Минусы
Негативный контент. В интернете можно встретить множество материалов, демонстрирующих агрессию и насилие, что негативно сказывается на психике ребят. Некоторые блогеры, используя ненормативную лексику и демонстрируя необразцовое поведение, могут влиять на детей, которые подражают своим кумирам. Как итог — ребенок грубит и нецензурно выражается в присутствии сверстников и взрослых.
Обман в Сети. На удочку мошенников попадаются даже взрослые, что уж говорить о маленьких наивных ребятах… Они и данные банковских карт родителей подскажут, и свои фотографии различного характера скинут, и всю информацию о себе выдадут. В результате страдает сам ребенок, это может сказаться на его психологическом здоровье.
Зависимость. Когда дети погружаются в виртуальный мир, у них вырабатываются эндорфины — гормоны радости. Они знают: для появления этого ощущения достаточно взять в руки смартфон и нажать несколько кнопок. В играх ребенок чувствует себя героем, проходящим испытания и выигрывающим награды, в то время как в реальной жизни для получения одобрения и похвалы нужно приложить усилия. Поскольку дети не умеют себя контролировать, то и оторваться от гаджета им сложнее. Так формируется зависимость, а вместе с ней пропадает желание общаться с людьми вживую.
Плохие коммуникативные навыки. Этот пункт вытекает из предыдущего. Ребенок долго сидит в телефоне и привыкает к общению в мессенджерах, соответственно, мало разговаривает со сверстниками и взрослыми. Хотя дети с 4–5 лет должны развивать речь и учиться коммуницировать. Повзрослев, они не умеют выражать свои мысли и поддерживать разговор.
Замедление интеллектуального развития. Зачем самому решать пример или задачу по математике, если ответы можно найти в интернете? Зачем учиться считать и развивать интеллект, если можно ввести цифры на калькуляторе и узнать результат за несколько секунд? Как итог — ребенок невнимательный, у него плохая память, а про логическое мышление и говорить не стоит.
Проблемы со здоровьем. Если постоянно и бесконтрольно сидеть в гаджетах, это обязательно аукнется сколиозом, ожирением, проблемами со зрением и так далее.
Плюсы
Однако не стоит ставить крест на смартфоне и запрещать ребенку им пользоваться, ведь положительные моменты тоже присутствуют.
Интенсивное развитие. Если следить за тем, какой контент просматривает ребенок, и самому устанавливать обучающие приложения, время с телефоном в руке можно провести продуктивно. Раньше детишкам покупали книжки и различные развивающие предметы, а сейчас все это умещается на ладони. При помощи гаджета в игровой форме можно научить малыша различать цвета, считать, складывать простые числа, мыслить логически. Полезно включать ему аудиосказки и видео с развивающим контентом.
Контроль ребенка. Психолог имела в виду не тотальный. Существуют приложения для родительского контроля, благодаря которым взрослые знают, где в данный момент находится их ребенок (по геолокации). Также они могут поддерживать с ним связь, общаясь в мессенджерах и присылая фото.
Поддержка родителей. В жизни часто возникают ситуации, требующие моментального реагирования. Например, если школьник получил неудовлетворительную оценку, не смог хорошо ответить на уроке, то он может позвонить родителям на перемене, высказаться, получить поддержку от мамы или папы. Либо ребенку нужно принять какое-то решение, и он остро нуждается в совете старших. Один звонок — и нет проблемы.
Помощь занятым родителям. Этот пункт больше подходит взрослым, у которых расписана каждая минута, а рядом чадо (особенно до 3 лет), требующее постоянного контроля. Ведь непоседа может и залезть куда-то, и схватить что-то острое. Но если увлечь малыша мультиком или развивающей игрой на смартфоне, он будет занят, а у родителя освободится немного времени для решения своих задач.
Правила пользования
Изучив свой практический опыт в общении с детьми, у которых есть проблемы с зависимостью от смартфона, Галина Швец выработала несколько рекомендаций для родителей, как сделать так, чтобы гаджет стал для ребенка другом.
Некоторые эксперты утверждают, что детям нельзя давать любые гаджеты до 3 лет. Но в современном мире это нереально. Ребята видят применение гаджетов повсюду. Однозначного ответа на вопрос, с какого возраста можно давать малышу телефон, к сожалению, нет.
Офтальмологи, с которыми общалась Галина, говорят: лучше включать обучающие мультики на большом экране — так меньше устают глаза.
Перед тем как дать ребенку в руки телефон, нужно обговорить правила пользования: не выкладывать личную информацию и фотографии, не сидеть подолгу, когда есть много дел и интересных вещей в реальности. Обязательно следует предупредить о существовании негативного контента и мошенниках в Сети.
Первый телефон — мамин. Поскольку дети себя не контролируют, зачастую долгое времяпрепровождение в смартфоне выливается в конфликт между ребенком и родителем, который забирает гаджет. Чтобы такого не случилось, психолог советует первый телефон давать со словами, что он, например, мамин. Это необходимо для того, чтобы научить ребенка пользоваться им и контролировать время, проведенное в виртуальном мире. Когда чадо научится, можно будет дарить ему личный смартфон.
Источник: Агентство «Минск-Новости»