Держать удар: как (не) реагировать на критику

Держать удар: как (не) реагировать на критику

В профессиональной жизни мы часто сталкиваемся с критикой. Иногда заслуженной, иногда нет. Она вызывает разные эмоциональные реакции: у одних обиду, желание спорить, оправдываться, защищаться, другие получают серьезную психологическую травму, а кто-то — стимул для самоанализа. Как правильно реагировать? Давайте разбираться!

Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

797 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Критика — это яд для слабых и лекарство для сильных.
К. Мелихан

Что такое критика

Критика — это прямое или косвенное указание на недостатки или ошибки другого человека.

Два вида критики:

1) конструктивная (полезная). Цель — мотивировать человека на исправление ошибок и самосовершенствование;

2) деструктивная (бесполезная). Цель — задеть оппонента.

Эмоциональные реакции на критику тоже различаются. Некоторые люди легко и безболезненно принимают суждения в свой адрес, другие обижаются, злятся, остро реагируют на любые оценивающие слова в свой адрес.

Это связано с личными особенностями:

  • неуверенностью в себе и своих силах;
  • зависимостью от чужого мнения;
  • синдромом жертвы;
  • наличием комплексов и психологических травм.

Справочно: 15‒20 % людей генетически предрасположены к тому, чтобы иметь повышенную чувствительность центральной нервной системы. Это объясняет, почему словесные замечания оказывают на них большее воздействие, чем на других.

Это важно
Научиться определять и принимать любую критику — это большая внутренняя работа, она требует методичности и усердия.

Ранимым людям следует учиться признаваться самим себе: «Да, я могу ошибаться, и это нормально. Да, мне неприятно, когда меня критикуют, мне больно, но иногда это может идти во благо. У меня, как и у всех, бывают недостатки и недочеты. Я буду работать над собой, учиться реагировать менее остро». Если самостоятельно справиться не получается, тогда стоит обратиться к психологу.

Когда с критикой стоит согласиться

Воспринимать обратную связь следует, если:

  • она конструктивна и объективна;
  • не нарушает ваших границ;
  • критикующий человек является для вас авторитетом в данной сфере;
  • критикуют не вас как личность, а ваши действия или работу;
  • вы понимаете, что причина критики оправданна.

Если собеседник настроен агрессивно

Если вы заметили, что собеседник настроен негативно, а ответная реакция приведет к плачевным последствиям, то снизить напряжение вам помогут специальные психологические приемы.

1. Игнорируйте агрессию «глухотой».

Используйте фразы: «Можно еще раз?», «Давайте уточним, в чем суть проблемы», «Я вас не совсем услышал(а)».

2. Признайте факт, попытайтесь понять чувства собеседника и скажите ему об этом, продемонстрируйте уважение.

Используйте фразы: «Да, вы правы», «Да, здесь я полностью с вами согласен(а)».

3. Покажите, что хотите вместе найти лучшее решение, попросите совета.

Используйте фразы: «Я хочу понять», «Почему бы нам не сделать это вместе», «Уточните, пожалуйста».

Это важно
Лучший союзник в достижении бесконфликтного общения — это ваша демонстрация согласия.

Это использовать не стоит!

  • Ответная критика
  • Ссылки на обстоятельства
  • Молчание
  • Игнорирование

Заключение

Для вашей психической безопасности запомните, что под видом грубых критиков чаще всего скрываются завистники, конкуренты, непрофессионалы и некомпетентные люди, проецирующие на вас свои собственные неудачи. Отнеситесь к их недостаткам снисходительно, но не позволяйте переходить границы. Если давать сдачи, то с достоинством и оценкой последствий!

"Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть".
А. Хаббард

Как (не) реагировать на критику: 6 шагов

797 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В Минздраве Беларуси рассказали, сколько дней учебы может пропустить заболевший ребенок без справки

Недавно начался новый учебный год. В этот период Министерство здравоохранения Республики Беларусь поделилось информацией, которая важна для школьников и их родителей,...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1722

Изменения в специфических санитарно-эпидемиологических требованиях для школ

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2024 № 502 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 и от 2...
№ 8 (152) 2024 Плеханова Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1080
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок