Памятка к новому Закону о госзакупках

Памятка к новому Закону о госзакупках

Всё, новая редакция Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — обновленный Закон) вступила в силу. Это произошло 1 июля 2019 г. С этой даты необходимо придерживаться норм обновленного Закона.

Кроме того, с 1 июля 2019 г. вступила в силу Инструкция о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (утв. постановлением МАРТ от 29 декабря 2018 г. № 92) (далее — Инструкция № 92), на которую также необходимо обратить внимание.

Выделим для вас важные моменты.

1933 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Напомним, что это уже третья памятка, касающаяся новшеств обновленного Закона. С первыми двумя вы можете ознакомиться:
1. Государственные закупки по-новому: памятка перед вступлением в силу новой редакции Закона о госзакупках
2. Памятка о сроках по новому закону о госзакупках

Рассмотрение жалоб

Руководителям учреждений образования следует учитывать, что при принятии МАРТом решения о рассмотрении жалобы соответствующая информация (в т. ч. о месте и времени рассмотрения):

  • при проведении открытых конкурентных процедур закупок размещается в ГИАС в реестре жалоб;
  • при проведении закрытого конкурса, закрытого запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника направляется МАРТом в письменной форме заказчику (организатору), товарной бирже, а также заявителю;
  • лица, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются, обязаны направить в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам отзыв на жалобу не позднее одного рабочего дня до дня ее рассмотрения;
  • лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам возражение на жалобу не позднее одного рабочего дня до дня ее рассмотрения;
  • по требованию уполномоченного государственного органа по государственным закупкам в установленный им срок заказчик (организатор), товарная биржа, оператор электронной торговой площадки, лицо, подавшее жалобу, предоставляют документы и (или) сведения, имеющие отношение к жалобе, за исключением документов, размещенных на электронной торговой площадке;
  • процедура государственной закупки приостанавливается на срок рассмотрения жалобы, который не может превышать десяти рабочих дней со дня приостановления процедуры государственной закупки. Заказчик не вправе заключать договор до принятия уполномоченным государственным органом по государственным закупкам решения по существу жалобы.

Решение МАРТ по результатам рассмотрения жалобы (при проведении открытой конкурентной процедуры закупки) размещается в ГИАС в реестре жалоб до истечения срока приостановления процедуры государственной закупки (при проведении иных процедур закупок — в тот же срок направляется заявителю и ответчику).

Это важно
Руководителям учреждений образования или специалистам, отвечающим за закупку в учреждениях, отделах по образованию, следует мониторить личные кабинеты на ЭТП, чтобы своевременно получить информацию о поступивших жалобах. Это даст возможность качественно подготовить возражения на жалобу, своевременно командировать специалистов для участия в рассмотрении жалобы МАРТом.

Порядок действий заказчика при обнаружении недобросовестных поставщиков:

1. В МАРТ направляется заявление, содержащее сведения, предусмотренные п. 5 Инструкции № 92. При этом данным документом не устанавливается форма такого заявления. Основная задача руководителя в данной ситуации — обеспечить наличие всех требуемых сведений в заявлении.

2. К заявлению прилагаются документы и сведения, подтверждающие вышеизложенные факты.

Справочно: в Инструкции № 92 прямо такие документы и сведения не перечислены. К ним могут быть отнесены, например, сведения, содержащиеся на ЭТП, подтверждающие направление договора для заключения и отсутствие ответа на это; дополнительные соглашения; документы, опровергающие данные о поставщике (подрядчике, исполнителе), предоставленные им на стадии участия в процедуре государственной закупки и т. п.).
Не установлен в Инструкции № 92 и способ направления заявления, прилагаемых к нему документов и сведений. Полагаем, что это может быть как направление почтой на бумажных носителях, так и посредством системы межведомственного документооборота государственных органов Республики Беларусь, что актуально в основном для отделов по образованию.

Заявление, документы и сведения направляются в МАРТ в течение одного месяца соответственно со дня:

  • истечения срока заключения договора, от заключения которого уклонилось юридическое или физическое лицо, в т. ч. индивидуальный предприниматель;
  • расторжения договора с таким лицом (в связи с ненадлежащим исполнением договора или выявившимся несоответствием поставщика требованиям к участникам).

Представленное заявление, документы и сведения рассматриваются МАРТом в течение 15 календарных дней со дня их получения.

Включение в список осуществляется на основании решения МАРТ, принимаемого в форме приказа Министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. Сведения об этом в ГИАС появятся не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

Справочно: недобросовестный поставщик (подрядчик, исполнитель) в течение 5 рабочих дней уведомляется МАРТом о включении в список (равно как и о досрочном исключении из него при наличии соответствующих оснований).

Руководителям учреждений образования, отделов по образованию, лицам, ответственным за проведение закупок, членам комиссий необходимо обратить внимание на следующее:

  • перечень оснований для включения в список видоизменен, в ряде случаев не требуется судебного решения (в отличие от правового регулирования, сохранявшегося до 1 июля 2019 г.);
  • необходимо проверять участников, контрагентов на предмет наличия их в списке, размещаемом на официальном сайте ГИАС. 

Памятка подготовлена редакцией

1933 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Перераспределение и перенаправление молодых специалистов: в чем разница и какие нюансы в здравоохранении

Распределение – реальная социальная гарантия государства. Выпускники вузов и колледжей, по сути, не имея богатого профессионального опыта, гарантированно получают свое пе...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 108

Готовимся к новому учебному году правильно

Начало учебного года — всегда стресс для всех участников образовательного процесса. Статья поможет директору (как начинающему, так и опытному): • не растеряться в нача...
№ 8 (152) 2024 Маевская Валентина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1317
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок