Как правильно выбрать вид процедуры государственной закупки?

Как правильно выбрать вид процедуры государственной закупки?

В статье представлена система выбора вида процедуры государственной закупки товаров (работ, услуг), которая поможет директору на практике быстро сориентироваться в правильном выборе процедуры государственной закупки и проконтролировать специалистов учреждения, ответственных за проведение закупок. Правильный выбор процедуры закупки также убережет должностных лиц учреждения, и в частности его руководителя, от административного штрафа за нарушение порядка проведения государственной закупки.

Бенсман Максим

адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Финансы Инвестиции», член Минской городской коллегии адвокатов

3477 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Предположим, что учреждение общего среднего образования, как получатель бюджетных средств, планирует произвести закупку, например, продуктов питания, принтеров, бумаги, услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования и др. Источником финансирования данной закупки являются средства городского (районного, областного) бюджета. Предмет закупки не относится к товарам (работам, услугам) в сфере строительства.

На основании перечисленных критериев вы пришли к правильному выводу о том, что данная закупка должна осуществляться в соответствии с актами законодательства о государственных закупках — Законом от 13 июля 2012 г. «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках) и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь “О государственных закупках товаров (работ, услуг)”» (далее — постановление № 778).

Следующий шаг — правильный выбор вида процедуры государственной закупки. Это важно, поскольку для каждого ее вида определен особый порядок и случаи проведения.

Цена вопроса
За нарушение порядка проведения государственной закупки предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 50 базовых величин* (до 1225 руб.**).

* ч. 4 ст. 11.16 КоАП
** С 1 января 2018 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2017 г. № 997 базовая величина установлена в размере 24,5 руб.

Чтобы правильно определить процедуру закупки, необходимо знать, какие виды процедур закупок позволено применять в сфере государственных закупок и по каким критериям должен производиться выбор каждого из них. Осуществление государственной закупки без проведения соответствующей процедуры, определенной Законом о госзакупках, не допустимо.

Виды процедур государственных закупок

Государственная закупка может быть проведена с применением одного из следующих видов процедур:

  1. открытый конкурс;
  2. закрытый конкурс;
  3. электронный аукцион;
  4. процедура запроса ценовых предложений;
  5. процедура закупки из одного источника;
  6. биржевые торги (ст. 17 Закона о госзакупках).

Наиболее часто в практике бюджетные организации применяют процедуру запроса ценовых предложений, электронные аукционы и процедуру закупки из одного источника, реже — открытые конкурсы.

Далее рассмотрим, в каких случаях, какой вид процедуры государственной закупки следует выбирать.

Критерии выбора вида процедуры государственной закупки

При определении вида процедуры государственной закупки учреждению образования, как заказчику, нужно исходить из следующих факторов:

1) ориентировочной стоимости годовой потребности (далее — ОСГП) в предмете государственной закупки;

Справочно: ориентировочная стоимость указывается в годовом плане государственных закупок, который учреждение образования, как заказчик, должно сформировать, утвердить руководителем и разместить на сайте www.icetrade.by до 8 марта в каждом текущем году*.

* п. 2 ст. 18 Закона о госзакупках; абз. 2 ч. 2 п. 10 Положения о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденного постановлением № 778.

2) включен ли предмет государственной закупки в перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов либо биржевых торгов.

Данный фактор относится к биржевым торгам и электронному аукциону;

3) случаев применения отдельных видов процедур закупок, предусмотренных Законом о госзакупках.

Данный фактор относится к закрытому конкурсу и процедуре закупки из одного источника.

ОСГП в товарах (работах, услугах) не более 300 базовых величин

В данном случае учреждение общего среднего образования вправе провести закупку с применением процедуры закупки из одного источника.

Данное основание проведения процедуры закупки из одного источника предусмотрено приложением к Закону о госзакупках.

Здесь следует обратить внимание на следующую ситуацию.


ПРИМЕР

Школа (гимназия, лицей) посредством процедуры закупки из одного источника заключила договор на поставку товара на сумму 300 базовых величин.

Впоследствии ей было выделено дополнительное финансирование в размере 20 базовых величин на закупку аналогичных товаров.

Поскольку после выделения дополнительного финансирования стоимость годовой потребности государственной закупки однородных товаров превысила 300 базовых величин, применение процедуры закупки из одного источника для проведения второй закупки будет неправомерным. В этом случае должны применяться иные виды процедур закупок, выбор которых осуществляется в зависимости от ОСГП государственной закупки.


ОСГП в товарах более 300, но не более 1000 базовых величин

В данном случае абз. 2 подп. 1.5 п. 1 постановления № 778 предусмотрено проведение процедуры запроса ценовых предложений.

Данный вид процедуры закупки применяется к закупке товаров, в т. ч. включенных в перечни товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов и биржевых торгов (упомянутые перечни утверждены постановлением № 778).

По выбору заказчика (организатора) в пределах обозначенного диапазона возможно провести закупку с применением электронного аукциона, если товар включен в перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов (далее — перечень для электронных аукционов).

ОСГП в работах (услугах) более 300, но не более 3000 базовых величин

В данном случае, как и в предыдущем, постановлением № 778 предусмотрено проведение процедуры запроса ценовых предложений, которую в пределах данного диапазона можно провести также при закупке работ (услуг), включенных в перечень для электронных аукционов.

ОСГП в товарах (работах, услугах), включенных в перечень для электронных аукционов, более 1000 базовых величин

В данном случае обязательно проведение электронного аукциона, если планируемые к закупке товары (работы, услуги) включены в перечень для электронных аукционов. Применение иных видов процедур государственных закупок в этом случае будет неправомерным.

Аналогичным образом в данном случае обстоят дела с биржевыми торгами, применение которых в обычной практике учреждений образования не встречается.

ОСГП в не включенных в перечни товарах более 1000, работах (услугах) более 3000 базовых величин

В данном случае учреждение должно проводить закупку с применением открытого конкурса, если предполагаемые к закупке товары (работы, услуги) не упомянуты в перечнях товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов или электронных аукционов.

Закрытый конкурс применяется в случае, если сведения о государственной закупке составляют государственные секреты, что в обычной практике учреждений общего среднего образования не встречается.

Таким образом, открытый (закрытый) конкурс применяется в случаях, не предусмотренных Законом о госзакупках для применения иных видов процедур государственных закупок.

Если ранее проведенная процедура госзакупки признана несостоявшейся в целом либо в отношении отдельных частей (лотов)…

Это еще один случай, когда школа (гимназия, лицей) при соблюдении определенных условий вправе провести государственную закупку с применением процедуры закупки из одного источника.

В данном случае организация вправе воспользоваться данной процедурой при условии предварительного согласования ее проведения с государственным органом (организацией), которому подчинена либо в состав, систему которого входит, а при отсутствии такого государственного органа (организации) — с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам*.

* Таким органом является Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ).

Учреждение образования вправе самостоятельно принять решение о проведении процедуры государственной закупки из одного источника, после того как проведенная повторно процедура государственной закупки вновь была признана несостоявшейся.

В рассматриваемом случае обозначенные два условия (выделены полужирным) проведения процедуры закупки из одного источника предусмотрены подп. 1.19 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»(с последующими изменениями и дополнениями) и подлежат применению вместо условия, предусмотренного абз. 4 п. 2 ст. 26 Закона о госзакупках.  


3477 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 3 (2024) за 5 минут: освобождение от итоговой аттестации, результативное совещание, новый порядок назначения пособий, аренда помещений в УОСО, ограничения для государственных должностных лиц

Кроме того, в 3-м номере журнала: • Новые факультативы • Медицинский осмотр в соответствии с Инструкцией • Как оставить учащегося выпускного класса на второй год? •...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 339

Новые нормы ТК на практике: алгоритм предоставления социального отпуска

Одним из существенных изменений, внесенных в ТК с 1 января 2024 г., является изменение позиции законодателя в отношении порядка и условий предоставления социального отпус...
№ 11 (143) 2023 Самосейко Владимир,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1655
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок