«Уроки по 2 часа, учителя-«универсалы» и отсутствие расписания». Неожиданные факты об итальянской школе

«Уроки по 2 часа, учителя-«универсалы» и отсутствие расписания». Неожиданные факты об итальянской школе

Белоруска Алеся уехала в Италию 15 лет назад. До переезда работала в сфере образования, а сейчас преподает в итальянской школе. Она может сравнить системы обучения двух стран не только как педагог, но и как мама: ее сын-одиннадцатиклассник в этом году получит итальянский «аттестат зрелости». Алеся рассказала Ребенок.BY об интересных фактах из жизни школы за рубежом.

645 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Итальянская школа имеет такую же структуру, как и белорусская: начальное, среднее и старшее звено. Но в Италии дети учатся 13 лет: в начальной школе — 5, в средней — 3 и в старшей — еще 5 лет.

— Итальянские дети принимаются в школу с шести лет, а выпускаются в возрасте девятнадцати. Бывает смешно наблюдать, как из ворот старшей школы, где учится мой сын, выбегают с портфельчиками бородатые «дяди», садятся на мотоцикл или в машину и уезжают домой, — рассказывает Алеся.

Обычно учеба в Италии начинается в середине сентября и заканчивается в начале июня. Учебный год там длится не менее 200 учебных дней. По словам белоруски, структура и длительность учебного года — это единственное, что объединяет итальянские школы, а все остальное очень сильно отличается в зависимости от учебного учреждения и района, где оно находится.

— Дело в том, что Италия — довольно молодое государство, и, по сути, до сих пор каждая из 20-ти областей сохранила свой менталитет, диалект, кухню и некоторую (пусть и небольшую) автономию. Это же касается и школы. Здесь нет единого дня для начала занятий, как в Беларуси. Каждая область сама решает, когда ей начинать учебный год, когда заканчивать, сколько будут длиться рождественские каникулы, а сколько пасхальные.

Отличается и продолжительность учебной недели: в некоторых школах это пятидневка, в других — шестидневка. И даже количество часов, отведенных на уроки, может разниться.

— Мой сын в начальных классах учился с 8.30 до 16.30 с перерывом с 12.30 до 14.00, а в других регионах дети занимались с 8.00 до 13.00. Как при этом они умудряются пройти одну и ту же программу — для меня лично большая загадка.

На этом различия не заканчиваются: каждая область и даже район может самостоятельно определять и длительность уроков. Обычно в начальной школе один урок длится 2 часа!

— Я спрашивала у педагогов, как они умудряются поддерживать внимание шестилеток в течение столь долгого времени. Они с удивлением ответили, что такой вопрос даже не стоит, потому что виды деятельности в течение урока меняются, содержат игровые моменты, когда дети могут встать, походить и т.д. А вот если бы занятия были короче, по их мнению, наоборот «собрать внимание учеников» было бы невозможно. Но и так невезде: есть регионы, где уроки в начальной школе длятся по 50 минут, и вопрос о внимании не возникает. Парадокс.

«Учителя делятся по гуманитарному и по техническому профилю»

Учителей в начальной школе обычно два «вида» — по гуманитарным предметам (итальянский, история, география) и по естественно-научным (математика, наука). Раньше был один педагог, и, по словам Алеси, до сих пор ведутся споры — лучше вернуть «единого учителя» или оставить двух разных.

Кроме основных педагогов, есть отдельные учителя по английскому, музыке и искусству. Последние два предмета не везде обязательны, говорит собеседница.

— У сына в школе, к примеру, они были в виде факультативов, и вел их приглашенный педагог, причем не весь год, а курсом: полгода — ИЗО, полгода — музыку (с обязательным обучением игре на флейте).

«Нет расписания!»

Еще один момент, который может ввести в ступор белорусских мам, — это отсутствие расписания в 1−2 классе. Алеся говорит, что это тоже не повсеместно, но встречается довольно часто. Учитель ориентируется на потребность детей: если не идет математика, он меняет ее на географию; итальянский — на историю и так далее.

— У наших знакомых дочь в средней школе была вынуждена носить каждый день учебники по итальянскому языку, литературе, истории и быть готовой всегда ко всем этим предметам. Учительница объявляла, какой конкретно будет урок непосредственно перед началом самого урока.

«Учебники стоят 200−300 евро за комплект»

Различаются и учебники, говорит Алеся. В двух соседних школах могут быть очень непохожие варианты, так что если вдруг приходится менять школу в середине учебного года — с ними возникают проблемы.

Учебники и тетради — формата А4, так что рюкзаки у итальянских школьников неподъемные, и многие родители покупают портфели на колесиках. Для тетрадей продаются разноцветные обложки, это очень удобно, считает мама: ребенок знает, что зеленая тетрадка — по математике, синяя — по итальянскому, белая — по английскому.

В начальном звене учебники бесплатные, в среднем и старшем их покупают родители. Стоимость комплекта на год — 200−300 евро в зависимости от школы. Но многие покупают книги, уже бывшие в использовании, рассказывает белоруска. Так выходит значительно дешевле.

«Нет программы обучения»

По словам Алеси, программы обучения в итальянских школах в нашем традиционном понимании нет. Но есть общенациональные требования по предметам и циклам обучения, написанные общими фразами и очень размытые: что должен знать и уметь ученик к концу каждого класса.

— Еще одна проблема, на мой взгляд, в средней школе нет разделения на физику, химию, биологию и т.д. Есть один общий предмет «наука», в котором обо всем понемножку, и на выходе получается винегрет. Только в старшей школе начинается разделение этого «винегрета» на ингредиенты — физику, химию и т.д.

Как уже говорилось, учителя преподают сразу несколько предметов: либо только гуманитарные, либо только точные науки. Например, в средней и старшей школе один и тот же педагог может вести в одном классе математику, а в другом — физику или географию. Его подготовка это предполагает.

— Подход к обучению в Беларуси можно сравнить с лесенкой: пройдя материал (ступеньку), к ней больше не возвращаются. А в Италии обучение — это скорее спираль: повторение одного и того же в разные промежутки времени, но на более серьезном уровне. Это и хорошо, и плохо: с одной стороны, так намного легче, ведь новые знания опираются на полученные ранее, а с другой стороны, многие дети банально учат материал по принципу «ответил и забыл», так что для них, по сути, получается бесконечная зубрежка одного и того же.

В целом, как и в Беларуси, алгоритм преподавания зависит от учителя, говорит мама.

— Итальянские учебники, на мой взгляд, прекрасные. Но, это мое субъективное мнение, что учебник — отдельно, учитель — отдельно. Педагог следует материалу учебника, но часто перескакивает от третьего параграфа к пятому, потом возвращается ко второму, затем, вдруг, к восьмому.

Еще один отличительный момент: никакой гонки на уроках нет, что успели — то успели, говорит белоруска.

— К примеру, в этом году мой сын в третьем классе старшей школы (соответствует одиннадцатому в белорусской). Учебник этого года по математике они начали только три дня назад, а по английскому даже не открывали: все еще прошлогодний домучивают. По химии вообще взяли треть параграфов в произвольном порядке.

Домашнее задание в начальных классах чаще всего задают только на выходные, но в некоторых школах — каждый день.

— В среднем звене, как и в Беларуси, объем домашней работы зависит от учителя: кто-то задает горы упражнений, кто-то — меньше, а кто-то — вообще ничего.

Источник фото: facebook.com

«Нет формы и родительских собраний»

Форма у учеников обязательная только в начальной школе. Она представляет собой… халат для девочек синего или черного цвета, который надевается на обычную одежду. Для мальчиков — это курточка. А в средних и старших классах формы нет: ребенок одевается так, как ему хочется.

В Италии не проводят родительские собрания, где прилюдно «песочат» кого-то, говорит Алеся. Вместо них — индивидуальные собеседования, где родитель садится напротив всех учителей класса и получает обратную связь о том, что получается у ребенка, какие есть проблемы, оценки, что надо исправить.

— Радует, что ребенок в классе видит практически весь мир в его разнообразии, — рассказывает белоруска. — В классе у сына были ребята не только из Италии, но и из Марокко, Китая, Албании, Перу, Украины, Нигерии, Алжира и Румынии. Есть несколько новых детей, которые только переехали (практически с нулевым знанием итальянского), а также ребенок с диагнозом, который предполагает наличие дополнительного педагога рядом. Все это никак не влияет на качество обучения. Главное — общечеловеческий поход. Здесь делают акцент на внимании к потребностям человека, уважении его прав и свобод.

Подводя итоги, Алеся отмечает, что идеала не существует: что-то в итальянской системе образования ей нравится, а что-то категорически — нет.

— Лично мне не по душе итальянская хаотичность и отсутствие системности. Не хватает четкости и структурированности. А вот что очень импонирует — это толерантность в подходах. Чтобы у детей было меньше стресса и больше прав на ошибку, им разрешено писать ручками со стирающимися чернилами (не во всех школах, но нам повезло). У меня ребенок с проблемами в обучении. Ни разу я не услышала, что он такой-сякой, не тянет, надо больше заниматься, мамаша, примите меры. Наоборот, я постоянно слышу: «Давайте думать, как вашему сыну помочь».

Источник: Ребёнок BY


645 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Охрана труда в школе: краткая инструкция по организации

Особенности организации охраны труда в учреждении образования обусловлены необходимостью обеспечения безопасного труда работников, а также безопасности обучающихся. Каким...
№ 3 (147) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1123
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок