Человек на самокате на оживленной улице — уже привычная картина. Еще пару лет назад их были единицы, теперь они повсюду. Скорости высокие, защиты практически нет, контроля, по сути, тоже никакого. Это тот случай, когда технический прогресс опережает здравый смысл и даже инстинкт самосохранения.
Особенно опасно, когда на средство персональной мобильности становятся подростки, намеренно пытающиеся разогнаться до максимальной скорости. Они не всегда замечают окружающих людей и сбивают прохожих, идущих по тротуару.
— Проносятся мимо, задевают и даже не извиняются, — с возмущением рассказывает об одном из таких случаев жительница столицы. — Считаю, школьникам нужно вообще запретить ездить на электросамокатах. Они и по дорогам раскатывают, за свою жизнь совсем не боятся.
К слову, 18 апреля Александр Лукашенко подписал Указ о поправках в ПДД. Одно из новшеств касается электросамокатов, гироскутеров, моноколес, сигвеев и прочих устройств. Для них введено обобщенное понятие «средство персональной мобильности» и определен порядок использования. Предусмотренные изменения вступают в действие через шесть месяцев после официального опубликования Указа.
Какие правила вводят
Лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, будут рассматривать в качестве пешеходов. Двигаться на таких устройствах необходимо по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий другим участникам дорожного движения.
— Другие требования для устройств — технически возможная скорость не более 25 км/ч, исправные тормозная система и рулевое управление (при наличии), фары и фонарь при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, — комментирует старший инспектор по особым поручениям главного управления ГАИ МВД Беларуси А. Банадык. — Если средство персональной мобильности не будет отвечать указанным требованиям, его участие в дорожном движении запретят.
Также детям до 14 лет запрещено ездить на гироскутерах, моноколесах и электросамокатах, кроме как в пешеходных зонах. Пересечение проезжей части на таких устройствах должно осуществляться со скоростью идущего шагом пешехода, при этом такие лица должны заблаговременно снизить скорость движения перед пересечением проезжей части и выезжать на нее при условии обеспечения безопасности.
— На электросамокатах разрешено двигаться по тротуарам, велосипедным дорожкам, пешеходным зонам, обочинам, не создавая препятствий для других участников дорожного движения, — подчеркивает А. Банадык. — Ездить нужно со скоростью, которая позволит в случае возникновения препятствия на пути безопасно остановиться. Во время движения нельзя отвлекаться на телефонные разговоры или просмотр сообщений. Заметив поблизости детей, необходимо снизить скорость и быть готовым к резкой смене движения маленьких пешеходов, которые обычно отличаются высокой подвижностью и непредсказуемостью.
Из других правил — наличие световозвращающих элементов и фары, которая излучает белый свет. Ни в коем случае нельзя пользоваться средствами персональной мобильности в состоянии опьянения или при плохом самочувствии. Также рекомендуется использовать шлем и другую защитную экипировку.
Что говорят самокатчики и пешеходы
Некоторые люди используют такой транспорт для постоянного передвижения на дальние дистанции. Их немного, так как основная часть либо перемещается на электросамокате по городу время от времени, либо берет его для приятных и активных прогулок.
— На самокате по городу езжу уже второй год. Стоит отметить, что за это время в Минске в целом изменилось отношение к велосипедистам и самокатчикам, наконец-таки начали делать занижения и срезать бордюры в тех местах, где изначально их не было, — отмечает Дарья Ливицкая. — Для меня это один из самых удобных видов транспорта с точки зрения доступности. Можно доехать от дома до центра за довольно короткий промежуток времени. Конечно, важное условие — это безопасность, поэтому не стоит разгоняться.
Минчанка отметила, что сейчас сообщество самокатчиков разделилось на тех, кто понимает степень ответственности, становясь на устройство, и бесстрашных гонщиков.
— Я против электросамокатов, так как люди, которые на них перемещаются, должны либо двигаться по велодорожкам с нормальной скоростью, либо по автомобильной дороге общего пользования. В первом случае они мешают велосипедистам и прохожим, создают аварийные ситуации и мчатся на большой скорости. Во втором случае не являются участниками дорожного движения и так же безбашенно едут, — делится мнением Дмитрий Лазько.
— Электросамокат — это отличная альтернатива для тех, кто не любит общественный транспорт, а также не хочет стоять в пробках на дороге, — комментирует Анастасия Тоцкая. — Но правилами пренебрегать нельзя, это небезопасно.
Источник: Агентство «Минск-Новости»