Критика — это яд для слабых и лекарство для сильных.
К. Мелихан
Что такое критика
Критика — это прямое или косвенное указание на недостатки или ошибки другого человека.
Два вида критики:
1) конструктивная (полезная). Цель — мотивировать человека на исправление ошибок и самосовершенствование;
2) деструктивная (бесполезная). Цель — задеть оппонента.
Эмоциональные реакции на критику тоже различаются. Некоторые люди легко и безболезненно принимают суждения в свой адрес, другие обижаются, злятся, остро реагируют на любые оценивающие слова в свой адрес.
Это связано с личными особенностями:
- неуверенностью в себе и своих силах;
- зависимостью от чужого мнения;
- синдромом жертвы;
- наличием комплексов и психологических травм.
Справочно: 15‒20 % людей генетически предрасположены к тому, чтобы иметь повышенную чувствительность центральной нервной системы. Это объясняет, почему словесные замечания оказывают на них большее воздействие, чем на других.
Это важно
Научиться определять и принимать любую критику — это большая внутренняя работа, она требует методичности и усердия.
Ранимым людям следует учиться признаваться самим себе: «Да, я могу ошибаться, и это нормально. Да, мне неприятно, когда меня критикуют, мне больно, но иногда это может идти во благо. У меня, как и у всех, бывают недостатки и недочеты. Я буду работать над собой, учиться реагировать менее остро». Если самостоятельно справиться не получается, тогда стоит обратиться к психологу.
Когда с критикой стоит согласиться
Воспринимать обратную связь следует, если:
- она конструктивна и объективна;
- не нарушает ваших границ;
- критикующий человек является для вас авторитетом в данной сфере;
- критикуют не вас как личность, а ваши действия или работу;
- вы понимаете, что причина критики оправданна.
Если собеседник настроен агрессивно
Если вы заметили, что собеседник настроен негативно, а ответная реакция приведет к плачевным последствиям, то снизить напряжение вам помогут специальные психологические приемы.
1. Игнорируйте агрессию «глухотой».
Используйте фразы: «Можно еще раз?», «Давайте уточним, в чем суть проблемы», «Я вас не совсем услышал(а)».
2. Признайте факт, попытайтесь понять чувства собеседника и скажите ему об этом, продемонстрируйте уважение.
Используйте фразы: «Да, вы правы», «Да, здесь я полностью с вами согласен(а)».
3. Покажите, что хотите вместе найти лучшее решение, попросите совета.
Используйте фразы: «Я хочу понять», «Почему бы нам не сделать это вместе», «Уточните, пожалуйста».
Это важно
Лучший союзник в достижении бесконфликтного общения — это ваша демонстрация согласия.
Это использовать не стоит!
- Ответная критика
- Ссылки на обстоятельства
- Молчание
- Игнорирование
Заключение
Для вашей психической безопасности запомните, что под видом грубых критиков чаще всего скрываются завистники, конкуренты, непрофессионалы и некомпетентные люди, проецирующие на вас свои собственные неудачи. Отнеситесь к их недостаткам снисходительно, но не позволяйте переходить границы. Если давать сдачи, то с достоинством и оценкой последствий!
"Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть".
А. Хаббард
Как (не) реагировать на критику: 6 шагов