Директор ведет уроки. Может ли он выписать премию себе, если его ученик занял призовое место на олимпиаде?
Сам на себя директор по премию выписать не может. Целесообразно обратиться в отдел (управление) по образованию.
Согласно ч. 3 п. 19 Инструкции о порядке расчета планового фонда заработной платы работников учреждений образования и экономии средств, предусмотренных на оплату труда (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 23.03.2016 № 16 с последующими изменениями и дополнениями) премирование руководителей учреждений образования производится вышестоящим органом управления из средств планового фонда премирования и экономии средств в целом по учреждению образования за счет бюджетных средств и средств, остающихся в распоряжении учреждения образования от приносящей доходы деятельности.
Поэтому сам себе выписать премию директор учреждения общего среднего образования не может. Но на практике очень часто применяют систему премирования, состоящую из двух премиальных фондов: базового премиального фонда и фонда премирования за отдельные показатели (достижения) в труде.
Целесообразно подать на рассмотрение докладную записку в управление (отдел) по образованию.
Почему во время каникул директоров переводят на «голую» ставку? Учителям платят за часы, хотя и они не ведут уроки, а директорам — нет. Например, в июне и августе у директоров очень много работы (экзамены, выпускные, подготовка к новому учебному году, написание годового плана и т. д.), а зарплата резко уменьшается.
Особенности оплаты руководителей определяются НПА.
В соответствии с п. 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 26 «О совершенствовании организации труда педагогических работников» (с последующими изменениями и дополнениями) руководители (их заместители) учреждений образования (их структурных подразделений) могут выполнять в рабочее время оплачиваемую педагогическую деятельность в части реализации образовательных программ по месту основной работы в объеме не более половины нормы часов педагогической нагрузки (10 ч в неделю) за ставку педагогических работников.
В период каникул оплата за преподавательскую работу руководителя учреждений образования может производиться только в том случае, если указанный руководитель на каникулах проводит дополнительные занятия с учащимися (подготовка к олимпиадам, конференциям и т. д.). Проведение учебных занятий в период каникул оформляется приказом.
В каникулярное время школа переходит на пятидневную рабочую неделю. Распространяется ли это на директора или ему нужно дежурить по субботам?
Если по каким-то причинам в каникулярный период директор освободил от работы в субботу всех педагогических работников, то в этот день он должен сам находиться на рабочем месте.
Вообще, согласно п. 4 ст. 158 Кодекса об образовании образовательный процесс в учреждении общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, вне зависимости от учебного или каникулярного периода.
В каникулярный период педагогические работники должны осуществлять организационно-воспитательную, методическую работу и исполнять другие обязанности, предусмотренные квалификационными характеристиками, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка в пределах должностных обязанностей, которые они выполняли до начала каникул. Кроме того, рабочее время учителя в каникулярное время определяется режимом работы учреждения образования и расписанием (графиком) занятий, мероприятий, проводимых в период каникул.
Режим работы в каникулярное время лучше всего определить приказом руководителя учреждения общего среднего образования с учетом расписания занятий и графика работ часов организационно-воспитательной и методической работы. В случае же отсутствия такого приказа педагогические работники работают в режиме расписания уроков, графика работ часов организационно-воспитательной работы, дополнительного контроля учебной деятельности учащихся.
Нужно ли согласовывать годовой план с советом школы?
Не нужно.
В соответствии с п. 2 Положения о совете учреждения образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2011 № 84) (далее — Положение), совет учреждения образования (далее — совет) является главным органом самоуправления учреждения образования, который создается в целях решения основных вопросов деятельности учреждения образования.
К компетенции совета относятся в т. ч. определение перспективных направлений развития учреждения образования, рассмотрение планов работы учреждения образования, вопросов его образовательной и научной деятельности, международного сотрудничества.
В то же время непосредственное руководство деятельностью совета осуществляет председатель совета, которым является руководитель учреждения образования (п. 10 Положения).
Годовой план принимается решением педагогического совета и утверждается приказом руководителя учреждения образования.
Методические рекомендации по подготовке плана работы учреждения образования на учебный год год вы найдете по ссылке.
Поэтому утверждать годовой план и одновременно согласовывать его (как руководителю совета) директору школы не нужно.
Как организовать проход родителей в школу в соответствии с правилами пропускного режима?
Согласно подп. 4.5 п. 4 ст. 20 Кодекса об образовании создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования. Исходя из этого директор школы и должен спланировать организацию посещения школы родителями.
Считаем, что посещение школы родителями в ходе учебных занятий должно быть разрешено только в исключительных случаях. Родители не должны отвлекать учителя ни во время урока, ни на переменах, которые предназначены в т. ч. для подготовки к следующему уроку, организации питания учеников, наблюдения за поведением учащихся и др.
Выяснить все нюансы обучения ребенка и получить ответы на иные интересующие их вопросы родители могут в 6-й школьный день, а также в ходе проведения общешкольных и классных родительских собраний.
Кто должен осуществлять пропускной режим в учреждении в дневное время, если в штатном расписании отсутствует должность вахтера или дневного сторожа?
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности педагогического коллектива и обучающихся, организации контроля за сохранностью школьного имущества, соблюдением всеми участниками учебного процесса порядка, чистоты в школе организуется дежурство.
Типовые штаты и нормативы численности работников начальных, базовых, средних, специальных общеобразовательных, вспомогательных школ, гимназий, гимназий-интернатов, лицеев, кадетских училищ, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторных школ-интернатов, яслей-садов — начальных школ, яслей-садов — базовых школ и других учреждений общего среднего и специального образования установлены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2013 № 22 «О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования» (с последующими изменениями и дополнениями) и действительно не содержат в перечне должностей вахтера и дневного сторожа.
Не создано также и отдельных НПА, утверждающих мероприятия по организации дежурств в учреждениях общего среднего образования.
Вместе с тем в соответствии с подп. 4.5 п. 4 ст. 20 Кодекса об образовании учреждение образования обязано обеспечивать создание безопасных условий при организации образовательного процесса.
Поэтому положение о дежурствах по школе может быть разработано учреждением общего среднего образования самостоятельно. В данном положении, как правило, предусматриваются:
- общие положения;
- порядок организации и проведения дежурства по школе;
- обязанности дежурного класса и дежурного классного руководителя;
- обязанности дежурного администратора;
- права дежурных.
Для обеспечения дежурства в школе ежедневно из числа работников школы и обучающихся могут быть назначены:
- ответственный дежурный по школе;
- дежурные учителя (на каждом этаже здания школы);
- дежурный класс;
- дежурный уборщик служебных помещений (при необходимости).
Дежурить по школе могут не только педагогические работники.
Дежурные по школе назначаются директором в зависимости от порученных функций, в т. ч. для осуществления пропускного режима в школе в дневное время.
В каникулярное время такие дежурства обычно осуществляются техническим персоналом школы по графику работы на период каникул, утвержденному руководителем учреждения образования.
Есть ли нормативно-правовая база для школьных бизнес-компаний? Могут ли школу обязать создавать бизнес-компанию?
Нет. Учебная бизнес-компания организуется на добровольной основе.
В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь — страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2018 № 743) обучение основам и навыкам предпринимательства будет реализовано на всех уровнях в рамках программ основного и дополнительного образования.
Для решения указанной задачи необходимо обеспечить изучение в учреждениях общего среднего образования основ финансовой грамотности, теоретических и практических основ осуществления предпринимательской деятельности и самозанятости; популяризацию предпринимательской деятельности в молодежной среде посредством создания школьных бизнес-компаний.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2016 № 149 «О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы» (с последующими изменениями и дополнениями) разработано Примерное положение об учебной бизнес-компании учреждения общего среднего образования и учреждения дополнительного образования детей и молодежи Республики Беларусь (образец содержится в приложении 4 к инструктивно-методическому письму Министерства образования «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году»).
Согласно данному документу учебная бизнес-компания — это объединение по интересам, организуемое в учреждении общего среднего образования, учреждении дополнительного образования детей и молодежи (далее — учреждения образования) с целью развития предприимчивости, формирования практических навыков предпринимательской деятельности и других необходимых для успешной самореализации личностных качеств, способностей и компетенций обучающихся.
Учебная бизнес-компания организуется на добровольной основе, поэтому обязательность ее создания в учреждении образования законодательством не предусмотрена.
Какие требования предъявляются к графику работы в 6-й школьный день?
Планирование работы учреждения общего среднего образования в 6-й школьный день осуществляется в соответствии с НПА и методическими рекомендациями Министерства образования, возможностями учреждения образования и окружающей социальной среды.
Руководство школы совместно с учителями-предметниками, классными руководителями, специалистами социально-педагогической и психологической службы, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования и другими заинтересованными разрабатывают план, где должны быть отражены различные формы работы с учащимися и родителями в 6-й школьный день. Такие нововведения носят рекомендательный характер. Каждая школа должна сама планировать работу в субботу: воспитательные мероприятия, расписание факультативных занятий, объединений по интересам, графики консультаций учителей-предметников и др.
Министерство образования рекомендует утвердить приказом руководителя учреждения образования продолжительность 6-го школьного дня в режиме работы учреждения образования и предусмотреть в правилах внутреннего распорядка организацию работы в субботу. Примерная продолжительность пребывания учащихся в учреждении образования — не более 4 ч.
Имеют ли право проверяющие лица требовать от учителя план работы кабинета и материалы по самообразованию?
Не имеют.
Данный вопрос связан с выполнением педагогами несвойственных им функций.
Министерством образования Республики Беларусь принято постановление от 27.12.2017 № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций».
Данным постановлением утвержден перечень документов, обязательных для ведения отдельными категориями педагогических работников.
Требование иных документов от учителя неправомерно.
Как быть, если работник не соответствует квалификационным требованиям, а педагогов не хватает?
На должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует установленным требованиям.
Следует руководствоваться п. 12 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 с последующими изменениями и дополнениями), гласящим, что на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом учитываются: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и др.
Нагрузка учителя — 25 ч. Возможно ли установить ему среди недели свободный от уроков день, если расписание составлено без нарушений? В табеле отработанного времени за этот день часы не проставляются.
Возможно по согласованию с нанимателем.
Установление режима рабочего времени для работников является компетенцией нанимателя. Правила внутреннего трудового распорядка учреждения общего среднего образования должны разрабатываться с учетом шестидневной учебной недели, сокращенной продолжительности рабочего времени учителя (не более 36 ч в неделю) и его должностных обязанностей.
Понятие «свободный от уроков день» в законодательстве отсутствует. Если у учителя есть день, свободный от занятий, то он является для него рабочим. Отсутствие на рабочем месте с целью подготовки теоретического материала для методических разработок, повышения педагогического мастерства согласовывается с нанимателем.
Табель использования рабочего времени предназначен для учета количества отработанных дней (часов), а также неотработанного времени (отпуск, больничный, прогул и т. д.). Наниматель самостоятельно устанавливает форму табеля, графиков работ (сменности), а также определяет порядок их ведения и составления, указывает, какие условные обозначения будут использоваться в табеле.
Кто может вести допризывную подготовку, если в школе нет педагогического работника, служившего в армии?
Учитель.
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (с последующими изменениями и дополнениями) допризывная подготовка осуществляется руководителями допризывной подготовки, имеющими соответствующую квалификацию.
В учреждении общего среднего образования согласно выпуску 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 с последующими изменениями и дополнениями) такой должности нет, как нет должностей «учитель математики», «учитель истории» и т. п. Есть должность «учитель». Поэтому допризывную подготовку ведет не «руководитель допризывной подготовки», не «военрук», а именно «учитель».
В квалификационных требованиях к учителю требований по обязательному прохождению службы в рядах вооруженных сил не имеется.
В нашей школе уроки труда и допризывной подготовки ведет совместитель из другой школы. Общая нагрузка — 15 ч в неделю. Учитывая, что учитель-совместитель может вести только 10 ч в неделю, можно ли оставшиеся 5 ч ему оплачивать как замену вакансии в связи с производственной необходимостью?
В порядке исключения можно.
Согласно ст. 343 ТК совместительство — это выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора.
При этом продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени (для учителя, педагога дополнительного образования — 10 ч в неделю).
Таким образом, педагогическая нагрузка учителя, работающего по совместительству, не должна превышать 10 ч в неделю.
В рассматриваемом случае на дополнительные 5 ч учебных занятий с учителем можно в порядке исключения заключить договор гражданско-правового характера (договор возмездного оказания услуг).
Обязательна ли учителям-совместителям только почасовая оплата труда? Можно ли их принимать на работу на условиях тарификации как основных работников, чтобы оплачивать каникулярное время?
Нельзя.
В соответствии со ст. 57 ТК заработная плата — вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.
С учителем, который является внешним совместителем, заключается трудовой договор на определенный срок (как правило, на учебный год) с оплатой за фактически отработанное время.
В связи с тем, что в период каникул обучающихся преподавательская работа учителем-совместителем не осуществляется, оплата педагогической нагрузки ему не производится.
Можно ли в классах ставить комнатные растения на шкафы, подоконники, крепить на стены? Одним школам запрещают, другим — нет.
Согласно п. 66 Санитарных норм и правил «Требования к учреждениям общего среднего образования» (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 с последующими изменениями и дополнениями) цветы, выращиваемые в учебных помещениях учреждений образования, не должны быть ядовитыми и не должны закрывать световые оконные проемы. Растения в учебных помещениях размещаются в переносных цветочницах высотой 65–70 см от пола. Высота цветов, расставленных на подоконниках, не должна превышать 15 см (не включая высоту цветочных горшков).
Таким образом, присутствие цветов на полу и на подоконниках допустимо при соблюдении указанных выше параметров для обеспечения требований освещенности помещения.
Что касается их размещения на шкафах и стенах, то в этих случаях следует руководствоваться требованиями эстетичности и обеспечения безопасности (при падении с высоты массивный горшок с землей может нанести травму учащемуся).
В соответствии с Кодексом об образовании создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования (подп. 4.5 п. 4 ст. 20), а учащиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса (п. 1 ст. 31). Кроме того, к основным требованиям к организации образовательного процесса относятся охрана здоровья обучающихся, создание безопасных условий при организации образовательного процесса (ст. 91).
по теме