Внутрипрофсоюзный мониторинг по охране труда: памятка председателю профкома
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Внутрипрофсоюзный мониторинг по охране труда: памятка председателю профкома

Первичные профсоюзные организации осуществляют общественный контроль только в отношении контролируемых субъектов, в которых они созданы, в формах, не связанных с проведением проверок (подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (далее — Указ № 240)).

В материале — перечень документов по организации общественного контроля и рекомендации по итогам внутрипрофсоюзного мониторинга по вопросам охраны труда.

Жук Олег

главный технический инспектор труда Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки

1737 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Правовое регулирование

1. Указ № 240.

2. Положение об общественном инспекторе по охране труда (утв. постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси (далее — ФПБ) от 25.08.2010 № 180, в ред. от 29.11.2021 № 271 (далее — Положение об общественном инспекторе)).

3. Положение об общественной комиссии по охране труда (утв. постановлением Президиума Совета ФПБ от 25.08.2010 № 180 (далее — Положение об общественной комиссии)).

4. Рекомендация по устранению выявленных нарушений (приложение 2 к Положению об общественном инспекторе) (обес­печивается общественным инспектором по охране труда).

5. Порядок участия профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. постановлением Президиума Совета ФПБ от 29.11.2021 № 272).

6. Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (в ред. от 12.10.2015 (далее — Директива № 1)) и План мероприятий по реализации Директивы № 1.

7. Положение об отраслевом этапе общереспубликанского смотра-­конкурса на лучшее проведение первичными профсоюзными организациями общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда (утв. постановлением Президиума Центрального комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки от 22.11.2016 № 9/427).

Справочно: на основании данного Положения областной (Минской городской) организацией отраслевого профсоюза может быть разработано свое положение.

8. Отраслевое положение о проведении смотра-­кон­курса на лучшую первичную проф­союзную организацию Белорусского профессионального союза работников образования и науки по экономии энергоресурсов, сырья и материалов (утв. постановлением Президиума Центрального комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки от 26.12.2017 № 9/451, в ред. от 19.12.2019 № 13/654).

Справочно: на основании данного Положения областной (Минской городской) организацией отраслевого профсоюза может быть разработано свое положение.

Документы по организации общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда

1. План работы общественного инспектора по охране труда, общественной комиссии по охране труда (если таковая имеется) на календарный год, утвержденный на заседании профкома (разрабатывается общественным инспектором по охране труда или председателем общественной комиссии по охране труда).

Справочно: в небольших организациях, где отсутствует общественный инспектор по охра­не труда и председатель первичной профсоюзной организации (далее — ППО) выполняет его функции, допускается в плане работы ППО наличие раздела, касающегося осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охра­не труда и выполнением норм коллективного договора.

2. Удостоверение общественного инспектора по охране труда (приложение 1 к Положению об общественном инспекторе), дающее полномочие на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Справочно: если у ППО имеется своя печать, то удостоверение общественного инспектора по охране труда подписывается и выдается председателем ППО, и он же вносит соответствующую запись в журнал регистрации и выдачи удостоверений.

Если удостоверение выдается председателем районной (в г. Минске) организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки, то запись в журнале осуществляет председатель районной организации.

Это важно
В соответствии с п. 6 Положения об общественном инспекторе:
• общественный инспектор по охране труда избирается на общем собрании проф­союзной группы, собрании (конференции) цеховой организации (цехового комитета), ППО (профсоюзной организации) на срок полномочий руководящего органа и осуществляет контроль по месту работы;
• председатели ППО обладают правами общественного инспектора по охране труда на протяжении всего срока пребывания в должности.

3. Примерная программа обучения (повышения квалификации) общественных инспекторов по охране труда, утвержденная постановлением Президиума Совета ФПБ, и информация о проведении обучения общественных инспекторов по охране труда организаций согласно данной программе.

4. Введенные в действие (приказом) локальные правовые акты:

  • инструкция по осуществлению контроля за соблюдением работниками требований по охране труда, определяющая порядок участия профсоюзов в ежедневном, ежемесячном и ежеквартальном контроле за соблюдением работниками требований по охране труда. При этом должны быть соответствующие записи в журналах контроля (ежедневного, ежемесячного) за соблюдением требований по охране труда, актах ежеквартального контроля за соблюдением работниками требований по охране труда;
  • положение о системе управления охраной труда, определяющее механизм участия профсоюзов в контроле нанимателя.

5. Приказ о создании комиссии по ежеквартальному контролю за соблюдением работниками требований по охране труда с участием общественного инспектора по охране труда.

Справочно: обязанность по участию общественного инспектора по охране труда в контроле нанимателя за соблюдением работниками требований по охране труда закреплена в подп. 16.3 п. 16 Положения об общественном инспекторе.

6. Справки о результатах мониторинга (в т. ч. по температурному режиму в период низких и высоких температур), оформленные общественным инспектором по охране труда, а также рекомендации по результатам проведенных мониторингов и информация нанимателя о рассмотрении рекомендаций.

Справочно: рекомендация составляется в двух экземплярах: один экземпляр вручается (направляется) контролируемому субъекту, другой — остается для контроля у общественного инспектора по охране труда, проводившего контроль, и подлежит рассмотрению контролируемым субъектом (п. 21 Положения об общественном инспекторе).

Согласно п. 7 Типового регламента осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда общественными инспекторами по охране труда (приложение 3 к Положению об общественном инспекторе) наниматель обязан рассмотреть данную рекомендацию и проинформировать о результатах ее рассмотрения в установленный в ней срок.

Справка выдается, если нарушений законодательства по охране труда не выявлено. 

Количество оформленных рекомендаций должно соответствовать количеству проведенных мониторингов либо быть меньше (с учетом справок).

7. Протоколы заседаний профсоюзного комитета, на которых заслушивается работа общественных инспекторов по охране труда и рассматриваются вопросы травматизма и эффективности повышения общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в рамках требований Директивы № 1, в т. ч. совместно с руководством (вопросы рассматриваются ежеквартально с составлением протоколов).

8. Протоколы заседаний общественной комиссии по охране труда (если таковая имеется).

Справочно: согласно п. 9 Положения об общественной комиссии заседания комиссии проводятся по мере необходимости и оформляются протоколом. Решения комиссии принимаются простым голосованием при участии в заседании более половины ее членов.

9. Наличие в коллективных договорах норм:

  • материального поощрения работников, избранных общественными инспекторами по охране труда, и реализации их на практике по результатам работы;
  • выделения свободного времени для выполнения возложенных на общественных инспекторов по охране труда задач по осуществлению общественного контроля.

Рекомендации, которые наиболее часто выдаются по итогам внутрипрофсоюзного мониторинга по вопросам охраны труда

Также вы можете ознакомиться со следующими формами документов:
план работы общественного инспектора по охране труда ППО государственного учреждения образования на год;
справку о результатах мониторинга;
рекомендации по устранению выявленных нарушений актов законодательства, локальных правовых актов по охране труда, коллективного договора (соглашения).

1737 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок