Проверки и мониторинги в 2022 году: готовимся к приходу проверяющих

Проверки и мониторинги в 2022 году: готовимся к приходу проверяющих

Какой контролирующий (надзорный) орган проведет больше всего проверок организаций в первом полугодии 2022 г.?
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Представители каких органов будут проверять учреждения образования в 2022 г.?
Представители Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь, центров гигиены и эпидемиологии, финансовых отделов исполнительных комитетов, Фонда социальной зашиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, отделов по чрезвычайным ситуациям и др.
Применяются ли меры ответственности к субъектам, добровольно устранившим недостатки после мониторинга?
Нет, не применяются, если нарушения устранены в установленный срок и они не являются повторными.

Сидоренко Анна

Правовой инспектор труда Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников торговли, потребительской кооперации и предпринимательства

Мисник Екатерина

Главный технический инспектор труда Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников торговли, потребительской кооперации и предпринимательства

2366 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В декабре прошлого года Комитет государственного контроля Республики Беларусь опубликовал планы выборочных проверок в областях и г. Минске на первое полугодие 2022 г., в которые включены более 3 тыс. субъектов в областях и столице.

Справочно: контролирующий (надзорный) орган вправе проводить проверку, если этот орган включен в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510)).

Как следует из планов выборочных проверок на первое полугодие 2022 г., больше всего проверок проведет Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь — 1066 (28 % от общего количества), Министерство труда и социальной защиты — 578 (15 %), Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь — 470 (12 %), Министерство здравоохранения Республики Беларусь — 413 (11 %), Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь — 314 (8 %), Министерство финансов Республики Беларусь — 210 (5 %), Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь — 166 (4 %). Органами прокуратуры и Комитета государственного контроля запланировано соответственно 74 (1,9 %) и 77 (2 %) проверок.

Например, в планах выборочных проверок на первое полугодие 2022 г. в г. Минске содержится 42 учреждения образования, в т. ч. учреждения общего среднего и дошкольного образования, в Гродненской области — 35 учреждений образования. В учреждения придут с проверками представители Главного управления Министерства финансов, центров гигиены и эпидемиологии, финансовых отделов исполнительных комитетов, Фонда социальной зашиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, отделов по чрезвычайным ситуациям и др.

Справочно: проверить, есть ли ваше учреждение в плане выборочных проверок и представители какого органа планируют посетить ваше учреждение в ближайшие полгода, вы можете по ссылке http://www.kgk.gov.by/ru/pvproverok-ru/.

В планы выборочных проверок на первое полугодие 2022 г. в Минске включено 406 проверок, в Брестской области — 646, в Витебской — 555, в Гомельской — 571, в Гродненской — 496, в Минской — 614, в Могилевской — 509.

Рассмотрим более подробно порядок проведения проверок и мониторингов, предусмотренный Указом № 510.

Проверки и иные меры профилактического и предупредительного характера

Проверки проводятся в соответствии с Указом № 510, а также перечнем контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки (утв. Указом № 510).

Государственный контроль (надзор) может осуществляться в формах:

  • проверок (выборочных, внеплановых);
  • иных мероприятий (мероприятий технического (технологического, поверочного) характера и мер профилактического и предупредительного характера, указанных в ч. 5 п. 3 Указа № 510).

Проверка — форма контроля (надзора), в ходе которого проверяющий орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий.

К мерам профилактического и предупредительного характера, реализуемым контролирующими (надзорными) органами, можно отнести:

  • проведение мониторинга, направление рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;

Справочно: мониторингом является форма контроля (надзора), заключающаяся в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-­следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

  • проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
  • информирование субъектов (включая использование средств сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
  • проведение семинаров, круглых столов и др.

Порядок и основания назначения проверок

Выборочные проверки

Выборочная проверка — это проверка, включенная в план выборочных проверок, который формируется на полугодие.

Выборочная проверка назначается с учетом критериев, установленных Методикой формирования системы оценки степени риска (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43) (далее — Методика № 43), и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).

Методика № 43 разработана для использования контролирующими (надзорными) органами в целях отбора субъектов для включения в планы выборочных проверок.

Справочно: включение организации в план выборочных проверок производится только по истечении двух лет со дня, в частности:
– государственной регистрации организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;
– присвоения учетного номера плательщика обособленным подразделениям организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);
– ввода в эксплуатацию объекта строительства — в части деятельности проверяемого субъекта в отношении этого объекта.

Это важно
Законодательство ограничивает периодичность проведения выборочных проверок. Такая проверка не может проводиться чаще одного раза в три календарных года (ч. 2 п. 10 Указа № 510).

Выборочные проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается (ч. 1 п. 10 Указа № 510).

Внеплановые проверки

Внеплановая проверка — это проверка, назначаемая лицами, перечисленными в п. 12 Указа № 510.

В ходе внеплановой проверки изучаются только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки (ч. 1 п. 11 Указа № 510).

Основания для проведения внеплановой проверки:

1) наличие у проверяющего органа информации, свидетельствующей (абз. 2 ч. 2 подп. 12.2 п. 12 Указа № 510):

  • о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства;
  • о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-­культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц;

2) решение руководителя проверяющего органа или его уполномоченного заместителя (подп. 12.3 п. 12 Указа № 510), в частности, при проведении дополнительной проверки, поручении органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу и судов по находящимся в их производстве делам и др.;

3) в других случаях, в частности:

Разновидности внеплановых проверок:

1) дополнительные.

Проводятся:

  • для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений;
  • для изучения дополнительных вопросов по делам, поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу;
  • судами по находящимся в их производстве делам;
  • при несоблюдении проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка проведения проверок);

2) встречные.

Используются для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-­хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-­хозяйственным операциям.

По результатам встречной проверки меры ответственности в отношении контрагента проверяемого субъекта или третьих лиц не применяются;

3) тематические оперативные.

Применяются при необходимости оперативного пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности.

Внеплановые тематические оперативные проверки проводят в случаях, когда необходимо оперативно пресечь нарушение законодательства в момент его совершения.

Срок проведения проверки:

  • индивидуальных предпринимателей, нотариусов, лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, — не более 15 рабочих дней;
  • иных проверяемых субъектов — не более 30 рабочих дней;
  • внеплановой тематической оперативной проверки — 3 рабочих дня, а при дополнительной проверке — 10 рабочих дней.

Что обязан проверяющий

Должностные лица контролирующих (надзорных) органов обязаны, в частности:

1) направить уведомление о проведении выборочной проверки.

О назначении выборочной проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

Уведомление, направленное по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления (п. 22 Положения о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом № 510 (далее — Положение № 510));

Это важно
Организация вправе только один раз перенести срок выборочной проверки при наличии у нее причин, которые препятствуют проведению проверки в установленное время.

2) предъявить служебное удостоверение и предписание на проведение проверки.

Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя, заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке (ч. 1 п. 24 Положения № 510).

Если проверяющие не предъявили удостоверение, представители организации вправе требовать его предъявления, а при его отсутствии — отказать в проведении проверки, представлении документов, допуске на территорию организации;

3) внести сведения о проведении проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги).

Сведения о проведении проверки не вносятся в книгу учета проверок при проведении проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-­материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг) и в иных случаях, предусмотренных в чч. 2 и 3 п. 17 Указа № 510, п. 24-1 Положения № 510;

4) проводить проверку в рабочее время проверяемых субъектов.

Кроме того, что проверяющие должны проводить проверки только в рабочее время, они обязаны требовать только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке, и которые субъект обязан иметь (вести, составлять) в соответствии с законодательством;

5) выдать итоговый документ по результатам проверки.

К таким документам относятся акт проверки, а при отсутствии нарушений — справка проверки. О выдаче данного документа и окончании проверки проверяющий обязан внести запись в книгу учета проверок.

Документы по результатам проверки

Как мы уже сказали, в случае выявления нарушений проверяющие составят акт проверки, а при отсутствии нарушений — справку проверки.

По фактам выявленных нарушений проверяющими в пределах их компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении (ч. 1 п. 59 Положения № 510).

Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания и вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) в течение двух рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим (руководителем проверки).

В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.

При наличии возражений по акту проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган (п. 71 Положения № 510).

Как проводится мониторинг

Порядок проведения мониторингов определен Положением о порядке проведения мониторинга (утв. Указом № 510).

Мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-­следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

Решение о проведении мониторинга принимается руководителем контролирующего (надзорного) органа (в т.ч. территориальных органов, структурных подразделений, подчиненных организаций) или его уполномоченным заместителем.

Более подробно о проведении мониторингов смотрите инфографику ниже.

Проверки и мониторинги в 2022 году

Формы государственного контроля (надзора)

Проверки в 2022 году: готовимся к приходу проверяющих

Перечень контролирующих органов, уполномоченных проводить проверки, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 16.09.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

В планы выборочных проверок на первое полугодие 2022 года включено:

2366 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В каких документах УОСО отразить изменения законодательства о труде

Закон Республики Беларусь от 29.06.2023 № 273-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» (далее — Закон) вступил в силу с 1 января 2024 г. Статья 3 Закона пр...
№ 1 (145) 2024 Лавфер Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 873
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок