Вопросы текущей деятельности
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Вопросы текущей деятельности

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

4013 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Могут ли в школе обязать родителей доплачивать за питание ребенка, который получает бесплатное питание, ссылаясь на то, что расходы на питание превышают установленную норму?

Не могут.

Порядок предоставления питания обучающимся в учреждениях общего среднего образования определен Положением об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 № 694) (далее — Положение).

Согласно п. 3 Положения ряд категорий обучающихся обеспечивается бесплатным питанием за счет средств бюджета по денежным нормам расходов на питание, установленным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (с последующими изменениями и дополнениями).

Доплата родителей (законных представителей обучающихся) к денежной норме НПА не предусмотрена.


Работник учреждения образования получает базовую доплату до минимальной заработной платы. Имеет ли право наниматель не выплатить данную доплату в случае объявления этому работнику дисциплинарного взыскания? В коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка и иных локальных актах такая мера не предусмотрена.

Такого права у нанимателя нет.

Частью 2 п. 5 Инструкции о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71 с последующими изменениями и дополнениями) определен размер базовой доплаты как разницы между размером минимальной заработной платы и суммой размеров оклада, надбавки за стаж работы в бюджетных организациях, надбавки за работу по контракту работника. При этом выплата работнику базовой доплаты не исключает установление ему иных стимулирующих и компенсирующих выплат.

В соответствии со ст. 198 ТК к работникам, к которым применены меры дисциплинарного взыскания, могут применяться также лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором (соглашением), иными локальными правовыми актами. Как следует из вопроса, в указанных документах мера о лишении базовой доплаты до минимальной заработной платы в случае вынесения дисциплинарного взыскания не предусмотрена.

Исходя из изложенного полагаем, что базовая доплата должна быть выплачена работнику в размере, установленном законодательством, независимо от применения к нему дисциплинарного взыскания.


Есть ли в учреждении образования сокращенные рабочие дни перед праздниками?

В соответствии со ст. 116 ТК накануне государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.1998 № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» (с последующими изменениями и дополнениями) нерабочими, продолжительность работы сокращается на один час.

Норма о сокращении продолжительности работы накануне государственных праздников и праздничных дней распространяется на все категории работников учреждений образования, в т. ч. и на работников, которым устанавливается сокращенная норма продолжительности рабочего времени (стст. 113 и 114 ТК).

Вместе с тем, если для отдельных категорий педагогических работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, сокращение на один час в предпраздничный день продолжительности рабочего дня (смены) невозможно, то переработка ими установленной продолжительности рабочего времени должна компенсироваться согласно нормам ч. 2 ст. 116 ТК, а именно по соглашению сторон на выбор:

  • предоставлением дополнительного дня отдыха, оплачиваемого в одинарном размере, по мере накопления этих часов;
  • повышенной оплатой переработанных часов в размере, установленном для оплаты сверх­урочной работы.

Если студент по совместительству работает в учреждении образования, учитывается ли это в стаж работы для того, чтобы ему можно было повысить категорию? Например, студент с конца второго курса начал работать в школе. Может ли он в конце четвертого повысить категорию?

Работа в должности педагогического работника в период получения им образования будет учтена при подсчете стажа, необходимого для допуска к аттестации на присвоение квалификационной категории, а вот квалификационную категорию такой работник повысить не сможет.

Условия и порядок присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам системы образования определены Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-­преподавательского состава) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция по аттестации).

Согласно п. 18 Инструкции по аттестации обязательными условиями допуска к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

  • наличие стажа работы в должности (два года — для присвоения второй квалификационной категории);
  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.

Работа в должности педагогического работника в период получения им образования будет учтена при подсчете стажа, необходимого для допуска к аттестации на присвоение квалификационной категории.

Вместе с тем, не имея среднего специального или высшего образования, соответствующего педагогической деятельности, претендовать на присвоение квалификационной категории нельзя.

Также для допуска к аттестации необходимо предоставить свидетельство о повышении квалификации (свидетельство не предоставляют лица, перечисленные в чч. 3–6 п. 19 Инструкции по аттестации).


Возможно ли использование эмблемы Министерства образования Республики Беларусь на полотнище флага средней школы?

Нет.

Использование изображения эмблемы Министерства образования Республики Беларусь (далее — Министерство образования) регулируется Положением об эмблеме Министерства образования (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 07.08.2018 № 308) (далее — Положение об эмблеме).

В соответствии с п. 2 Положения об эмблеме изображение эмблемы размещается на флаге Министерства образования, официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, грамотах Министерства образования и благодарности Министерства образования.

Допускается размещение изображения эмблемы на продукции для нужд Министерства образования (п. 3 Положения об эмблеме).

Пунктом 4 Положения об эмблеме определено, что воспроизведение эмблемы возможно в местах, определяемых Министром образования. В данном случае речь идет о местах присутствия Министра образования (кабинеты, зрелищные мероприятия, совещания, совместные встречи и т. п.).

Таким образом, использование эмблемы Министерства образования на флаге учреждения образования не предусмотрено Положением об эмблеме.


По должностной инструкции учитель должен работать 36 ч в неделю (из них 20 ч — уроки). Где и как должно быть прописано, что он должен делать оставшиеся 16 ч? Это касается как учебного времени, так и каникулярного.

В соответствии с п. 2 постановления Министерства образования от 05.09.2011 № 255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников» (с последующими изменениями и дополнениями) сокращенная продолжительность рабочего времени учителей не должна превышать 36 ч в неделю.

Следовательно, в пределах 36 ч в неделю учитель выполняет функции, определенные его должностными обязанностями: выполняет установленную ему педагогическую нагрузку, осуществляет планирование по учебному предмету, содействует вовлечению учащихся в различные виды внеучебной деятельности, участвует в методической работе учреждения образования, осуществляет организационно-­воспитательную работу и дополнительный контроль учебной деятельности учащихся, участвует в планировании и организации воспитательной и идеологической работы с учащимися во внеучебное время и т. д. (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 «Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих»).

Режим рабочего времени учителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Период каникул, а также периоды отсутствия обучающихся на учебных занятиях являются для учителей рабочим временем. В это время они осуществляют организационно-­воспитательную, методическую работу и иные обязанности, предусмотренные квалификационными характеристиками, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка в пределах установленной им педагогической нагрузки (подп. 1.5 п. 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 25 «Об особенностях регулирования труда педагогических работников» с последующими изменениями и дополнениями (далее — постановление № 25)).


Может ли производиться оплата за фактическое проведение учителем часов надомного обучения при условии, что наниматель установил на текущий учебный год учебную нагрузку на основании Списка педагогических работников?

Часы педагогической нагрузки, включенные в Список педагогических работников бюджетных учреждений образования, которым устанавливаются оклад, надбавки и доплаты с учетом педагогической нагрузки (в т.ч. часы обучения на дому), оплачиваются ежемесячно равными долями в течение установленного срока.

В соответствии с постановлением № 25 период каникул, установленный для обучающихся, не совпадающий с трудовыми отпусками педагогических работников, а также периоды отсутствия обучающихся на учебных занятиях (в т. ч. при обучении на дому) являются для педагогических работников рабочим временем.

Если при организации обучения на дому педагогическая нагрузка учителю устанавливается на определенный непродолжительный период (например, с 1 по 30 сентября 2020 г.), оплата производится за фактически отработанное время из расчета часового оклада педагогического работника с учетом надбавки за стаж работы в бюджетных организациях, надбавки за специфику работы в сфере образования, надбавки за работу по контракту, а также доплаты за особые условия труда, сельскую местность (при необходимости).


Должны ли часы надомного обучения учителям оформляться как работа по совместительству, если педагогическая нагрузка не превышает 36 ч в неделю?

Нет.

Учитель может осуществлять педагогическую деятельность у одного и того же нанимателя, в т. ч. осуществлять обучение на дому, в пределах установленной сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 ч неделю. Договор о работе по совместительству в данном случае не заключается.


Кто на совещаниях у директора относится к числу присутствующих, а кто — к числу приглашенных?

Очевидно, что данный вопрос возник в связи с проблемой оформления протокола совещания у директора (если он ведется).

На любом совещании к числу присутствующих относятся все работники данной организации, принимающие участие в работе совещания.

В ряде случаев для обсуждения тех или иных вопросов могут приглашаться работники иных организаций. Они будут относиться к приглашенным. Например:

«ПРОТОКОЛ
………

Председатель:
Секретарь:
Присутствовали:
заместитель директора по воспитательной работе;
педагог социальный;
психолог;
классный руководитель.
Приглашены:
сотрудник инспекции по делам несовершеннолетних М.
ПОВЕСТКА: …».

При определении состава приглашенных на совещание рекомендуют учитывать тематику обсуждаемых вопросов и потенциальную роль каждого приглашенного в их обсуждении.


Многие учреждения образования уже полномасштабно используют возможности онлайн-­сервиса «Электронный дневник / Электронный журнал», часть учреждений планирует внедрять его в работу в ближайшие годы. Каков алгоритм обращения учреждения республиканского подчинения (подразделение вуза, реализующее образовательную программу среднего образования) для получения доступа к данному онлайн-­сервису и его апробированию в режиме опытной эксплуатации? Допускается ли использование данных информационных сервисов без дублирования информации на бумажных носителях (классный журнал, дневник учащегося)?

Подпунктом 2.5 п. 2 Инструктивно-­методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования в 2020/2021 учебном году» (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь Рудым С. В. от 05.10.2020) (далее — Письмо) определены требования к использованию сервисов «Электронный дневник учащегося», «Электронный журнал класса».

Справочно: с его содержанием можно ознакомиться по короткой ссылке: bit.ly/3cmXT5A.

К внедрению сервисов «Электронный дневник учащегося» (далее — ЭД), «Электронный журнал класса» (далее — ЭЖ) в учреждениях общего среднего образования допускаются системы (программы), соответствующие требованиям, которые изложены в Приложении 2 к Письму. Там же содержится информация о примерном порядке внедрения сервисов ЭД / ЭЖ.

Что касается использования данных информационных сервисов без дублирования информации на бумажных носителях, то НПА, разрешающий такой шаг, пока не принят. Требуется серьезная проработка вопроса о виде и возможности хранения информации на электронных носителях в течение длительного времени (75 лет) без потерь. 

4013 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Вас снимают: обработка персональных данных при видеонаблюдении

Использование систем видеонаблюдения неразрывно связано с обработкой персональных данных лиц, попадающих в поле зрения объективов видеокамер. Статья поможет: • разрабо...
№ 7 (151) 2024 Городецкая Марина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 783
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок