Сейчас многие дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом далеко не все могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Специалисты отмечают, что у некоторых школьников присутствует недостаток концентрации и мотивации к обучению. Базовую проблему внимания и любознательности решают занятия по ментальной арифметике, которая развивает умственные и творческие способности ребенка, заставляет запоминать, учить, разбираться.
Попробуйте за несколько секунд решить пример без черновика и калькулятора:
45+997-145+663+139=?
Ученики младших классов решают такие задачи в уме с помощью ментальной арифметики. Это система развития интеллекта, построенная на обучении устному счету. Овладев ментальной арифметикой, школьник намного легче справляется с любой интеллектуальной и творческой работой, умеет быстро решать задачи и применять к ним нестандартные подходы.
Как проходит обучение
В Минске есть несколько центров, где обучают маленьких гениев. Один из них — «БиВайБи», он работает по сертифицированной программе. Методика запатентованная, поэтому ребята могут даже принимать участие в олимпиадах международного уровня.
Самый подходящий возраст для обучения — от 4 до 14 лет. В это время мозг развивается интенсивнее, чем в другие периоды взросления. На первом этапе детей учат складывать и вычитать числа на абакусе. Тренируются мелкая моторика, пространственное и логическое мышление. Далее переходят на ментальную карту — картину с изображением абакуса. И на следующем этапе дети производят арифметические действия с помощью визуализации процесса. Таким образом, уже через год ребенок может делать вычисления в уме.
— Мы обучаем детей от 6 до 14 лет. Приходят к нам и совсем малыши, но в этом случае есть условие — они должны уметь писать цифры, — комментирует директор Международного центра интеллекта Светлана Жамоздик. — Ментальная арифметика прокачивает все познавательные процессы — внимание, память, саморегуляцию, восприятие. Родители отмечают, что уже после нескольких занятий по этой дисциплине у ребят повышается самооценка. Они начинают выгодно отличаться от своих сверстников, умея выполнять алгоритмы, которыми не пользуются другие.
Умение быстро вычислять в уме не конечная цель. В момент отказа от работы со счетами-абакусами правое полушарие мозга начинает работать активнее. В это же время дети развивают логическое мышление и счет, за которые отвечает левое полушарие. Усиленная работа обоих полушарий мозга становится привычкой и помогает ребенку креативнее решать жизненные задачи. Еще один плюс — развитие сразу нескольких видов памяти — долговременной, кратковременной и фотографической.
Как правило, полный курс длится 3–3,5 года. После него некоторые ребята переходят в категорию профессиональной команды.
— На олимпиаду попадают не все, только лучшие, — отмечает С. Жамоздик. — Мы проводим отбор в виде теста, где детям нужно как можно больше примеров решать быстро и правильно.
Удивительные результаты минских школьников
В начале сентября в Дубае проходила Международная олимпиада по ментальной арифметике и собрала около 300 детей из 12 стран. Среди них юные гении из Минска.
Школьники тренировались все лето, чтобы достойно представить нашу страну на соревнованиях. В августе — по два-три занятия в день.
— Нарабатывали скорость и правильность решения, доводили до автоматизма все формулы, которые дети используют при ментальном счете, — рассказывает директор центра интеллекта. — На олимпиаде ребята соревновались каждый в своей категории — зависит от возраста и уровня владения арифметическими ситуациями.
Итог белорусской команды — четыре первых места, кубки Чемпиона и Суперчемпиона. Две последние награды — заслуга Демьяна Гришакова и Никиты Павлюковского соответственно.
— Десятилетний Никита выступал в категории Intermediate — владение навыками сложения, вычитания, умножения и деления. Среди 70 участников показал лучший результат и получил кубок Суперчемпиона, — делится С. Жамоздик. — У шестиклассника Демьяна уровень сложнее — были еще проценты и вычисление корней. Кстати, Дема у нас еще и участник ментального шоу, в котором принимают участие дети, владеющие всеми арифметическими ситуациями. Там наш ученик получил диплом победителя.
По словам директора, Демьян достаточно скромный и застенчивый ребенок. Возможно именно поэтому его родители однажды привели в центр. Ведь здесь дети не только приобретают новые знания, но и находят новые знакомства.
— Люблю обучение ментальной арифметике за то, что я быстрее всех считаю в классе, больше никто так не умеет, — делится Д. Гришаков. — Нравится компания ребят, с которыми здесь занимаюсь. На олимпиаде запомнилось лучше всего награждение. До него переживал, что плохо написал.
Мальчишка признается, что побеждать всегда приятно, поэтому участие в ментальном шоу он тоже вспоминает с улыбкой.
— Нам дали планшет для ответов, а на экране показывали примеры, — рассказывает школьник. — Они были разные — с четырехзначными, трехзначными числами в несколько действий. Экран мигал — надо было успеть увидеть сами цифры, которые выпадали, и вычислить.
— Задача — уловить, посчитать, записать на планшете и показать комиссии, — дополняет С. Жамоздик. — Дема справился лучше всех, решив все примеры без ошибок.
Никита же, по словам директора центра интеллекта, полная противоположность Демьяна — гиперактивный мальчишка.
— Мама хотела откорректировать его саморегуляцию, внимание и восприятие, — комментирует С. Жамоздик. — И теперь гиперактивность парня помогает достигать очень высоких результатов в ментальной арифметике, у него феноменальная скорость. На олимпиаде безошибочно решил 105 примеров за 10 минут.
При этом сначала школьнику дисциплина давалась непросто. Никита рассказал, что очень уставал и даже хотел бросить. Тяжелее всего дался период, когда парень сбился на одном из уровней, его пришлось проходить заново.
— Стало легче, когда появились результаты, — рассказывает Суперчемпион. — Лучший момент — победа в олимпиаде. Она проходила в два дня, первый — шоу талантов и само соревнование. Мы по свистку ментально решали примеры разной сложности, потом вычисляли на абакусе. Длительность олимпиады — 10 минут, за это время нужно было решить максимальное количество примеров правильно. Второй день — награждение. Я тогда думал, что меня просто так посадили на первый ряд, и не подозревал, что это значит. Оказалось, победа! У меня была большая радость.
Источник: Агентство «Минск-Новости»