Совершенно прозрачно: как организовать самоконтроль

Совершенно прозрачно: как организовать самоконтроль

Каждый руководитель УОСО должен иметь четкое представление о том, как развивается учреждение образования, как совершенствуется образовательный процесс. Полную достоверную информацию можно получить только с помощью хорошо налаженного самоконтроля. Как его организовать в учреждении образования, рассмотрим в статье.

Маевская Валентина

заместитель начальника управления координации методической работы государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»

1585 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Системный, открытый, гласный самоконтроль, исключающий неожиданность, имеет большое воспитывающее и организующее значение, является проверенным средством формирования коллектива единомышленников.


Словарь 

Самоконтроль — это комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности, осуществляемый учреждением образования.

Статья 117 Кодекса об образовании


Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяются руководителем учреждения образования.

Документы по самоконтролю

Положение о самоконтроле. Каждое УОСО разрабатывает и утверждает свое положение, которое может включать следующие разделы:

  • «Общие положения»;
  • «Цели и задачи самоконтроля»;
  • «Основные направления самоконтроля»;
  • «Основные правила самоконтроля»;
  • «Результаты самоконтроля».

Годовой план. В разделе «Общее управление учреждением образования» годового плана определяются объекты самоконтроля.

Исходные данные для планирования самоконтроля

  • Анализ работы педагогического коллектива за прошедший учебный год (качественные и количественные показатели образовательной деятельности, нерешенные проблемы).
  • Приоритетные направления работы в предстоящем учебном году.
  • Годовые задачи, программа развития учреждения образования, программа инновационной деятельности.
  • Мероприятия, периодически повторяющиеся, определяемые спецификой функционирования учреждения образования и особенностями каждого месяца учебного года, и др.
  • Актуальные проблемы регионального уровня.
  • Положения нормативных правовых актов системы образования.
  • Качество планирования и эффективность деятельности учебно-­методи­ческих объединений учителей-­пред­мет­ни­ков (с учетом диагностики образовательных запросов педагогов, практической составляющей методической работы с педагогами).
  • Работа педагогов по развитию у учащихся предметных и метапредметных компетенций.
  • Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности в процессе обучения учебным предметам.
  • Организация учебно-­познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях.
  • Эффективность проведения поддерживающих, стимулирующих, факультативных занятий.
  • Формирование ключевых компетенций учащихся.
  • Реализация компетентностного подхода к обучению и воспитанию.
  • Контрольно-­оценочная деятельность учителя и учащихся на учебных занятиях.
  • Сформированность читательской грамотности учащихся (с указанием классов).
  • Формирование читательской грамотности средствами учебного предмета.
  • Формирование мыслительных операций на учебных занятиях.
  • Изучение причин утомления учащихся в течение дня, недели.
  • Преемственность между учреждениями дошкольного образования и I ступенью общего среднего образования.
  • Преемственность в обучении на I и II ступенях общего среднего образования.
  • Реализация принципов дифференцированного обучения.
  • Использование в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов для повышения качества образования.
  • Результативность реализации нового предметного содержания (указать классы).
  • Качество преподавания учебного предмета (учебных предметов) и др.

Цель самоконтроля

Постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, образовательного стандарта общего среднего образования, учебно-­программной документации.

Виды и формы самоконтроля

Выделены два вида самоконтроля — тематический и фронтальный.

В практике работы современной школы в зависимости от целевых установок, содержательной составляющей, временных рамок исполнения выделяют следующие формы самоконтроля:

  • персональный;
  • классно-­обобщающий;
  • предметно-­обобщающий;
  • тематически-­обобщающий;
  • обзорный;
  • комплексно-­обобщающий.

Содержание основных форм самоконтроля

Форма самоконтроля
Вид самоконтроля
Фронтальный
Тематический
1. ПерсональныйКонтроль за работой одного педагога по всем направлениям реализуемой им деятельности (чаще всего используется при подготовке материалов к аттестации педагога на более высокую квалификационную категорию или при подтверждении им ранее полученной квалификационной категории (высшей или учитель-­методист))Контроль за деятельностью педагога (классного руководителя, педагога социального) согласно конкретному направлению (продуктивность работы, методический уровень подготовки педагога в целом или определенной стороны его деятельности (например, формирование у учащихся интереса к самостоятельному познанию), качество проведения занятий в объединениях, методический уровень вновь прибывших педагогов и др.)
2. Классно-­обобщающийКонтроль за деятельностью одного класса в определенный период времени: результаты учебной деятельности учащихся, уровень сформированных у них умений, навыков и компетенций; уровень их воспитанности; эффективность работы учителей-­предметников, классного руководителя, социального педагога, педагога-­психолога в данном классе; внеучебная работа, охваченность учащихся занятиями в объединениях по интересам, секциях; уровень взаимодействия с семьями учащихся и др.Контроль за работой учащихся одного класса по определенной теме или изучение состояния конкретного вопроса (например, контроль за деятельностью педагогов по дозировке и индивидуализации домашних заданий в одном классе; единый подход педагогов к оценке результатов учебной деятельности и др.)

3. Предметно-

обобщающий


Контроль за состоянием преподавания учебного предмета, формированием функциональной грамотности у учащихся по конкретному учебному предмету, изучение вопросов преемственности в обучении и др. (например, контролируется качество преподавания и уровень обученности учащихся по математике в I–XI классах)В рамках преподавания одного учебного предмета контролю подвергается конкретный аспект (например, в процессе преподавания биологии — формирование у учащихся культуры умственного труда, математики — формирование читательских компетенций или финансовой грамотности учащихся и др.)

4. Тематически-

обобщающий



Контроль за работой педагога на каждом этапе образовательного процесса (например, развитие познавательной активности учащихся, формирование личностно-­социальных компетенций учащихся во внеучебной деятельности и др.)
5. ОбзорныйФорма контроля, направленная на анализ общего состояния дел без их глубокого изучения. Это контроль за отдельными вопросами образовательной деятельности в целом (например, состояние документации, трудовой дисциплины, технических средств обучения, учебных кабинетов, обеспеченность учебниками и др.). Данную форму целесообразно использовать в начале или конце учебного года, полугодия, четверти для получения необходимой информации общего характера по тому или иному вопросу. Предшествует более глубокому изучению учебного предмета
6. Комплексно-­обобщающийКонтроль вопросов, рассматриваемых в комплексе на каком-либо отдельном участке работы или в параллели классов, с целью получения полной информации о состоянии дел (например, уровень воспитанности учащихся, качество работы классных руководителей и др.)

Информация о самоконтроле

По результатам самоконтроля составляются справочно-­информационные документы, в т. ч. акты, докладные записки, справки.

Рекомендации директору, заместителю директора по учебной работе по организации и проведению самоконтроля

Также вы можете ознакомиться с примерным положением о самоконтроле.

1585 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок