Продвигаем платные услуги в сфере образования
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Продвигаем платные услуги в сфере образования

В начале учебного года в каждом учреждении образования вновь начнут функционировать, среди прочего, платные кружки различной направленности. Иными словами, школы (гимназии, лицеи) начнут оказывать платные услуги в сфере образования, осуществлять набор в группы по интересам, проводить занятия.

Для того чтобы усилия учреждения образования по организации дополнительных платных занятий дали наилучший результат и с точки зрения знаний, и с точки зрения привлечения желающих заниматься, следует не только решать технические вопросы по составлению расписания занятий, распределению педагогической нагрузки, выбору помещений и пр. Например, нужно обратить внимание на маркетинговую составляющую вопроса, на то, как вы продвигаете свои услуги, есть ли заинтересованность в них у потенциальной целевой аудитории. Иначе коэффициент полезного действия всей проделанной вами работы по организации платных образовательных услуг будет очень низким.

Ниже описываются некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание при организации и продвижении ваших услуг на рынке образования.

2372 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Маркетинг (от англ. marketing — в буквальном переводе означает «действие на рынке», «рыночную деятельность») — это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. В широком смысле задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей.

Для эффективного маркетингового продвижения услуг необходимо основываться на следующих принципах:

1)   учет возможностей и пожеланий потребителей (т.е. родителей и детей, посещающих учреждение). При этом фактически формируется определенная целевая аудитория. Здесь также стоит обращать внимание на место расположения учреждения, потребности не только детей, обучающихся в данном конкретном учреждении образования, но и потребности всех детей рай­она, которые могли бы посещать дополнительные кружки в вашем учреждении, если вы сможете организовать в своем учреждении тот кружок, который их заинтересует.

2)    общение с целевой аудиторией. Составление обращения к целевой аудитории и постоянное общение с ней на предмет ценности предоставляемой услуги. Примером может служить анкетирование, проводимое с родителями детей и самими школьниками на предмет их интересов и увлечений.

3)   ненавязчивая реклама. Рекламирование услуг не должно быть навязчивым, но вместе с тем должно тонко подчеркивать имеющиеся у вас достоинства по сравнению с конкурентами. Ведь информация о платных услугах в сфере образования размещается и в самой школе, и на сайте учреждения, о них рассказывается на классных часах и пр. Можно изготовить небольшие цветные или черно-белые брошюры, в которых будут перечислены все платные кружки и кратко описаны их преимущества, и раздать в начале учебного года родителям и детям.

4)    упор на качестве услуги. Необходимо делать упор на качественность своей услуги, т.е. надежность, гарантированность, своевременность, отзывчивость.

5)    креативный и профессиональный подход. Сторона, предлагающая услугу (т.е. учреждение образования), должна быть в меру креативна и, безусловно, профессиональна.

Исходя из перечисленных принципов, для эффективного продвижения услуг необходимо провести сегментацию рынка (сегментация рынка — процесс разбивки потребителей или потенциальных потребителей на рынке на различные группы (или сегменты), в рамках которых потребители имеют схожие или аналогичные запросы, удовлетворяемые определенным комплексом маркетинга (примеч. ред.)).

От правильной сегментации рынка и правильного определения целевой аудитории зависит эффективность продвижения услуг. Для учреждений образования это крайне важно в нынешних условиях демографического спада. Надо четко понимать, кто стремится посещать каждый вид дополнительных платных занятий, организуемых в вашем учреждении.

Поэтому любая организация (в частности учреждение образования) стратегию продвижения своих услуг должна начинать с маркетингового анализа рынка.

Маркетинговые коммуникации

Продвижение создаваемых ценностей в целом и образовательных услуг в частности опирается на комплекс маркетинговых коммуникаций. Использование всего комплекса маркетинговых коммуникаций и обеспечивает эффективность продвижения образовательных услуг.

Непосредственно сам процесс коммуникации включает в себя определенные элементы, представленные на Схеме ниже.

Схема


Отправитель — сторона, посылающая обращение другой стороне.
Кодирование — набор символов, передаваемых отправителем.
Средства распространения информации — каналы коммуникации, по которым обращение передается от отправителя к получателю.
Расшифровка — процесс, в ходе которого получатель придает значение символам, переданным отправителем.
Получатель — сторона, получающая обращение, переданное другой стороной.
Ответная реакция — набор откликов получателя, возникших в результате контакта с обращением.
Обратная связь — часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя.
Помехи — незапланированные вмешательства среды или искажения, в результате чего к получателю поступает обращение, отличное от того, что послал отправитель.

В свою очередь, этот комплекс должен учитывать несколько факторов:

1)    тип рынка, на котором работает учреждение образования;

2)    готовность потребителей приобрести вашу услугу;

3)    этап жизненного цикла вашей услуги;

4)    положение учреждения образования на рынке.

Средства коммуникации с потенциальной целевой аудиторией

Все современные средства коммуникации, которые можно использовать при продвижении образовательных услуг, можно классифицировать следующим образом.

ATL+технологии — прямые способы продвижения через визуальное или вербальное отражение информации (теле-, радио-, наружная реклама).

BTL-технологии — способы продвижения, проводимые непосредственно через процесс продажи товаров и услуг (мероприятия по стимулированию сбыта, мерчендайзинг, презентации, спонсорские мероприятия, реклама в местах продажи товаров).

BTL-технологии способствуют решению следующих проблем:

1)    привлечению к товару внимания потребителей;

2)    демонстрации всех качеств товара в действии;

3)    обозначению преимущества товара над товарами-конкурентами;

4)    воздействию на чувства потребителей через его эмоции;

5)    активному побуждению покупателя к совершению импульсных покупок.

При продвижении образовательных услуг наиболее эффективными можно считать следующие BTL-технологии:

1)    граффити (большой охват аудитории, небольшие затраты);

2)    интернет-технологии (спам, баннеры);

3)    корпоративные издания;

4)    брошюры, информирование о деятельности компании;

5)    кросс-рекламу (сross-promotion — перекрестное продвижение, технология продвижения компании (товара), когда две или более компаний реализовывают совместные программы, направленные на стимулирование сбыта или повышение осведомленности (примеч. ред.));

6)    партизанскую рекламу (в общественных местах);

7)    testimonial advertising — рекомендательную рекламу (рекламу с намерением).

Активное применение современных форм продвижения в деятельности учреждения образования способствует повышению к нему внимания со стороны существующей и потенциальной контактной аудитории, что способствует росту конкурентоспособности самого учреждения образования и предоставляемых им услуг.

Резюмируя, можно отметить, что развитие рыночных отношений привело к тому, что образование из бесплатной привилегии (общественного блага), оплачиваемой государством за счет бюджетных средств, превратилось в определенной степени в товар, а точнее в услугу нематериального характера. Поэтому нам ничего не остается, как идти в ногу со временем, тем не менее стараясь опередить его.  

Материал подготовлен редакцией журнала

2372 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Круглогодичные учебные смены – отличный старт для учащихся, вовлеченных в олимпиадное движение

Постановлением Министерства образования от 22 августа 2024 года № 107 внесены изменения в Инструкцию о порядке проведения олимпиад по учебным предметам.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 130
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок