч. 3 п. 19 данной Инструкции лицо, получившее диплом магистра, может претендовать на присвоение квалификационной категории без требований к наличию стажа работы в должности, по которой оно проходит аттестацию, и допускается к аттестации без прохождения повышения квалификации.


Учитель немецкого языка по совместительству работает педагогом-­организатором, ведет классное руководство. Можно ли данного учителя допустить к аттестации на присвоение следующей квалификационной категории в должности учителя, если он имеет свидетельство о повышении квалификации педагога-­организатора или классного руководителя?


Можно.

Специалисты, работающие в условиях неполного рабочего времени, в т. ч. на условиях совместительства, допускаются к аттестации для присвоения квалификационных категорий по занимаемой должности на общих основаниях.

В соответствии с п. 18 Инструкции по аттестации обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

1891 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В каких документах УОСО отразить изменения законодательства о труде

Закон Республики Беларусь от 29.06.2023 № 273-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» (далее — Закон) вступил в силу с 1 января 2024 г. Статья 3 Закона пр...
№ 1 (145) 2024 Лавфер Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 902
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок