Рассмотрим две ситуации: 1) если учреждение платит за продукты питания собственными внебюджетными средствами; 2) если учреждение использует для оплаты бюджетные средства.
Учреждение платит за продукты питания собственными внебюджетными средствами
В ситуации, описанной в вопросе, может идти речь о приобретении продуктов школой без использования средств бюджета (за счет внебюджетных источников (спонсорской помощи, помощи шефских организаций, дохода от платных образовательных услуг и пр.)). Это также является закупкой (выбор поставщика, заключение договора), но закупкой за счет собственных средств.
Закупки за счет собственных средств организациями республиканской формы собственности регламентируются локальным актом — порядком осуществления закупок за счет собственных средств на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — постановление № 229). Если же учреждение образования относится к организации коммунальной формы собственности, то порядок осуществления закупок за счет собственных средств им разрабатывается в соответствии с решением местного Совета депутатов.
В отношении данного вида закупок нужно отметить следующее: постановление № 229, равно как и большинство решений Советов депутатов, не распространяется на приобретение товаров стоимостью до 1000 базовых величин по одной сделке (см., например, п. 9 приложения 1 к постановлению № 229).
Соответственно, если стоимость в обозначенной ситуации не превысит по договору 25,5 тыс. руб., то необходимости проводить формализованную процедуру нет (если, конечно, порядок осуществления закупок за счет собственных средств не предусматривает иного).
При этом, конечно же, желательным является определенное изучение конъюнктуры рынка поставщиков продуктов с целью выбора наиболее оптимальных по соотношению качества и цены, исключение возможных злоупотреблений со стороны сотрудников, ответственных за принятие решения о заключении договора с конкретным поставщиком.
Учреждение использует для оплаты бюджетные средства
Обобщая вопрос, отметим, что перед учреждением образования стоит задача выбора поставщика продуктов. Равным образом как мог бы стоять вопрос о выборе исполнителя по оказанию услуг по обеспечению питанием.
В любом из указанных случаев следует помнить, что отношения, связанные с выбором поставщика (подрядчика, исполнителя), и отношения, связанные с заключением, исполнением, изменением и расторжением договора, урегулированы Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках) (ст. 2 Закона о госзакупках).
Обратим внимание, что в соответствии со ст. 1 Закона о госзакупках:
- приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов (далее — средства бюджета) получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки, являются государственной закупкой;
- регламентированная Законом о госзакупках последовательность действий заказчика (организатора) и комиссии по государственным закупкам (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры государственной закупки до заключения договора либо отмены процедуры государственной закупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено Законом о госзакупках, является процедурой государственной закупки.
Таким образом, процедура государственной закупки, как регламентированная последовательность действий учреждения образования, должна в любом случае учитывать требования Закона о госзакупках, независимо от количества, целевого назначения закупаемой продукции, т. к. речь идет о бюджетных средствах.
Статьей 18 Закона о госзакупках определены виды процедур государственных закупок. Случаев приобретения товаров без таких процедур (а равно и дальнейшего заключения договоров на поставку продуктов питания) названная статья не предусматривает.
Справочно: единственным исключением из этого правила является случай о выборе поставщика и заключении договора на государственную закупку, предусмотренный Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2019 г. № 40 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания». В этом Указе идет речь о возможности приобретения заказчиками у названных в нем организаторов закупок (они же поставщики для заказчиков) товаров, относящихся к лекарственным средствам, медицинским изделиям, техническим средствам социальной реабилитации, без проведения процедур государственных закупок. Однако соответствующие товары организаторами приобретаются именно по результатам проведения процедур государственных закупок.
Учреждению же образования в описанной в вопросе ситуации необходимо решить, какую именно процедуру закупки проводить: например, запрос ценовых предложений или закупку из одного источника. Здесь следует опираться на критерий ориентировочной стоимости годовой потребности в предмете закупки (товарах, если говорить о приобретении продуктов питания; услугах — если о подвозе еды и организации питания детей).
При этом согласно ч. 2 п. 2 ст. 18 действующей с 1 июля 2019 г. редакции Закона о госзакупках предусмотрена возможность проведения того вида процедуры, который соответствует ориентировочной стоимости годовой потребности в товарах (работах, услугах), возникшей дополнительно к ранее приобретенным. Это в силу названной нормы может иметь место при условии выделения заказчику в текущем финансовом году дополнительного объема финансирования либо наличия у заказчика неиспользованных остатков средств бюджета после проведения процедур государственных закупок в соответствии с годовым планом государственных закупок и возникновения потребности в приобретении товаров (работ, услуг), однородных с ранее приобретенными товарами (работами, услугами).
Законодательных препятствий провести процедуру госзакупки в летний период до начала работы палаточного лагеря мы не видим.
Резюме
Хочется еще раз обратить внимание на общий вывод, следующий из всего вышеизложенного: на данный момент законодательство не позволяет приобретать что-либо за средства бюджета по т. н. безналичному расчету без проведения формализованных процедур закупок. Равным образом как и при приобретении любых товаров без использования средств бюджета следует обращать внимание на имеющееся регулирование как на уровне акта местного Совета депутатов, так и локального правового акта самой закупающей организации.
При этом справедливости ради отметим, что ранее (до 1 января 2013 г. — даты вступления в силу Закона о госзакупках) у учреждений образования существовала возможность приобретения товаров за средства бюджета без проведения процедур государственных закупок, однако на сумму до 50 базовых величин (абз. 2 подп. 4.1 п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 29.12.2012 № 576).