Может ли директор школы направить учителя, имеющего квалификационную категорию «учитель-методист», на подтверждение категории, если последний снизил активность участия в различных мероприятиях, не распространяет опыт своей работы в СМИ и др.?
Такое право у директора есть.
Первоначальной редакцией Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (далее — Инструкция по аттестации) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 с последующими изменениями и дополнениями) было предусмотрено проведение аттестации на подтверждение квалификационной категории «учитель-методист» один раз в пять лет.
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2017 № 46 в Инструкцию по аттестации внесены корректировки, которые в т. ч. упразднили процедуру периодической аттестации на подтверждение квалификационных категорий.
В то же время Инструкция по аттестации предусматривает возможность обязательной аттестации на подтверждение квалификационной категории, в т. ч. «учитель-методист».
Согласно Инструкции по аттестации руководитель учреждения образования может инициировать (с согласия педагогического совета или совета учреждения образования) подтверждение квалификационной категории в случаях, когда педагогический работник снизил уровень своей работы и деятельность которого не соответствует установленным требованиям.
При приеме на работу педагогом дополнительного образования кандидат предъявил документ о присвоении 1‑й квалификационной категории по должности «руководитель кружка». Можно ли принять данного человека на должность «педагог дополнительного образования» с сохранением ранее присвоенной 1‑й квалификационной категории по должности «руководитель кружка» или присвоение квалификационной категории необходимо осуществлять вновь согласно занимаемой должности — «педагог дополнительного образования»?
Квалификационная категория, которая присвоена педагогическому работнику по должности, переименованной в установленном порядке, сохраняется.
Должность «руководитель кружка» была исключена с 1 июня 2011 г. еще из утратившей на данный момент силу редакции выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (далее — выпуск 28 ЕКСД), который был утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 (с 28.02.2021 действует постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69, которым утвержден ныне действующий выпуск 28 ЕКСД). Вместо нее введена должность «педагог дополнительного образования».
Условия и порядок присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам определены Инструкцией по аттестации.
Согласно п. 8 Инструкции по аттестации квалификационная категория, которая присвоена педагогическому работнику по должности, переименованной в установленном порядке, сохраняется.
Справочно: в соответствии с чч. 3–4 п. 7 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Общие положения ЕКСД) в отдельных квалификационных характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности служащего без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование. При этом указание квалификационной категории не образует новое наименование должности служащего. Таким образом, наименование должности, в т. ч. в штатном расписании, не предусматривает указания квалификационной категории.
Может ли работать в школе учителем математики, физики, информатики специалист, имеющий высшее образование (квалификация — «инженер-строитель»); диплом экономиста-менеджера; закончивший магистратуру и аспирантуру технического университета; имеющий степень магистра технических наук и научную квалификацию исследователя технических наук? Имеет ли он право получить категорию?
Квалификационные характеристики должностей специалистов определены в выпуске 28 ЕКСД.
Полученное данным специалистом образование не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым выпуском 28 ЕКСД к должности «учитель», и не дает ему право претендовать на присвоение квалификационной категории по указанной должности.
При данных обстоятельствах занимать должность учителя можно только в порядке исключения (п. 12 Общих положений ЕКСД).
Учитель закончил военное училище и в 2019 г. прошел переподготовку, в настоящий момент ему присваивается высшая категория. Засчитывается ли данная переподготовка как курсы обучения?
Нет, не засчитывается.
Переподготовка не является образовательной программой повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
Усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации управленческих работников и специалистов (далее — прохождение повышения квалификации) в сроки, предусмотренные законодательством, является одним из обязательных условий допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории (п. 18 Инструкции по аттестации).
Лица, которые освобождаются от прохождения повышения квалификации, прямо указаны в Инструкции по аттестации (абз. 4 ч. 1 п. 18).
Может ли педагог социальный, имеющий 2‑ю квалификационную категорию, претендовать на получение 1‑й квалификационной категории педагога социального в 2021/2022 учебном году, если он в 2021 г. прошел повышение квалификации по должности учителя трудового обучения (все остальные требования к аттестации соответствуют)?
Да, может.
Инструкцией по аттестации не предъявляются специальные требования к содержанию образовательной программы повышения квалификации.
Можно ли перевести педагога-организатора на должность учителя математики, если у специалиста иностранный диплом (Республика Узбекистан), в котором указано, что присвоена специальность «математик» и выдана степень бакалавра в 2005 г.? С 2014 г. работник работает педагогом-организатором, имеет высокие достижения в работе. В учреждении образования не хватает специалистов для преподавания учебного предмета «математика».
В соответствии со ст. 102 Кодекса об образовании документы об образовании, выданные в иностранных государствах, подлежат процедуре признания и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь. В данном случае признание документов об образовании, выданных в иностранных государствах, означает предоставление Республикой Беларусь обладателям этих документов тех же прав на продолжение образования или на трудоустройство, что и обладателям документов об образовании Республики Беларусь.
Установление эквивалентности (соответствия) иностранного документа об образовании документу об образовании Республики Беларусь осуществляется в ходе экспертизы иностранного документа об образовании, проводимой в рамках признания иностранного документа об образовании и установления его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь.
Признание документа об образовании, выданного лицу в иностранном государстве, и установление его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Положением о порядке признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления соответствия периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2011 № 981 с последующими изменениями и дополнениями).
Пунктом 6.8 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 с последующими изменениями и дополнениями), определен перечень документов, предоставляемых лицом либо его уполномоченным представителем для признания иностранного документа об образовании, а именно: заявление, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, нотариально засвидетельствованные и легализованные в установленном порядке копии представляемого для проведения экспертизы документа об образовании и приложения к нему.
Справочно: данная административная процедура осуществляется государственным учреждением образования «Республиканский институт высшей школы» (адрес: г. Минск, 220001, ул. Московская, 15, контактный телефон +375 (17) 228-13-13), на официальном сайте которого можно детально ознакомиться с полной информацией по вопросу признания иностранного документа об образовании.
по теме