В 2018 г. заместитель главного бухгалтера после увольнения за прогул ушла в другое учреждение работать бухгалтером. Можно ли ее назначить заместителем главного бухгалтера в 2021 г.?
Согласно п. 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5) трудовые договоры (контракты) до истечения срока их действия могут быть расторгнуты нанимателем по основаниям, признаваемым дискредитирующими обстоятельствами увольнения (далее — дискредитирующие обстоятельства).
Пунктом 9 Декрета № 5 установлено, что назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение пяти лет после такого увольнения, кроме предусмотренных в п. 8 Декрета № 5, осуществляется при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполкома, главой администрации района г. Минска (города областного подчинения), на территории которого расположена данная организация либо ее соответствующее структурное подразделение, в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь.
Под руководящей должностью понимается должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности.
Справочно: должность служащего «главный бухгалтер» согласно таблице 2 «Перечень наименований должностей служащих и профессий рабочих, распределенных по начальным группам занятий» Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Занятия» (ОКРБ 014–2017) (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.07.2017 № 33) имеет код категории должности служащего 1, что отнесено к категории «Руководители».
В Единый квалификационный справочник должностей служащих (далее — ЕКСД) не включены квалификационные характеристики производных должностей служащих, в т. ч. с применением производных наименований должностей «первый заместитель», «заместитель», «ведущий» и «старший», поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в ЕКСД характеристик соответствующих базовых должностей либо должностей соответствующих руководителей (ч. 1 п. 5 Общих положений ЕКСД, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1).
С учетом изложенного должность заместителя главного бухгалтера относится к руководящей должности.
Порядок согласования назначения на руководящие должности определен Положением о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2015 № 68).
Декрет № 5 вступил в силу с 1 января 2015 г. (п. 16 Декрета № 5). Следовательно, нормы, закрепленные в упомянутом выше п. 9 Декрета № 5 и устанавливающие порядок назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, также применяются с 1 января 2015 г. Кроме того, Декрет № 5 не содержит специальной нормы о вступлении в силу п. 9 Декрета № 5.
В связи с этим к работникам, которые после 1 января 2015 г. претендуют на занятие руководящей должности в организациях государственной и частной форм собственности, предъявляются повышенные требования в части оснований увольнения в течение пяти лет, предшествующих назначению на руководящую должность.
Таким образом, п. 9 Декрета № 5 введен особый порядок назначения на руководящую должность лиц, уволенных за виновные действия, отнесенные Декретом № 5 к дискредитирующим обстоятельствам, в т. ч. уволенных до вступления в силу Декрета № 5.
На сновании изложенного после вступления в силу Декрета № 5 согласование назначения указанной категории лиц на руководящие должности в организации независимо от формы собственности является обязательным условием назначения на руководящую должность лица, ранее уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, если не истек пятилетний срок с даты такого увольнения.
Дополнительно отметим, что назначение лица на должность с нарушением требований, предусмотренных в п. 8 и чч. 1‒2 п. 9 Декрета № 5, является основанием для увольнения этого лица в связи с нарушением установленных правил приема на работу (п. 10 Декрета № 5).
Согласно ч. 2 п. 11 Декрета № 5 при приеме на работу работника в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности (далее — государственная организация), наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:
- характеристику с предыдущего места его работы;
- характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае, если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них;
- сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности. Такие сведения предоставляются бесплатно.
В п. 12 Декрета № 5 установлено, что нарушение предусмотренного Декретом № 5 порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков выдачи характеристик признаются грубым нарушением трудовых обязанностей.
Таким образом, Декрет № 5 предусматривает ограничения и особый порядок назначения на отдельные руководящие должности, что является оправданным в силу особого статуса таких работников.
В отношении иных категорий работников, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, ограничений (запрета) на трудоустройство законодательством о труде не установлено.
по теме