Актуальные вопросы, связанные с особенностями работы учреждения образования
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Актуальные вопросы, связанные с особенностями работы учреждения образования

Должна ли оплачиваться работа с другими группами учителя иностранного языка при замене отсутствующих по болезни таких же учителей и объединении двух групп в одну? Законно ли приглашать на классные часы представителей религиозных конфессий для проведения бесед на духовно-нравственные темы? Предусмотрено ли дополнительное обучение педагогов, работающих в классах с интегрированным обучением, их материальное стимулирование? Законно ли заставлять работников учреждений организовывать сбор денежных средств на подписку печатных изданий, которые они не используют в своей профессиональной деятельности? Можно ли работать в должности «воспитатель» в спецшколе-интернате для детей с нарушениями зрения при наличии образования по специальности «Социолог» и получить квалификационную категорию по этой должности?

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1586 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Должна ли оплачиваться работа с другими группами учителя иностранного языка при замене отсутствующих по болезни таких же учителей и объединении двух групп в одну?


Есть варианты.

При изучении отдельных предметов учебными планами предусмотрено деление класса на группы. Данное деление производится с целью улучшения качества преподавания предмета, увеличения времени для индивидуальной работы с учащимися. Объединение групп не позволит учителю эффективно провести занятия.

Таким образом, если замена отсутствующего учителя производится путем объединения групп, то доплата за увеличение объема выполняемых работ (расширение зоны обслуживания) учителю не устанавливается.

Вместе с тем если объем часов замены уроков носит системный характер, то в данном случае полагаем необходимым установление учителю надбавки за сложность и напряженность труда или выплату дополнительной премии.

Если занятия с группой проводятся отдельно, то учителю производится оплата за часы замены по расчетным часовым ставкам.


Законно ли приглашать на классные часы представителей религиозных конфессий для проведения бесед на духовно-нравственные темы? Какими документами регулируется этот вопрос?


Учреждения образования на основании письменных заявлений во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями.

Правовую основу взаимоотношений учреждений образования и религиозных организаций, действующих на территории Республики Беларусь, составляют ст. 16, 31 Конституции Республики Беларусь, а также нормы Кодекса об образовании, законов Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных организациях» (с последующими изменениями и дополнениями) и от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с п. 4 ст. 2 Кодекса об образовании учреждения образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными в установленном порядке религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 838 утверждено Положение о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся (далее — Положение).

В соответствии с п. 3 Положения учреждения образования могут во внеучебное время взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями, входящими в состав республиканского религиозного объединения, заключившего соответствующее соглашение о взаимодействии в вопросах воспитания обучающихся с Министерством образования.

Справочно: механизмом реализации указанных выше нормативных актов является Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью, разработанная на основе законодательных актов Республики Беларусь, а также в соответствии с нормами международного права, Соглашением о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью.

В Положении определено конкретное содержание взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся исходя из следующих основных направлений:

  • гражданское, нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на основе духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;
  • ознакомление с историко-культурным и духовным наследием, забота о сохранении и восстановлении памятников истории и культуры;
  • организация досуга и оздоровления детей и подростков;
  • работа с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми, находящимися в социально опасном положении, детьми, нуждающимися в особых условиях воспитания;
  • профилактика правонарушений, асоциального поведения обучающихся;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • деятельность по охране окружающей среды;
  • профилактика влияния на молодежь религиозных организаций, их органов и представителей, деятельность которых направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Предусмотрено ли дополнительное обучение педагогов, работающих в классах с интегрированным обучением, их материальное стимулирование?


Предусмотрено.

В учебные планы учреждений высшего образования по всем педагогическим специальностям в рамках дисциплин компонента учреждения высшего образования, дисциплин по выбору либо факультативных дисциплин введены учебные дисциплины по работе с детьми с особенностями психофизического развития.

Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» с последующими изменениями и дополнениями (приложение 3, таблица 42) утвержден перечень, в котором, помимо прочего, перечисляются организации системы образования и должности работников, для которых установлено повышение тарифной ставки (оклада) за особый характер труда.

Так, учителю за работу в классе интегрированного обучения и воспитания устанавливается повышение тарифной ставки в размере до 63 % от тарифной ставки 1 разряда руководителя учреждения образования в зависимости от степени, продолжительности общения и других особенностей работы, при этом оплата производится пропорционально отработанному времени в классе интегрированного обучения и воспитания.


Законно ли заставлять работников учреждений общего среднего образования организовывать сбор денежных средств на подписку печатных изданий, которые они не используют в своей профессиональной деятельности?


Сбор денежных средств на подписку печатных изданий в учреждении общего среднего образования не предусмотрен и носит добровольный характер.

Также отметим, что постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 октября 2011 г. № 273 «Об определении порядка, условий и размера ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам» определен, соответственно, порядок, условия и размер ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам (далее — компенсация). Компенсация должна быть использована по целевому назначению.

Комплектование библиотечных фондов учреждений общего среднего образования периодическими изданиями финансируется из республиканского бюджета. Средства на приобретение периодических изданий (газет, журналов, бюллетеней и т. п.) предусматриваются в смете расходов на содержание учреждения образования. На эти цели могут привлекаться внебюджетные средства, иные источники, не запрещенные законодательством.


Можно ли работать в должности «воспитатель» в спецшколе-интернате для детей с нарушениями зрения при наличии высшего образования по специальности «Социолог» (квалификация «Социолог. Преподаватель социологии и социально-политических дисциплин») и получить квалификационную категорию по этой должности?


Можно.

В соответствии с выпуском 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 с последующими изменениями и дополнениями (далее — ЕКСД), квалификационными требованиями, предъявляемыми к должности «воспитатель», являются наличие высшего (среднего специального) образования, соответствующего педагогической деятельности, или высшего (среднего специального) образования и переподготовки по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы. При работе с воспитанниками с особенностями психофизического развития, нуждающимися в персональном сопровождении, дополнительно к вышеуказанным квалификационным требованиям — повышение квалификации по вопросам оказания коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями.

Обратите внимание на то, что с целью унификации квалификационных требований к должностям педагогических работников в ЕКСД в 2017 году были внесены соответствующие изменения. В ЕКСД используется термин «образование, соответствующее педагогической деятельности», под которым следует понимать высшее образование с присвоением квалификации «Учитель», «Преподаватель», «Педагог».

Возвращаясь к поставленному вопросу, можно сделать вывод, что полученное высшее образование соответствует требованиям ЕКСД, предъявляемым к должности «воспитатель».

В соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101 с последующими изменениями и дополнениями (далее — Инструкция) обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • наличие стажа работы (кроме случаев, предусмотренных ч. 3–5 и 7 п. 19, п. 20 и 20-1 Инструкции) в соответствии с ч. 1, 2, 6 п. 19 Инструкции;
  • освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.

Так как полученное образование соответствует квалификационным требованиям, то при выполнении также двух других указанных выше требований работник может быть допущен к присвоению квалификационной категории.  

1586 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Единство всех в уникальности каждого»: интервью с директором ГУО «Средняя школа № 7 г. Новогрудка» Еленой Владимировной КАЗАК

20 лет работы в сфере образования, квалификационная категория «учитель- методист» (с 2020 г.), финалист республиканского конкурса профессионального мастерства педагогиче...
№ 11 (155) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 386
8
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок