Маркетинг (от англ. marketing — в буквальном переводе означает «действие на рынке», «рыночную деятельность») — это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. В широком смысле задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей.
Для эффективного маркетингового продвижения услуг необходимо основываться на следующих принципах:
1) учет возможностей и пожеланий потребителей (т.е. родителей и детей, посещающих учреждение). При этом фактически формируется определенная целевая аудитория. Здесь также стоит обращать внимание на место расположения учреждения, потребности не только детей, обучающихся в данном конкретном учреждении образования, но и потребности всех детей района, которые могли бы посещать дополнительные кружки в вашем учреждении, если вы сможете организовать в своем учреждении тот кружок, который их заинтересует.
2) общение с целевой аудиторией. Составление обращения к целевой аудитории и постоянное общение с ней на предмет ценности предоставляемой услуги. Примером может служить анкетирование, проводимое с родителями детей и самими школьниками на предмет их интересов и увлечений.
3) ненавязчивая реклама. Рекламирование услуг не должно быть навязчивым, но вместе с тем должно тонко подчеркивать имеющиеся у вас достоинства по сравнению с конкурентами. Ведь информация о платных услугах в сфере образования размещается и в самой школе, и на сайте учреждения, о них рассказывается на классных часах и пр. Можно изготовить небольшие цветные или черно-белые брошюры, в которых будут перечислены все платные кружки и кратко описаны их преимущества, и раздать в начале учебного года родителям и детям.
4) упор на качестве услуги. Необходимо делать упор на качественность своей услуги, т.е. надежность, гарантированность, своевременность, отзывчивость.
5) креативный и профессиональный подход. Сторона, предлагающая услугу (т.е. учреждение образования), должна быть в меру креативна и, безусловно, профессиональна.
Исходя из перечисленных принципов, для эффективного продвижения услуг необходимо провести сегментацию рынка (сегментация рынка — процесс разбивки потребителей или потенциальных потребителей на рынке на различные группы (или сегменты), в рамках которых потребители имеют схожие или аналогичные запросы, удовлетворяемые определенным комплексом маркетинга (примеч. ред.)).
От правильной сегментации рынка и правильного определения целевой аудитории зависит эффективность продвижения услуг. Для учреждений образования это крайне важно в нынешних условиях демографического спада. Надо четко понимать, кто стремится посещать каждый вид дополнительных платных занятий, организуемых в вашем учреждении.
Поэтому любая организация (в частности учреждение образования) стратегию продвижения своих услуг должна начинать с маркетингового анализа рынка.
Маркетинговые коммуникации
Продвижение создаваемых ценностей в целом и образовательных услуг в частности опирается на комплекс маркетинговых коммуникаций. Использование всего комплекса маркетинговых коммуникаций и обеспечивает эффективность продвижения образовательных услуг.
Непосредственно сам процесс коммуникации включает в себя определенные элементы, представленные на Схеме ниже.
Схема
Отправитель — сторона, посылающая обращение другой стороне.
Кодирование — набор символов, передаваемых отправителем.
Средства распространения информации — каналы коммуникации, по которым обращение передается от отправителя к получателю.
Расшифровка — процесс, в ходе которого получатель придает значение символам, переданным отправителем.
Получатель — сторона, получающая обращение, переданное другой стороной.
Ответная реакция — набор откликов получателя, возникших в результате контакта с обращением.
Обратная связь — часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя.
Помехи — незапланированные вмешательства среды или искажения, в результате чего к получателю поступает обращение, отличное от того, что послал отправитель.
В свою очередь, этот комплекс должен учитывать несколько факторов:
1) тип рынка, на котором работает учреждение образования;
2) готовность потребителей приобрести вашу услугу;
3) этап жизненного цикла вашей услуги;
4) положение учреждения образования на рынке.
Средства коммуникации с потенциальной целевой аудиторией
Все современные средства коммуникации, которые можно использовать при продвижении образовательных услуг, можно классифицировать следующим образом.
ATL+технологии — прямые способы продвижения через визуальное или вербальное отражение информации (теле-, радио-, наружная реклама).
BTL-технологии — способы продвижения, проводимые непосредственно через процесс продажи товаров и услуг (мероприятия по стимулированию сбыта, мерчендайзинг, презентации, спонсорские мероприятия, реклама в местах продажи товаров).
BTL-технологии способствуют решению следующих проблем:
1) привлечению к товару внимания потребителей;
2) демонстрации всех качеств товара в действии;
3) обозначению преимущества товара над товарами-конкурентами;
4) воздействию на чувства потребителей через его эмоции;
5) активному побуждению покупателя к совершению импульсных покупок.
При продвижении образовательных услуг наиболее эффективными можно считать следующие BTL-технологии:
1) граффити (большой охват аудитории, небольшие затраты);
2) интернет-технологии (спам, баннеры);
3) корпоративные издания;
4) брошюры, информирование о деятельности компании;
5) кросс-рекламу (сross-promotion — перекрестное продвижение, технология продвижения компании (товара), когда две или более компаний реализовывают совместные программы, направленные на стимулирование сбыта или повышение осведомленности (примеч. ред.));
6) партизанскую рекламу (в общественных местах);
7) testimonial advertising — рекомендательную рекламу (рекламу с намерением).
Активное применение современных форм продвижения в деятельности учреждения образования способствует повышению к нему внимания со стороны существующей и потенциальной контактной аудитории, что способствует росту конкурентоспособности самого учреждения образования и предоставляемых им услуг.
Резюмируя, можно отметить, что развитие рыночных отношений привело к тому, что образование из бесплатной привилегии (общественного блага), оплачиваемой государством за счет бюджетных средств, превратилось в определенной степени в товар, а точнее в услугу нематериального характера. Поэтому нам ничего не остается, как идти в ногу со временем, тем не менее стараясь опередить его.
Материал подготовлен редакцией журнала