Системный, открытый, гласный самоконтроль, исключающий неожиданность, имеет большое воспитывающее и организующее значение, является проверенным средством формирования коллектива единомышленников.
Словарь
Самоконтроль — это комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности, осуществляемый учреждением образования.
Статья 117 Кодекса об образовании
Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяются руководителем учреждения образования.
Документы по самоконтролю
Положение о самоконтроле. Каждое УОСО разрабатывает и утверждает свое положение, которое может включать следующие разделы:
- «Общие положения»;
- «Цели и задачи самоконтроля»;
- «Основные направления самоконтроля»;
- «Основные правила самоконтроля»;
- «Результаты самоконтроля».
Годовой план. В разделе «Общее управление учреждением образования» годового плана определяются объекты самоконтроля.
Исходные данные для планирования самоконтроля
- Анализ работы педагогического коллектива за прошедший учебный год (качественные и количественные показатели образовательной деятельности, нерешенные проблемы).
- Приоритетные направления работы в предстоящем учебном году.
- Годовые задачи, программа развития учреждения образования, программа инновационной деятельности.
- Мероприятия, периодически повторяющиеся, определяемые спецификой функционирования учреждения образования и особенностями каждого месяца учебного года, и др.
- Актуальные проблемы регионального уровня.
- Положения нормативных правовых актов системы образования.
- Качество планирования и эффективность деятельности учебно-методических объединений учителей-предметников (с учетом диагностики образовательных запросов педагогов, практической составляющей методической работы с педагогами).
- Работа педагогов по развитию у учащихся предметных и метапредметных компетенций.
- Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности в процессе обучения учебным предметам.
- Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях.
- Эффективность проведения поддерживающих, стимулирующих, факультативных занятий.
- Формирование ключевых компетенций учащихся.
- Реализация компетентностного подхода к обучению и воспитанию.
- Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся на учебных занятиях.
- Сформированность читательской грамотности учащихся (с указанием классов).
- Формирование читательской грамотности средствами учебного предмета.
- Формирование мыслительных операций на учебных занятиях.
- Изучение причин утомления учащихся в течение дня, недели.
- Преемственность между учреждениями дошкольного образования и I ступенью общего среднего образования.
- Преемственность в обучении на I и II ступенях общего среднего образования.
- Реализация принципов дифференцированного обучения.
- Использование в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов для повышения качества образования.
- Результативность реализации нового предметного содержания (указать классы).
- Качество преподавания учебного предмета (учебных предметов) и др.
Цель самоконтроля
Постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, образовательного стандарта общего среднего образования, учебно-программной документации.
Виды и формы самоконтроля
Выделены два вида самоконтроля — тематический и фронтальный.
В практике работы современной школы в зависимости от целевых установок, содержательной составляющей, временных рамок исполнения выделяют следующие формы самоконтроля:
- персональный;
- классно-обобщающий;
- предметно-обобщающий;
- тематически-обобщающий;
- обзорный;
- комплексно-обобщающий.
Содержание основных форм самоконтроля
Форма самоконтроля
| Вид самоконтроля
|
Фронтальный
| Тематический |
1. Персональный | Контроль за работой одного педагога по всем направлениям реализуемой им деятельности (чаще всего используется при подготовке материалов к аттестации педагога на более высокую квалификационную категорию или при подтверждении им ранее полученной квалификационной категории (высшей или учитель-методист)) | Контроль за деятельностью педагога (классного руководителя, педагога социального) согласно конкретному направлению (продуктивность работы, методический уровень подготовки педагога в целом или определенной стороны его деятельности (например, формирование у учащихся интереса к самостоятельному познанию), качество проведения занятий в объединениях, методический уровень вновь прибывших педагогов и др.) |
2. Классно-обобщающий | Контроль за деятельностью одного класса в определенный период времени: результаты учебной деятельности учащихся, уровень сформированных у них умений, навыков и компетенций; уровень их воспитанности; эффективность работы учителей-предметников, классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога в данном классе; внеучебная работа, охваченность учащихся занятиями в объединениях по интересам, секциях; уровень взаимодействия с семьями учащихся и др. | Контроль за работой учащихся одного класса по определенной теме или изучение состояния конкретного вопроса (например, контроль за деятельностью педагогов по дозировке и индивидуализации домашних заданий в одном классе; единый подход педагогов к оценке результатов учебной деятельности и др.) |
3. Предметно- обобщающий
| Контроль за состоянием преподавания учебного предмета, формированием функциональной грамотности у учащихся по конкретному учебному предмету, изучение вопросов преемственности в обучении и др. (например, контролируется качество преподавания и уровень обученности учащихся по математике в I–XI классах) | В рамках преподавания одного учебного предмета контролю подвергается конкретный аспект (например, в процессе преподавания биологии — формирование у учащихся культуры умственного труда, математики — формирование читательских компетенций или финансовой грамотности учащихся и др.) |
4. Тематически- обобщающий
|
| Контроль за работой педагога на каждом этапе образовательного процесса (например, развитие познавательной активности учащихся, формирование личностно-социальных компетенций учащихся во внеучебной деятельности и др.) |
5. Обзорный | Форма контроля, направленная на анализ общего состояния дел без их глубокого изучения. Это контроль за отдельными вопросами образовательной деятельности в целом (например, состояние документации, трудовой дисциплины, технических средств обучения, учебных кабинетов, обеспеченность учебниками и др.). Данную форму целесообразно использовать в начале или конце учебного года, полугодия, четверти для получения необходимой информации общего характера по тому или иному вопросу. Предшествует более глубокому изучению учебного предмета |
|
6. Комплексно-обобщающий | Контроль вопросов, рассматриваемых в комплексе на каком-либо отдельном участке работы или в параллели классов, с целью получения полной информации о состоянии дел (например, уровень воспитанности учащихся, качество работы классных руководителей и др.) |
|
Информация о самоконтроле
По результатам самоконтроля составляются справочно-информационные документы, в т. ч. акты, докладные записки, справки.
Рекомендации директору, заместителю директора по учебной работе по организации и проведению самоконтроля
Также вы можете ознакомиться с примерным положением о самоконтроле.