Ведем учет СИЗ в личных карточках

Ведем учет СИЗ в личных карточках

Средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ) предусмотрены законодательством для обеспечения защиты работников от воздействия опасных (вредных) производственных факторов, неблагоприятных климатических условий.

Недостаточно выдать работникам полагающиеся СИЗ, важно данное действие правильно документально оформить. Почему это так необходимо?

На этот вопрос ответим в статье.

Романов Александр

Юрист

1928 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Во-первых, наниматель, поступая в строгом соответствии с требованиями законодательства и обеспечивая работников всеми необходимыми СИЗ, существенно экономит на их листках нетрудоспособности и, соответственно, на непрерывности рабочего процесса.

Во-вторых, если на производстве произойдет несчастный случай либо работник приобретет профессиональное заболевание, наниматель будет защищен от претензий как контролирующих, правоохранительных органов (что зачастую связано с крупными штрафными санкциями), так и от необоснованных материальных требований работника, пренебрегшего правильным использованием выданных ему СИЗ.

В-третьих, если сам работник не будет обеспечен СИЗ по действующим нормам, то при приобретении профессионального заболевания или получении травмы на производстве он сможет рассчитывать на получение от нанимателя соответствующей компенсации, а также требовать привлечения виновных должностных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.

В Республике Беларусь для правильного и полного учета выданных СИЗ используют личные карточки учета СИЗ (далее — личная карточка).

Их ведение регулируется п. 43 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Рес­публики Беларусь от 30.12.2008 № 209 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция СИЗ, постановление № 209 соответственно).

Обратите внимание
Личная карточка заводится на каждого работника, которому в соответствии с требованиями законодательства положено выдавать СИЗ.

Личная карточка — это внутренний документ учреждения, в котором отражается выдача СИЗ. При этом личная карточка является документом накопительного характера, в которую записываются все СИЗ, выданные работнику за весь период работы в учреждении. Ее нельзя отнести к категории первичного учетного документа, поскольку с целью правильного бухгалтерского учета факт выдачи либо возврата каждого СИЗ оформляют соответствующим документом (ведомостью, актом выдачи, накладной).

Форма личной карточки Инструкцией СИЗ не определена, следовательно, ее составление отдано на откуп нанимателю. Однако логично, что составлять ее целесообразно в виде таблицы.

В то же время в соответствии с п. 43 Инструкции СИЗ некоторые сведения обязательно должны быть отражены в карточке (см. Памятку).

Следует иметь в виду, что достоверность указанных в личной карточке сведений подтверждается подписями представителей бухгалтерии, специалиста по кадрам, руководителя структурного подразделения, в котором работает работник, специалиста по охране труда или уполномоченного должностного лица, на которого возложены соответствующие обязанности по охране. Для этого в личной карточке следует предусмотреть соответствующие строки.

Также работника необходимо ознакомить со сведениями, внесенными в его личную карточку, под роспись. Подписью работника, а также лица, принявшего имущество, подтверждаются и сведения о возвращении СИЗ с указанием даты возвращения, количества, процента износа и стоимости.

По мере необходимости в личную карточку можно заносить и другие сведения.

По нашему мнению, в личной карточке важно отражать и дату увольнения работника, поскольку это имеет значение при расчете работника и принятии решения о размере удержаний за выданные, но не использованные в установленные сроки СИЗ.

В соответствии с Инструкцией СИЗ личную карточку допускается вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде — решение отдано на откуп нанимателю.

В электронной форме личной карточки вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, в котором имеется личная подпись работника, получающего СИЗ (ч. 5 п. 43 Инструкции СИЗ).

Порядок заполнения личной карточки определяется исходя из специфики организации работы. В любом случае наиболее целесообразно этот порядок оговорить во внутреннем локальном акте (в приказе, положении). При этом в данным документом следует закрепить лицо, ответственное за ведение личных карточек, и порядок представления ему всей необходимой информации с указанием лиц, обязанных эту информацию представить.

1928 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Электронное пособие «Трудовой кодекс — 2024: самое важное для школ»

В данном электронном пособии собраны материалы по основным изменениям в сфере трудовых отношений, которые коснулись УОСО с 1 января 2024 г., после вступления в силу Закон...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1061
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок