Нормативно-правовое регулирование
Согласно изменениям, внесенным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2021 № 146 в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2013 № 22 «О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования», в учреждениях образования появилась должность «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию».
В числе должностных обязанностей руководителя по ВПВ:
- обеспечение в учреждении образования реализации идеологии белорусского государства в части, касающейся гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи;
- формирование у юношей и девушек патриотического сознания и морально-психологических качеств, необходимых для защиты Отечества, а также при обязательной подготовке граждан к военной службе;
- формирование у юношей и девушек необходимых знаний и умений для участия в республиканских военно-патриотических соревнованиях, мероприятиях, а также знаний и умений по основам безопасности жизнедеятельности;
- создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами обучающегося для продолжения обучения в учреждениях образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности;
- внедрение в практику работы учреждения образования новых форм работы с обучающимися по ВПВ;
- участие в работе по профилактике правонарушений, вредных зависимостей среди обучающихся.
Мероприятия, в которых должен быть задействован руководитель по ВПВ
Руководитель по ВПВ традиционно и обязательно задействуется в мероприятиях, приуроченных:
- ко Дню народного единства;
- Дню Конституции;
- Дню единения народов Беларуси и России;
- Дню Победы;
- Дню Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь;
- Дню Независимости Республики Беларусь;
- Дню Октябрьской революции;
- Дню памяти воинов-интернационалистов;
- Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь;
- 80‑летию трагедии Хатыни;
- Дню чернобыльской трагедии;
- Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа.
Важно отметить, что приведенный перечень мероприятий демонстрирует широту функционала руководителя по ВПВ, его универсальность как специалиста.
Директору учреждения образования важно контролировать привлечение данного сотрудника к торжественным мероприятиям, часам общения, проекту «ШАГ» и др.
Межведомственное сотрудничество
Одним из основных вопросов, которыми ведает руководитель по ВПВ, является межведомственное сотрудничество учреждения образования со сторонними организациями.
Руководитель по ВПВ составляет планы взаимодействия и отчет о взаимодействии по итогам учебного года:
- с силовыми и воинскими ведомствами;
- органами безопасности и МЧС;
- ОСВОД;
- ДОСААФ;
- общественными объединениями.
В течение учебного года данное сотрудничество выражается в совместном проведении торжественных мероприятий, приуроченных к памятным датам. Целесообразно проведение семинаров и профориентационных встреч, организуемых именно руководителем по ВПВ. Включение в годовой план в качестве ответственного сотрудника за подобные мероприятия руководителя по ВПВ разумно и обоснованно.
Участие в церемониалах у мемориалов и сопровождение мероприятий
Руководитель по ВПВ может и должен курировать как знаменные группы, так и детей-волонтеров, которые ухаживают за захоронениями воинов, памятными табличками, помогают социально незащищенным категориям населения.
В рамках работы с учащимися, находящимися в социально опасном положении и в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, руководитель по ВПВ должен активно задействовать данные категории учащихся в различных мероприятиях в целях профилактики совершения преступлений и правонарушений.
Участие в деятельности детских оздоровительных лагерей. Экскурсионная и музейная педагогика
Включение в план работы оздоровительного лагеря экскурсий в войсковые части, центры МЧС, учебные центры ДОСААФ и так далее значительно разнообразит досуговую деятельность учащихся. План работы оздоровительного лагеря станет структурнее, обоснованнее. Посещение музеев в сопровождении именно руководителя по ВПВ способствует повышению престижа военной службы, авторитета военного.
Освещение мероприятий в СМИ
Особого внимания заслуживает освещение деятельности руководителя по ВПВ в СМИ. Что важно, работа в этом направлении должна активно вестись самим сотрудником. В рамках плана сотрудничества приглашение ведомственных СМИ является прекрасной возможностью продемонстрировать учащимся будущую профессию, ее престиж.
Контроль за деятельностью руководителя по ВПВ
Директор УОСО должен контролировать синхронизацию работы руководителя по ВПВ с годовым планом.
№ | Мероприятие | Дата проведения
| Место проведения
| Приглашенные | Количество учащихся
| Отметка о выполнении
|
|
|
|
|
|
|
|
Отсутствие записи в журнале напрямую свидетельствует о некачественной работе руководителя по ВПВ.
Для понимания деятельности данного педагогического работника необходимо выстроить системную коммуникацию между директором и руководителем по ВПВ.
От редакции
Подробно о контроле работы руководителя по ВПВ читайте в статье В. Литвин «Контроль качества: оценка работы руководителя по ВПВ».
Чек-лист для директора «Исправляем типичные ошибки в работе руководителя по ВПВ»
1. Ведение документации
☐ Отсутствие анализа деятельности за предыдущий учебный год.
☐ Анализ представляет собой список проведенных мероприятий.
☐ Цели и задачи остаются такими же, как в прошлом учебном году.
☐ Цели и задачи ориентированы только на II и III ступени общего среднего образования.
☐ Мероприятия в плане формулируются как направления работы.
☐ В план включаются мероприятия общего характера, без сроков исполнения.
☐ Отсутствуют отдельные ключевые мероприятия и праздники.
☐ Форма, структура, название плана не соответствуют рекомендациям инструктивно-методических писем.
☐ Не заполняется графа «Отметка о выполнении».
2. Организационные аспекты
☐ Акцент сделан лишь на отдельные направления работы.
☐ Мало внимания уделяется работе с младшими школьниками.
☐ Не организована работа по созданию знаменной группы.
☐ Не проводится индивидуальная работа с учащимися.
☐ Не осуществляется оценка (самооценка) качества ВПВ.
☐ Не обеспечена обратная связь с учащимися и их законными представителями.
☐ Не планируются конкретные совместные мероприятия с ОО «Белорусская республиканская пионерская организация» и ОО «Белорусский республиканский союз молодежи».
☐ Требует расширения методический инструментарий.
3. Информационное обеспечение
☐ Отсутствует соответствующий тематический раздел на сайте.
☐ За наполнение раздела на сайте отвечает иной специалист.
☐ Информация об итогах работы не доводится до сведения других субъектов образовательного процесса.
☐ Отсутствует тематический стенд (стенды).
☐ Отсутствуют (или представлены в недостаточном количестве) информационные раздаточные материалы, в т. ч. профориентационные.
☐ Наличие устаревшей государственной символики.
☐ График работы неизвестен иным субъектам образовательного процесса.
☐ Мало используется потенциал музейной педагогики.
☐ Отсутствуют фотоматериалы проведенных мероприятий.
Также вы можете ознакомиться со следующими формами документов:
план работы руководителя по ВПВ на учебный год;
совместный план работы ГУО и ИДН по правовому воспитанию, профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
план мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в ГУО;
план взаимодействия ГУО с учреждениями здравоохранения.