Изменения в обществе, законодательные новации, а также конкурентная борьба в укреплении контингента и кадрового состава учреждения образования заставляют руководителя по-новому взглянуть на управленческую деятельность и прежде всего обработку результатов. Серьезной проблемой для руководителя является объем анализируемого материала и необходимость создания собственного фирменного стиля, который должен отвечать реальной результативности учреждения образования. Именно адаптация бизнес-подходов позволит комплексно исследовать работу учреждения образования и создать крепкую базу для его развития.
SWOT-анализ
Учет внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на работу и развитие учреждения образования, является первичным для руководителя в «межсезонье». Да, учебный год определен с 1 сентября по 31 августа, однако летний период предоставляет отличную возможность заняться глубокой аналитикой. К тому же, имея показатели результативности за предыдущий период, можно прогнозировать будущие победы. SWOT-анализ — это популярный метод стратегического, а не тактического планирования.
Двухэтапный алгоритм заполнения SWOT-анализа предполагает заполнение матрицы SWOT-анализа на первом этапе. На втором этапе создают матрицу решений с учетом внешних и внутренних воздействующих факторов.
Для любой школы или гимназии достаточно просто определить преимущества. Однако есть ряд основных направлений, которые при структурировании могут быть использованы и в последующей маркетинговой кампании учреждения образования. Для заполнения полей «Strengths (сильные стороны, преимущества)» и «Weaknesses (слабые стороны, недостатки)» необходимо определить соответствие параметров критериям успешности при помощи табл.
Таблица
Соответствие параметров критериям успешности
Разумеется, среди ответов на вопросы следует выделить сильные и слабые стороны, заполнив соответствующие графы матрицы SWOT-анализа. Поле «Opportunities (возможности)» описывает факторы, на которые вы повлиять не можете, но при правильных действиях извлечь выгоду для своего учреждения образования реально.
Среди подобных направлений можно выделить:
- открытие новой школы в микрорайоне;
- перераспределение микрорайона согласно решению администрации района;
- распределение молодых специалистов к вам в учреждение;
- переезд звездных педагогов в другой район, город, область;
- введение централизованного экзамена;
- наличие отбора в X класс согласно законодательству.
SWOT-анализ статичен, т. е. мониторинг состояния эффективности предполагает получение показателей в конкретный момент времени. Поэтому SWOT-анализ несет в себе метод экспресс-диагностики.
Поле «Threats (угрозы)»: поиск возможных негативных воздействий на образовательную среду извне достаточно сложен. Отсутствие опыта у руководителя либо неготовность к принятию социально-экономических аспектов функционирования общества зачастую не позволяет в полной мере оценить риски и возможные воздействия. Будь то снижение авторитета учителя или кадровый дефицит, множество событий в стране и мире может препятствовать развитию учреждения образования.
Матрица решений
Ключевым этапом SWOT-анализа является подготовка матрицы решений. Существуют четыре варианта комбинаций, позволяющих определить те решения, которые необходимо предпринять для развития школы или гимназии.
Варианты матрицы решений:
Пример расчета
Условное учреждение образования расположено в городе с количеством жителей более 50 000. Год постройки — 1980. Находится в спальном районе. Проектная мощность — 1200 учащихся. Педагогический коллектив — до 100 сотрудников. Результативно на уровне района, города, области.
Составим матрицу SWOT-анализа. Разумеется, данные сведения носят примерный, а не эталонный характер, и призваны продемонстрировать базовые возможности данной технологии. В каждом поле может быть несколько десятков или даже сотен параметров, и от того, как точно и подробно будет описана работа учреждения образования, и будет зависеть полнота матрицы решений.
Матрица SWOT-анализа условного УОСО
Матрица решений SWOT-анализа условного УОСО
Вывод
Стратегическое планирование невозможно без SWOT-анализа. Проводить его целесообразно каждый год, что позволит корректировать матрицу решений, актуализировать ее. Построение успешной образовательной системы в конкретной школе или гимназии позволит руководителю продемонстрировать результативность принципиально иного, более высокого уровня.