Об изменениях законодательства о нарушении требований по охране труда
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Об изменениях законодательства о нарушении требований по охране труда

Приняты изменения в:
Уголовный кодекс Республики Беларусь;
Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь;
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Изменения касаются нарушения требований по охране труда. Рассмотрим их подробнее.


Семич Владимир

Инженер, член Общественного объединения «Сообщество трудового права»

2138 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Уголовная ответственность

Законом Республики Беларусь от 06.01.2021 № 85-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» внесены изменения, в частности, в ст. 306 УК, которые вступят в силу через три месяца после официального опубликования, т. е. с 13 апреля 2021 г.

Изменением ч. 1 ст. 306 УК «Нарушение правил охраны труда» установлено, что уголовная ответственность за нарушения правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда (нарушение правил охраны труда), повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, наступает не только для должностных лиц, ответственных за их соблюдение, но и для индивидуальных предпринимателей.

Основания для привлечения к такой ответственности и санкции за указанные нарушения остались прежними.

Справочно: внесение указанного изменения в ст. 306 УК послужит повышению ответственности индивидуальных предпринимателей за соблюдение требований охраны труда и явится сдерживающим фактором в совершении нарушений установленных требований по охране труда.

Административная ответственность

С 1 марта 2021 г. вступают в силу новые редакции Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З и Процессуально-­исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 92-З.

Порядок их введения в действие определен Законом Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З «О введении в действие кодексов».

Из средств массовой информации известно, что вновь принятым КоАП усиливается его профилактическая направленность в целях предупреждения административных правонарушений. Предусмотрены также такие меры воздействия к нарушителям, как устное замечание, предупреждение, а также меры воспитательного характера.

Вновь принятым КоАП предусматриваются три категории административных правонарушений:

  • административные проступки;
  • значительные административные правонарушения;
  • грубые административные правонарушения.

Согласно ст. 2.2 КоАП к административным проступкам относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем:

  • для физического лица — 10 базовых величин;
  • для индивидуального предпринимателя — 25 базовых величин;
  • для юридического лица — 50 базовых величин.

К значительным относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в размере, превышающем:

  • для физического лица — 10 базовых величин;
  • для индивидуального предпринимателя — 25 базовых величин;
  • для юридического лица — 50 базовых величин.

К грубым относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.

Остановимся на трех статьях, имеющих непосредственное отношение к охране труда, которыми предусматривается административная ответственность за их нарушение.


КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
6 января 2021 г. № 91-З
Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь
15.01.2021, № 2/2811

<ИЗВЛЕЧЕНИЕ>

Статья 10.12. Нарушение законодательства о труде

<…>

5. Непроведение нанимателем или должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях и в установленные сроки аттестации рабочих мест по условиям труда, либо нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, либо представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, —

влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до ста базовых величин.

6. Несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков, а равно нарушения законодательства о труде, причинившие вред работнику, кроме нарушений, предусмотренных частями 1–5 настоящей статьи, —

влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.

Статья 10.13. Нарушение требований по охране труда

1. Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда —

влечет наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин.

2. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, повлекшее травмирование работающих, —

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

3. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное иным работающим, —

влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.

Статья 10.14. Нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Несообщение или несвоевременное сообщение страхователем о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании в случаях, предусмотренных законодательством, а равно нарушение установленного порядка расследования такого несчастного случая —

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.

<…>


Административная ответственность за нарушение требований, установленных в приведенных статьях, была предусмотрена и в действовавшем до 1 марта КоАП.

Однако необходимо отметить и очень важные отличия.

Введена ст. 10.14 КоАП, предусматривающая самостоятельную ответственность за несообщение о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях, а также за нарушения порядка их расследования.

В ч. 3 ст. 10.13 КоАП предусматривается административная ответственность за нарушения требований по охране труда иных работающих (кроме должностных лиц). Введение этой нормы дает право наложения штрафа в размере до пяти базовых величин на работников, чего ранее не предусматривалось.

Введение такой меры можно обосновать тем, что причиной многих несчастных случаев на производстве явилось нарушение работниками требований по охране труда. И при этом отсутствовали другие причины.

Несмотря на строгость санкций за нарушения требований по охране труда, их увеличение в сравнении с действовавшим до 1 марта КоАП не произошло.

2138 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 11 (2024) за 5 минут: контроль питания в УОСО, простые решения для директора по мониторингу адаптации учащихся, все нюансы персонифицированного учета в соответствии с актуальными изменениями

Кроме того, в 11-м номере журнала: • Проблема совмещения и совместительства с коррупционным окрасом • Административная ответственность за нарушение законодательства о...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 197
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок