В зоне риска: профилактика преступлений и правонарушений в УОСО

В зоне риска: профилактика преступлений и правонарушений в УОСО

Статья поможет:

• проанализировать основные направления деятельности УОСО по профилактике преступлений и правонарушений;
• собрать всю необходимую нормативно-правовую базу по заявленной тематике;
• внести изменения в должностные инструкции в соответствии с законодательством;
• провести качественный контроль работы классных руководителей и социально-психологической службы по профилактике.

Киселев Александр

директор государственного учреждения образования «Гимназия № 5 г. Витебска имени И. И. Людникова»

416 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Почему это важно

Системно омолаживающаяся преступность заставляет пересмотреть подходы к организации и контролю за работой учреждения образования, направленной на профилактику преступлений и правонарушений учащихся. Следует отметить, что по многим статьям УК ответственность наступает с 14 лет. И если об убийствах, похищении человека, захвате заложников и иных преступлениях речи не идет, то кража, осквернение и порча имущества, хулиганство, распространение наркотиков, к сожалению, встречаются все чаще.

«100–120 преступлений ежемесячно совершаются детьми. В большинстве это преступления имущественного характера — хищения, кражи. Все воруют — мобильные телефоны, вещи, кроссовки, денежные средства, средства с банковских карт, в последнее время объектами посягательств становятся электронные сигареты, которые стоят денег. Несовершеннолетние их друг у друга либо воруют, либо открыто забирают, либо мошенническим путем завладевают этим имуществом».

Начальник главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД  Александр Купченя («Радио Sputnik»)

Задача руководства учреждения образования — не закрывать глаза на проблему, не допускать слепой веры, что с их учащимися такого точно не случится, а выстроить систему профилактики преступлений и правонарушений в УОСО.

Основные причины и условия, способствующие совершению преступлений и правонарушений несовершеннолетними:

  • отсутствие должного контроля со стороны законных представителей;
  • низкая правовая культура;
  • отсутствие семейного воспитания и традиционных семейных ценностей;
  • отсутствие занятости во внеурочное время;
  • влияние вредных привычек;
  • недостаточный уровень профилактической работы в учреждении образования, инспекции по делам несовершеннолетних и иных субъектах профилактики.

Как выстроить систему работы

Работу по профилактике удобно разбить на направления и планировать работу по каж­дому из них в отдельности, разумеется, включая основные мероприятия в годовой план учреждения образования.


От редакции

Три образца годовых планов со всеми разделами ждут вас в пособии А. Киселева «Годовой план от А до Я: исправляем ошибки, работаем по образцу».


Рассмотрим подробно каждое из направлений.

Работа с документами

Для руководителя крайне важным аспектом работы по профилактике преступлений и правонарушений учащихся является качественное владение нормативно-­правовой базой по данному направлению.

Так же важно понимать, что должностные инструкции сотрудников учреждения образования должны быть приведены в соответствие с законодательством.


Пример

Изменения в должностной инструкции учителя
Оперативно извещает руководство школы о правонарушении или преступлении, совершенном учащимся, или предпосылках к его совершению.
Принимает участие в организации работы спортивных залов и площадок учреждения образования в летний период.
Реализует принципы антиалкогольного воспитания и ведет просветительскую работу в данном направлении.
Вовлекает обучающегося группы риска в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
Выявляет и способствует устранению (нейтрализации) источников отрицательных влияний на обу­чающегося, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению правонарушений и преступлений.

Изменения в должностной инструкции классного руководителя
Еженедельно проводит мониторинг социальных сетей учащихся с внесением результатов в журнал учета.
Ведет системную работу по пропаганде профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых учащимися.


Взаимодействие с субъектами профилактики, межведомственное сотрудничество

Системные плановые выступления перед учащимися представителей инспекции по делам несовершеннолетних, Министерства здравоохранения, учреждений культуры, духовенства — все это действенные способы донесения до учащихся серьезности проблемы и предостережения от совершения преступлений и правонарушений. Однако не только привычные лектории могут найти отклик у обучающихся.

Нестандартные формы коммуникации

Работа с законными представителями учащихся

Родительские чаты, классные и информационные часы, а также сайт и социальные сети позволяют донести информацию и до законных представителей учащихся. Да, разумеется, под­учетные семьи входят в группу риска, и работа с ними ведется активнее. Однако характер совершения многих преступлений и правонарушений учащимися зачастую свидетельствует лишь о видимом благополучии в семье. Поэтому задача учреждения образования — доносить информацию до всех родителей учащихся.

Работа с сайтом и официальными страницами в социальных сетях

Информация, предоставляемая МВД и иными субъектами профилактики, является крайне важной. Сватинг, незаконный оборот наркотиков, порча имущества, кража, незаконная предпринимательская деятельность — это то, что, к сожалению, встречается крайне часто. Причем информирование учащихся через сайт является обязательным, а через наиболее популярные (с точки зрения пользовательской активности) социальные сети — желательным. Публикация постов и историй находит отклик у широкой разноплановой аудитории. Любая листовка или профилактический ролик способны уберечь ребенка от многих вызовов современного мира. И относиться к этой работе формально нельзя.

Наглядная агитация в учреждении образования

Стенды, классные уголки, телевизоры в фойе и на этажах — все это инструменты коммуникации с учащимися. Необходимо не только располагать листовки (разумеется, цветные и хорошего качества), но и стараться демонстрировать ролики, направленные на профилактику преступлений и правонарушений учащихся. Целесо­образно также проводить на системной основе выставку рисунков по теме «Правонарушение и преступление».

Работа классных руководителей, социально-­психологической службы

Едва ли не самым главным направлением работы учреждения образования по профилактике преступлений и правонарушений учащихся является работа классных руководителей и социально-­психологической службы.

Памятка для директора «Контроль работы по профилактике преступлений и правонарушений»

Вывод

К сожалению, ни одно учреждение образования не застраховано от того, что учащийся совершит то или иное правонарушение или даже преступление. Однако системная работа в данном направлении и личный контроль руководителя позволят снизить вероятность нарушения несовершеннолетним закона.


Документы, регулирующие деятельность УОСО по профилактике преступлений и правонарушений

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (в ред. от 01.12.2023).

Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 07.02.2018 № 05-01-07/1121/дс).

Алгоритм действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2017 № И‑10-20/502).

Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 20.07.2018 № 05-01-21/6205/дс).

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15.01.2019 № 7/5/13 «Об утверждении Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних».

Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении (утв. заместителем министра образования Республики Беларусь А. В. Кадлубаем 01.10.2019 (в ред. от 07.07.2023)).

Закон Республики Беларусь от 18.05.2022 № 169-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"».

Закон Республики Беларусь от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2019 № 961 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2018 г. № 969 и от 21 февраля 2019 г. № 108».

Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 09.07.1999 № 278-З.

Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Декрет Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18».

Положение о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2006 № 637).

Указ Президента Республики Беларусь от 09.08.2007 № 378 «О некоторых вопросах обеспечения прав детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2006 № 748 «Об утверждении Положения о порядке выдачи единого билета, условиях и сроках пользования им».

Положение о патронатном воспитании (утв. постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 28.06.2012 № 596).

Положение о приемной семье (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1678).

Положение о детском доме семейного типа (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2006 № 289).

Положение о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2006 № 290).

Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Методические рекомендации по проведению психосоциального анкетирования обу­чающихся на предмет употребления психоактивных веществ (утв. заместителем министра образования Республики Беларусь А. В. Кадлубаем 22.09.2021).

416 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Лето-2024: инструкция по организации работы школьного лагеря

По данным БЕЛТА, летом 2023 г. в Беларуси работало 5,9 тыс. оздоровительных лагерей, где отдохнуло около 377 тыс. ребят. В каждом учреждении образования каждое лето функц...
№ 5 (149) 2024 Лисовская Виктория,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 3250
3
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок