Организация подготовки к централизованному экзамену

Организация подготовки к централизованному экзамену

С 2022/2023 учебного года экзамены за курс общего среднего образования проводятся в форме централизованного экзамена (ЦЭ) по одному из государственных языков и предмету на выбор. Это позволило унифицировать формы проведения выпускных и вступительных испытаний, но при этом повысило ответственность школ, гимназий и лицеев за результаты работы, т. к. появилась возможность оценить реальное качество образования, которое дается каждым конкретным учебным заведением. 

В материале — об организации эффективной подготовки к сдаче ЦЭ всех участников образовательного процесса.

Киселев Константин

Директор государственного учреждения образования «Гимназия № 2 г. Витебска», член совета специального фонда Президента Респуб­лики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов

1449 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Организация допрофильной подготовки и профильного обучения

Допрофильная подготовка является тем этапом первичного профессионального самоопределения, на котором учащимся предоставляется возможность оценить свои способности в изучении на повышенном уровне тех или иных предметов. Именно в VIII и IX классах выбирается дальнейшее направление образования, происходит осознанный выбор профессии. Здесь возможны переосмысление вектора собственного развития, выбор иного профиля для подготовки к поступлению в вуз.

Профильное обучение в X классе позволяет учащимся на повышенном уровне изучать два предмета, тем самым одновременно готовясь к поступлению в вуз и сдаче ЦЭ. 

Таким образом, если во время допрофильной подготовки и профильного обучения изучались одни и те же предметы на повышенном уровне, то у учащегося есть целых четыре года для подготовки к ЦЭ по профильным предметам.

В профильных классах уроки должны вести только самые опытные учителя, педагоги высшей квалификационной категории или категории «Учитель-­методист», обладающие достаточным опытом подготовки к централизованному тестированию.

Это важно
Важнейшая задача администрации школы — оптимальный выбор учителя для профильного класса.

Построение индивидуальной траектории развития каждого обучающегося

В конце IX класса администрация школы совместно с учащимися, их законными представителями, классными руководителями, учителями-­предметниками, педагогами-­психологами должна построить индивидуальный образовательный маршрут каждого обучающегося, включающий осознанный выбор учащимся специальностей для поступления в вуз, а также трех предметов, необходимых для сдачи. От этого будет зависеть выбор профиля обучения, а также элементов индивидуальной подготовки каждого учащегося.

Организация факультативных и стимулирующих занятий по подготовке к ЦЭ

Урочный процесс не всегда дает возможность отработки всех тем учебной программы в тестовом формате. В этом смысле очень важно организовать изучение предметов, необходимых учащемуся для сдачи, на факультативных и стимулирующих занятиях. И здесь важно сформировать группы учащихся, используя разноуровневое обучение. Эффективно объединять в отдельную группу детей, имеющих высокий уровень учебных достижений по предмету, претендующих на получение высоких (максимальных) баллов на ЦЭ, отрабатывая с ними каждую тему с учетом мельчайших нюансов. От остальных обучающихся необходимо добиться высокого уровня знаний основного содержания изучаемых дисциплин.

В ГУО «Гимназия № 2 г. Витебска» изучение не только всех профильных предметов, но и одного из государственных языков дополняется организацией факультативных и стимулирующих занятий.

Организация обучения педагогов

На административных совещаниях изучаются нормативно-­правовые документы по организации и проведению ЦЭ.

Прошедший ЦЭ должен быть обсужден на августовских заседаниях методических объединений по предметам, заседаниях методического совета учреждения образования. Здесь должен быть проведен анализ типичных ошибок и затруднений обучающихся с целью более успешной работы над ними следующих поколений старшеклассников.

Эффективными являются проведение педсоветов с изучением представленного опыта работы ведущих педагогов по подготовке к ЦЭ, а также направление учителей на областные и республиканские семинары по данной тематике.

Организация информационной работы с законными представителями учащихся

При организации работы с родителями учащихся приоритетным направлением является ознакомление их с процедурой проведения ЦЭ, этапами подготовки учащихся. С этой целью проводятся родительские собрания, заседания совета учреждения образования, оформляются информационные стенды, на сайте учебного заведения создается раздел, посвященный ЦЭ.

При необходимости администрация школы, психолог и учителя-­предметники проводят индивидуальные консультации.

Организация информационной работы с учащимися

Наиболее важной и масштабной является информационная работа с главными субъектами образовательного процесса — учащимися. И начинаться она должна с инструктажа по правилам поведения на экзамене и правилам заполнения бланков. Для учащихся должен быть оформлен информационный стенд с нормативными документами, интернет-­ресурсами по вопросам подготовки к ЦЭ, инструкциями, советами психологов по поведению накануне и во время экзаменов.

В урочном процессе и на факультативных занятиях большое внимание должно уделяться заданиям, взятым из ЦЭ прошлых лет. Данные задания в старших классах уместно вводить как на уроках контроля, так и на уроках обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Повторению основных тем, встречающихся на ЦЭ, способствует и обычный ком­бинированный урок с  актуализацией изученного материала.

Знакомство учащихся с формой и организацией проведения ЦЭ

Во время проведения ЦЭ учитель-­пред­метник отсутствуе и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов и учащихся из других школ.

В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, но в то же время может вызвать у неподготовленных учащихся состояние тревожности. Неожиданная психологическая обстановка снижает возможность выполнения заданий, вводит учащихся в состояние стресса. В силу этого в процессе подготовки к ЦЭ необходимо периодически погружать их в обстановку ЦЭ. Именно для этого в Республике Беларусь проводится репетиционное тестирование, способное в полной мере воссоздать атмосферу ЦЭ.

В связи с данной возможностью в нашей гимназии есть обязательное требование: за время обучения в X и XI классах учащийся обязан пройти три ежегодных «волны» репетиционного тестирования по трем предметам, выбранным гимназистом для поступления в вуз.

Таким образом, придя в аудиторию на ЦЭ, каждый обучающийся уже будет иметь шестикратный опыт прохождения данного испытания, что способствует максимальной реализации ребенка на самом экзамене.

Это важно
Репетиционное тестирование — великолепная возможность для анализа и коррекции знаний учащихся в учебном процессе, их вывода на более высокий уровень.

Психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки к ЦЭ

Одним из ключевых моментов работы, направленной на повышение результативности сдачи ЦЭ, является психологическое сопровождение учащихся. Данное направление является важным, т. к. для самих выпускников полученные результаты — это не просто выражение в баллах их уровня знаний по конкретному предмету, а степень возможности реализовать себя в профессиональном плане. Для многих из них это равноценно понятию успеха на данном этапе жизни. Несомненно, такое событие является одним из ключевых на траектории всего жизненного пути. Осознание этого и понимание меры ответственности за свой результат, безусловно, влияют на степень тревожности учащихся, которая может негативно сказаться на правильности ответов.

Для снижения негативного влияния волнения на детей необходимо обеспечить их психологическое сопровождение.

Педагогу-­психологу в данном случае уместно применять разные формы работы:

  • групповую форму работы, направленную на положительную установку относительно предстоящей сдачи ЦЭ;
  • обучение приемам саморегуляции, рациональным приемам повышения концентрации внимания и избирательности восприятия.

Индивидуальная форма необходима для работы с каждым конкретным случаем в контексте целой личности с иерархией ее мотивов, направленности, ценностей, установок, особенностей протекания психических процессов и свое­образием психических свойств. Наиболее эффективно работа педагога-­психолога в рамках индивидуальной формы проходит в том случае, если есть сотрудничество с учителем-­предметником, который за продолжительное время работы с конкретным классом изучил опасные моменты в работе отдельных учеников, которые связаны именно с особенностями их психики. Такое «подсвечивание» помогает педагогу-­психологу выбрать правильные методы работы с каждым учащимся и повысить результативность последующей сдачи ЦЭ.

Системная работа всех участников образовательного процесса позволит учащимся максимально эффективно сдать ЦЭ, быть конкурентоспособными при поступлении в вузы, а учебному заведению — обеспечить высокое качество образования, сформировать позитивный имидж для дальнейшего развития.

1449 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок