Сила партнерства: взаимодействие директора и руководителя по ВПВ

Сила партнерства: взаимодействие директора и руководителя по ВПВ

В учреждениях образования уже не первый год успешно трудятся руководители по военно-патриотическому воспитанию (далее — ВПВ). Однако до сих пор многие директора не до конца используют потенциал данного сотрудника. Как выстроить совместную работу директора УОСО и руководителя по ВПВ, подробно разберемся в статье.

Киселев Александр

директор государственного учреждения образования «Гимназия № 5 г. Витебска имени И. И. Людникова»

175 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативно-­правовое регулирование

Согласно изменениям, внесенным постановлением Министерства образования Рес­публики Беларусь от 15.07.2021 № 146 в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2013 № 22 «О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования», в учреждениях образования появилась должность «Руководитель по военно-­патриотическому воспитанию».

В числе должностных обязанностей руководителя по ВПВ:

  • обеспечение в учреждении образования реализации идеологии белорусского государства в части, касающейся гражданско-­патриотического воспитания детей и молодежи;
  • формирование у юношей и девушек патриотического сознания и морально-­психологических качеств, необходимых для защиты Отечества, а также при обязательной подготовке граждан к военной службе;
  • формирование у юношей и девушек необходимых знаний и умений для участия в республиканских военно-­патриотических соревнованиях, мероприятиях, а также знаний и умений по основам безопасности жизнедеятельности;
  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами обучающегося для продолжения обучения в учреждениях образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности;
  • внедрение в практику работы учреждения образования новых форм работы с обучающимися по ВПВ;
  • участие в работе по профилактике правонарушений, вредных зависимостей среди обучающихся.

Мероприятия, в которых должен быть задействован руководитель по ВПВ

Руководитель по ВПВ традиционно и обязательно задействуется в мероприятиях, приуроченных:

  • ко Дню народного единства;
  • Дню Конституции;
  • Дню единения народов Беларуси и России;
  • Дню Победы;
  • Дню Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь;
  • Дню Независимости Республики Беларусь;
  • Дню Октябрьской революции;
  • Дню памяти воинов-­интернационалистов;
  • Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь;
  • 80‑летию трагедии Хатыни;
  • Дню чернобыльской трагедии;
  • Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной вой­ны и геноцида белорусского народа.

Важно отметить, что приведенный перечень мероприятий демонстрирует широту функционала руководителя по ВПВ, его универсальность как специалиста. 

Директору учреждения образования важно контролировать привлечение данного сотрудника к торжественным мероприятиям, часам общения, проекту «ШАГ» и др.

Межведомственное сотрудничество

Одним из основных вопросов, которыми ведает руководитель по ВПВ, является межведомственное сотрудничество учреждения образования со сторонними организациями.

Руководитель по ВПВ составляет планы взаимодействия и отчет о взаимодействии по итогам учебного года:

  • с силовыми и воинскими ведомствами;
  • органами безопасности и МЧС;
  • ОСВОД;
  • ДОСААФ;
  • общественными объединениями.

В течение учебного года данное сотрудничество выражается в совместном проведении торжественных мероприятий, приуроченных к памятным датам. Целесообразно проведение семинаров и профориентационных встреч, организуемых именно руководителем по ВПВ. Включение в годовой план в качестве ответственного сотрудника за подобные мероприятия руководителя по ВПВ разумно и обоснованно.

Участие в церемониалах у мемориалов и сопровождение мероприятий

Руководитель по ВПВ может и должен курировать как знаменные группы, так и детей-­волонтеров, которые ухаживают за захоронениями воинов, памятными табличками, помогают социально незащищенным категориям населения.

В рамках работы с учащимися, находящимися в социально опасном положении и в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, руководитель по ВПВ должен активно задействовать данные категории учащихся в различных мероприятиях в целях профилактики совершения преступлений и правонарушений.

Участие в деятельности детских оздоровительных лагерей. Экскурсионная и музейная педагогика

Включение в план работы оздоровительного лагеря экскурсий в вой­сковые части, центры МЧС, учебные центры ДОСААФ и так далее значительно разнообразит досуговую деятельность учащихся. План работы оздоровительного лагеря станет структурнее, обоснованнее. Посещение музеев в сопровождении именно руководителя по ВПВ способствует повышению престижа военной службы, авторитета военного.

Освещение мероприятий в СМИ

Особого внимания заслуживает освещение деятельности руководителя по ВПВ в СМИ. Что важно, работа в этом направлении должна активно вестись самим сотрудником. В рамках плана сотрудничества приглашение ведомственных СМИ является прекрасной возможностью продемонстрировать учащимся будущую профессию, ее престиж.

Контроль за деятельностью руководителя по ВПВ

Директор УОСО должен контролировать синхронизацию работы руководителя по ВПВ с годовым планом.

МероприятиеДата проведения
Место проведения
ПриглашенныеКоличество учащихся
Отметка о выполнении








Отсутствие записи в журнале напрямую свидетельствует о некачественной работе руководителя по ВПВ.

Для понимания деятельности данного педагогического работника необходимо выстроить системную коммуникацию между директором и руководителем по ВПВ.


От редакции

Подробно о контроле работы руководителя по ВПВ читайте в статье В. Литвин «Контроль качества: оценка работы руководителя по ВПВ».


Чек-лист для директора «Исправляем типичные ошибки в работе руководителя по ВПВ»

1. Ведение документации

☐ Отсутствие анализа деятельности за предыдущий учебный год.

☐ Анализ представляет собой список проведенных мероприятий.

☐ Цели и задачи остаются такими же, как в прошлом учебном году.

☐ Цели и задачи ориентированы только на II и III ступени общего среднего образования.

☐ Мероприятия в плане формулируются как направления работы.

☐ В план включаются мероприятия общего характера, без сроков исполнения.

☐ Отсутствуют отдельные ключевые мероприятия и праздники.

☐ Форма, структура, название плана не соответствуют рекомендациям инструктивно-­методических писем.

☐ Не заполняется графа «Отметка о выполнении».

2. Организационные аспекты

☐ Акцент сделан лишь на отдельные направления работы.

☐ Мало внимания уделяется работе с младшими школьниками.

☐ Не организована работа по созданию знаменной группы.

☐ Не проводится индивидуальная работа с учащимися.

☐ Не осуществляется оценка (самооценка) качества ВПВ.

☐ Не обеспечена обратная связь с учащимися и их законными представителями.

☐ Не планируются конкретные совместные мероприятия с ОО «Белорусская рес­публиканская пионерская организация» и ОО «Белорусский республиканский союз молодежи».

☐ Требует расширения методический инструментарий.

3. Информационное обеспечение

☐ Отсутствует соответствующий тематический раздел на сайте.

☐ За наполнение раздела на сайте отвечает иной специалист.

☐ Информация об итогах работы не доводится до сведения других субъектов образовательного процесса.

☐ Отсутствует тематический стенд (стенды).

☐ Отсутствуют (или представлены в недостаточном количестве) информационные раздаточные материалы, в т. ч. профориентационные.

☐ Наличие устаревшей государственной символики.

☐ График работы неизвестен иным субъектам образовательного процесса.

☐ Мало используется потенциал музейной педагогики.

☐ Отсутствуют фотоматериалы проведенных мероприятий.

Также вы можете ознакомиться со следующими формами документов:
план работы руководителя по ВПВ на учебный год;
совместный план работы ГУО и ИДН по правовому воспитанию, профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
план мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в ГУО;
план взаимодействия ГУО с учреждениями здравоохранения.

175 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Законопроект по вопросам образования принят в первом чтении

Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «Об изменении законов по во...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 121
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок