Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в специальных медицинских группах (далее — спецмедгруппа) достаточно подробно раскрыты в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь от 21 июля 2017 г. «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждении общего среднего образования» (приложение 20 «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физическая культура и здоровье») (далее — Письмо), а также в п. 112–119 Санитарных норм и правил.
Так, учебные занятия с учащимися спецмедгруппы должны быть организованы с начала учебного года.
Комплектование спецмедгрупп на начало учебного года (до 1 сентября) осуществляется медицинским работником на основании результатов медицинского обследования учащихся.
При определении количества спецмедгрупп нужно учитывать п. 114 Санитарных норм и правил, согласно которому наполняемость такой группы должна быть не более 12 человек.
Директору на заметку
На основании сведений, представленных медицинским работником, директор своим приказом должен утверждать количество и списочный состав спецмедгрупп на начало каждого полугодия.
В спецмедгруппах занятия проводятся учителями физической культуры, прошедшими специальную подготовку (в т.ч. во время повышения квалификации).
Занятия, как и с любой отдельно сформированной спецмедгруппой, должны проводиться в количестве двух учебных часов в неделю. Недопустимо объединять учебные занятия спецмедгруппы или проводить их два дня подряд.
Можно ли занятия спецмедгруппы проводить одновременно с занятиями физкультурой детей из основной группы здоровья?
Министерство образования считает целесообразным проводить занятия спецмедгруппы одновременно с учебными занятиями по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».
Иными словами, один учитель проводит занятие с учащимися основной группы класса, а в это же время другой — с учащимися спецмедгруппы этого же класса. При этом требование ч. 3 п. 114 Санитарных норм и правил (занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной группе, должны проводиться отдельно от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье») не будет нарушено.
Однако очевидно, что в рассматриваемой ситуации эта рекомендация не выполняется.
Возможно, в данном учреждении учащихся, отнесенных к спецмедгруппе, в отдельных классах небольшое количество (по 1–2), поэтому и группа сформирована из учащихся разных классов (с 3-го по 10-й). В такой ситуации расписание занятий, соответствующее Санитарным нормам и правилам, составить достаточно сложно. Причины могут быть и другие: в учреждении работает только один учитель физической культуры и здоровья; вместимость спортивного зала не позволяет одновременно провести урок с основной группой и учащимися спецмедгруппы и т.п.
Есть ли расхождение между п. 119 Санитарных норм и правил и Письмом?
В Письме действительно содержится фраза о том, что «учебные занятия с учащимися специальной медицинской группы могут планироваться в расписании учебного дня до или после учебных занятий».
В то же время п. 119 Санитарных норм и правил устанавливает, что проведение учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» не допускается в одном классе в течение двух дней подряд (на это обращается внимание и в Письме), а также более одного раза в неделю первыми или последними учебными занятиями. Последняя часть этого пункта как будто находится в противоречии с Письмом.
На самом же деле противоречия между данными документами нет.
Обратите внимание
Письмо, разрешая планировать в расписании учебного дня до или после учебных занятий проведение занятий с учащимися спецмедгруппы, не устанавливает разрешение на проведение всех двух занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в спецмедгруппе первыми или последними уроками.
Поэтому замечание представителя органа здравоохранения о нарушении п. 119 Санитарных норм и правил справедливо.
Действия администрации учреждения образования
Директору учреждения образования целесообразно рассмотреть вопрос о разделении спецмедгруппы на несколько. Ведь наполняемость спецмедгруппы должна быть не более 12 учащихся. К тому же сложно организовать качественное проведение занятия для учеников столь существенно различающихся возрастных групп.
Заместителю же директора по учебной работе следует пересмотреть расписание с учетом организации занятий для спецмедгруппы без нарушения Санитарных норм и правил.
К слову, замечания бы не было, если бы медицинский работник, как того требует п. 116 Санитарных норм и правил, совместно с руководителем учреждения общего среднего образования или его заместителем осуществлял должный контроль за организацией и проведением всех форм физического воспитания учащихся.