Разработкой таких технических мини-лабораторий занимается российская компания «РОББО».
— В прошлом году мы выиграли тендер, проводимый Министерством образования Беларуси, — рассказывает представитель компании в нашей стране Сергей Балбуцкий.
Презентация РОББО-класса прошла в столичной СШ № 105. Его наполнение впечатляет: 3D-принтеры, робототехнические платформы, наборы схемотехники и микроэлектроники для обучения. Все это поможет готовить прямо со школьной скамьи программистов и инженеров нового поколения.
— Мы разработали методические материалы, поурочные планы занятий. Совместно с Академией последипломного образования и БГПУ имени Максима Танка готовим программу для обучения педагогов. Уже осенью проект РОББО-классов будет запущен, — поясняет Сергей Балбуцкий. — Ребята познакомятся с 3D-моделированием, прототипированием, микроэлектроникой, «Интернетом вещей», основами робототехники. Смогут изучать квадрокоптеры и нейроинтерфейсы.
Со временем технологическое оснащение инженерных классов будет дополняться. Так, вскоре здесь появятся приборы и программы для работы с искусственным интеллектом. Подобные проекты компания реализует в Японии, Китае, Южной Корее, Финляндии.
— В этих странах школьники на аналогичном оборудовании и по тем же методикам изучают мир инноваций, конструируют роботов, — замечает собеседник.
Заниматься в РОББО-классах могут дети с 5–6 лет. Стартуют с визуального программирования, а дальше учатся решать инженерные задачи.
— На начальном этапе, например, создают робот-пылесос, робота-охранника — простые проекты. После этого переходят к созданию более основательных вещей, скажем, к программированию систем умного дома, — рассказывает преподаватель Светлана Вишнякова, которая уже два года работает в РОББО-классе с учениками одной из школ Жодино. — Ребят занятия захватывают сильно, начиная с первых уроков. Они не перегружены теорией, все отрабатывается на конкретных прикладных задачах. Благодаря обучению школьники развивают инженерное мышление.
Юные жодинцы привезли в Минск свои проекты. То, над чем работали в РОББО-классах.
У восьмиклассника Прохора Козлова на парте лежит небольшая коробка с замысловатыми деталями.
— Здесь различные датчики, провода, резисторы и так далее. Все это необходимо для создания схем, игр и интересных проектов, — поясняет парень. Его последняя разработка — игра «Кнопочные ковбои».
На зеленой пластине, усыпанной проводками и датчиками, есть несколько кнопок.
— Подается звуковой сигнал на пьезодинамик, и тот, кто первым нажмет на свою кнопку, побеждает, — рассказывает правила Прохор, а затем предлагает принять участие в ковбойском батле.
— Током не убьет? — уточняем на всякий случай.
— Не должно, — отвечает со смехом школьник.
После нескольких раундов останавливаемся на «ничьей». Кажется, игра примитивная, но нервишки щекочет.
— Для ее создания нужно придумать схему, подобрать правильный резистор, чтобы ничего не взорвалось и не сгорело, написать код… Все сделал сам за несколько дней, — говорит ученик.
Это задание — из программы курса. Но у Прохора как у начинающего инженера в голове немало и своих грандиозных проектов.
— Есть идея сделать инновационную теплицу, наполнить ее разными датчиками: влажности, температуры, полива… Все в ней будет работать в автоматическом режиме, — погружает нас в свои задумки парень.
Его одноклассник Тимур Федоренко тоже весь в делах и идеях. Возле его ноутбука стоит небольшой робот, полностью распечатанный на 3D-принтере. Вместо глаз — ультразвуковые датчики, вместо рта — светодиодная матрица.
— Этот персонаж еще в стадии сборки. Зато могу показать полезную игру для изучения таблицы умножения, — предлагает Тимур.
На экране компьютера появляется паутина. На ней — насекомые. Чтобы паук съел муху, надо правильно решить пример.
Егор Слижевский и Арсений Кузнецов над своим проектом работали в паре. У них вообще получилось что-то невероятное. На широком столе по заданной траектории движется тележка с брусками. Их подхватывает робот-манипулятор и сортирует по ячейкам. Получился такой умный разгрузчик.
— Сложнее всего, наверное, было откалибровать манипулятор, чтобы задачи по перемещению груза он выполнял четко, — замечает Егор.
С этим проектом ребята поучаствовали в различных робототехнических олимпиадах.
— Наша задача — усовершенствовать разгрузчик, чтобы он ездил без проводов и работал без участия человека, — говорит Арсений.
— И управлялся силой мысли? — уточняем мы.
— Да, именно! — уверенно говорят парни.
— Занятия в РОББО-классах — это прежде всего профориентация. Дети могут выбрать себе профессию будущего: инженер-программист, оператор 3D-печати или квадрокоптеров, специалист по нейроинтерфейсам… Школьники, получая базовые инженерные знания, разрабатывают свои проекты, участвуют с ними в международных конкурсах. Таких ребят приглашают в Национальный детский технопарк. К слову, с 2023 года те, кто прошел там обучение, смогут поступать на льготных условиях в ведущие вузы страны, — рассказывает Сергей Балбуцкий.
У компании амбициозные планы — открыть в каждой белорусской школе свой РОББО-класс.
Источник: Агентство «Минск-Новости»