Скриншот видеоролика по белорусской литературе
Что говорят преподаватели?
Евгений Ливянт, известный репетитор по физике и математике, считает, что онлайн-платформа не была готова к выпуску в назначенное время, поэтому педагоги вряд ли будут пользоваться ей в таком виде.
— Как я понимаю, целью этого ресурса в условиях пандемии дать доступ к ресурсам учителям, чтобы проводить занятия дистанционно или дополнительно с учениками, а ученикам дать возможность пройти самостоятельно ту или иную тему, которую они пропустили. Но ни одно из этих требований платформа не удовлетворяет. Есть более качественные ресурсы, созданные, например, в России. И там можно найти полный и гораздо более качественный материал по предметам, а здесь пока только отдельные темы.
К качеству уже готовых материалов у известного педагога тоже есть вопросы.
— Буду говорить только про математику и физику, которые я преподаю. Часть материалов неплохие, часть — очень слабые, и я бы таким ресурсом не пользовался при изучении этих предметов. Для 11-го класса вообще нет ни одного материала ни по одному предмету. Казалось бы, 11-й класс должен был быть в приоритете, потому что им поступать в этом году. Очевидно, что эта платформа не была готова к выпуску.
Еще одним серьезным минусом Евгений Ливянт называет отсутствие мобильной версии у платформы.
— Сегодня мобильная версия — это что-то само собой разумеющееся, — говорит репетитор.
«Некоторые уроки замечательные»
Не все педагоги оказались столько категоричны. Наталья Тетерук работает учителем белорусского языка и белорусской литературы в Брестской области. Изучив онлайн-платформу по своим предметам, она пришла к выводу, что ресурс будет для нее полезным. Некоторые материалы, убеждена учитель, можно использовать даже на обычных уроках. Вообще для преподавателей белорусского языка выбор обучающих ресурсов очень ограничен по сравнению с другими предметами, поэтому онлайн-платформа от Минобразования может стать отличным помощником.
— Я нашла для себя на платформе уроки, которыми точно можно воспользоваться. В одном видео по литературе рассказывали биографию писателя и показывали карту, где он родился, где жил. Для ребенка все наглядно. Некоторые уроки замечательные, и удивительно, что в 10 минут авторам удалось вложить столько информации. Есть, правда, и не такие разнообразные видеоролики. Жаль, что в них не предусмотрена какая-то активность для детей (нужно понимать, что пятиклассники и шестиклассники еще довольно маленькие, и в какой-то момент им станет неинтересно просто слушать аудио). Если каждый день уроки будут однотипными, ребенок просто перестанет их смотреть.
Что очень понравилось Наталье, так это наглядная структура онлайн-уроков. Ребенок видит цели урока, которые четко прописаны, и знает, что изучит сегодня.
— После видео в каждом модуле есть тестовые задания, и ребенок может себя проверить. Я посмотрела несколько тестов, и мне они понравились. В целом, я думаю, еще можно исправить какие-то недочеты, которые найдутся, ведь платформу запустили в тестовом режиме.
«В некоторых тестах есть ошибки»
В Министерстве образования сообщили, что на платформу загружены материалы по всем учебным предметам для 3-й четверти. Некоторые педагоги, которые зашли протестировать ресурс, удивились этому заявлению.
— Мне пока нечего комментировать, потому что на платформе вообще нет материалов по иностранному языку, — говорит Людмила Москальчук, учитель немецкого языка одной из гродненской школ.
Учитель математики Наталья Фурсова нашла ошибки в тестах по математике. Знакомство с онлайн-платформой у нее не задалось с самого начала.
Скриншот тестов с ошибками
— Пока ресурс выглядит как чердак, на который стащили все, что тематически можно увязать с понятием «образование», и свалили в коробках, не сортируя и не распаковывая, — говорит Наталья. — Там все настолько сыро и пусто, что вообще непонятно, зачем было запускать ресурс в таком виде. И мобильной версии нет: с телефона или планшета — это вообще нерабочий ресурс. Во всяком случае — пока.
Елена, учитель информатики в минской школе, считает, для создания подобного ресурса можно было бы поучиться у «конкурентов».
— Если сравнить этот ресурс с российской платформой дистанционного обучения «Якласс», можно понять, как это надо делать. Там по каждому уроку есть технологическая карта, теория, практика, проверка знаний. А не как тут: посмотрите презентацию, прочитайте параграф. Грустно... Добавлю про информатику 10-го класса: в программе есть тема по работе с базами данных, на которую отведено много часов. На онлайн-платформе этот раздел добавили, и в каждом уроке есть ссылка на параграф нового учебника для 10-го класса. Проблема в том, что в новом учебнике этой темы нет. От слова вообще! И я считаю, что такой продукт даже стыдно показывать.
«Самое ценное, что есть на онлайн-платформе — это электронные учебники»
Валдас — в прошлом преподаватель, а сейчас занимается занимается коммерческой разработкой программного обеспечения, поэтому может оценить онлайн-платформу и как учитель, и как программист.
— Самое ценное, что есть на онлайн-платформе — это электронные учебники. А недочетов очень много, и сложно их все перечислить. Например, не сразу понятна аудитория платформы, несмотря на приветствие на сайте «Уважаемые учащиеся!» Ну, правда, зачем ученикам электронные обращения и курсы повышения квалификации для учителей? Нажав на ссылку «курсы», ученик ожидает увидеть список курсов дополнительного образования, но, оказывается, это курсы для учителей. Потом портал честно предупреждает, если раздел черный, то там пусто, а если красный, то там что-то есть. У меня одного ассоциации, что на красное жать не надо? Возможно, когда все разделы станут красными, станет лучше.
Скриншот видеоролика по истории
Программист также называет неудобным само меню онлайн-платформы.
— Если хочется посмотреть следующую тему по предмету, ничего не выйдет, как и не получится посмотреть предыдущую. Нужно возвращаться назад в меню. Вверху есть портальный путь на предмет, но ссылка там тоже не работает. Убедившись в недружелюбности программы, мы попадаем в самое начало — в раздел «1 класс — математика».
Помимо более детальной технической проработки Валдас советует добавить в свободный доступ программу обучения, чтобы родители могли понимать, что дети будут проходить на следующем уроке и сколько времени отведено на тему.
— Онлайн-платформа создана с претензией на дистанционное обучение, а в таком формате очень большой объем постигается учениками самостоятельно (плюс у нас родители, как правило, активно участвуют в этом процессе). И тут надо понимать, что современные учебники не линейны: по той же математике дети «скачут» по учебнику из конца в конец. Поэтому программа должна быть под рукой и у ученика/родителя, и у учителя.
«Сам факт создания платформы — уже большой шаг вперед»
Анна работает учителем начальных классов в одной из минских школ. Она считает, что сам факт создания платформы — уже большой шаг вперед: это позволит сэкономить время учителя при подготовке заданий детям, которые пропустили уроки по разным причинам.
— На данный момент меня смутил только выбор некоторых учителей для записи видео. Наши дети уже привыкли к разному контенту, но некоторые голоса, честно говоря, «звучат не очень медийно». Мне, взрослому, послушав некоторые видеоролики полминуты, захотелось их быстрее выключить. Возможно, это сугубо мое впечатление. Но хочется слышать молодые голоса, современные интонации. Здорово было бы привлечь к такой работе учащихся 4 курсов колледжей. Думаю, они креативно подошли бы к этому заданию.
Что говорят родители?
Онлайн-платформа запустилась недавно, поэтому не так много родителей успели ее протестировать. Ольга, мама 7-классника, зашла на сайт из любопытства и осталась не очень довольна. По ее мнению, нужно обязательно поработать над навигацией. Сейчас онлайн-платформой пользовать неудобно, говорит мама.
— Каждый раз нужно возвращаться в меню, заново вводить класс, а потом только выбирать предмет. Почему бы не сделать боковое меню с предметами, когда ты уже выбрал нужный класс? Еще мне показалось странным, что правила не размещены в самом уроке, а ребенка отправляют к учебнику. Я считаю, что нелогично создавать учебную платформу для дистанционного обучения без всей необходимой информации в одном месте. Ссылка на дополнительный материал почему-то отправляет нас вниз страницы. Возможно, в будущем этот раздел планируется заполнить?
Ольга не нашла на платформе тем, которые изучает сейчас ее ребенок в школе — все материалы на несколько параграфов дальше. Само видео маме показалось скучным.
— Зачем перечислять план параграфа и рассказывать про условные обозначения в тексте? Современным детям сложно усидеть на месте и дослушать эту информацию.
Скриншот видеоролика по химии
Елене, маме второклассника, в целом онлайн-платформа понравилась, хотя минусы все же нашлись.
— Это хорошо, что появился такой ресурс. Раньше, если ребенок не знал, как выполнять домашнее задание, надо было штудировать Youtube и подыскивать ему приемлемый для восприятия пример. Сейчас все материалы собраны в одном месте. И мне понравилось, как подобран материал в видеофрагментах. Но озвучка меня расстроила. Некоторые уроки надиктованы настолько монотонно, что напоминают скорее сеанс релаксации. Под них сильно клонит в сон. Такое впечатление, что не все учителя, диктуя текст, представляли перед собой реальных детей, а скорее видели проверяющих из РОНО. В начальной школе детям очень нужна атмосфера. И вот здесь, чтобы заставить ребенка прослушать некоторые уроки, надо будет танцевать рядом.
Наполнение и навигацию, по мнению мамы, необходимо оперативно дорабатывать.
— Пока многие темы на ресурсе отсутствуют. Понятно, что со временем разделы будут наполняться, но они могут понадобиться уже сейчас. Также отмечу, что на ресурсе пока не очень удобная навигация. Непонятно, зачем есть иконки «работа с пособиями», «видеофрагмент», «результаты», если по всем загружается одно и то же — видеофрагмент урока.
Наталья, мама восьмиклассника, решила протестировать онлайн-платформу с мобильного телефона.
— Первое, что я заметила, — нет адаптированной верстки под мобильный телефон. Ссылки залезают одна на другую, невозможно что-то прочитать. Видеоролик и текст урока помещаются на экране только наполовину, поэтому оценить контент сложно. При возврате на шаг назад снова выкидывает на главную, а данные, введенные в фильтре, не сохраняются. То есть подразумевается, что при использовании этой платформы все ученики имеют доступ к компьютеру.
В Министерстве образования сообщили, что к разработке учебных материалов для онлайн-ресурса были привлечены лучшие учителя из разных регионов республики. Консультируют разработчиков и координируют их работу специалисты Национального института образования и Академии последипломного образования. Технические моменты решает Главный информационно-аналитический центр ведомства.
В январе-феврале планируется проведение вебинаров для педагогов по вопросам использования данного ресурса. Предложения по совершенствованию ресурса можно направлять на инфолинию национального образовательного портала (adu.by).
Общая стоимость разработки онлайн-платформы неизвестна, но научно-исследовательская работа по разработке техзадания для создания платформы обошлась в 240 тысяч рублей, пишет dev.by. Исполнителем стало ООО «Информационные порталы и сервисы».
Источник: Ребёнок BY