Почему это важно
Системно омолаживающаяся преступность заставляет пересмотреть подходы к организации и контролю за работой учреждения образования, направленной на профилактику преступлений и правонарушений учащихся. Следует отметить, что по многим статьям УК ответственность наступает с 14 лет. И если об убийствах, похищении человека, захвате заложников и иных преступлениях речи не идет, то кража, осквернение и порча имущества, хулиганство, распространение наркотиков, к сожалению, встречаются все чаще.
«100–120 преступлений ежемесячно совершаются детьми. В большинстве это преступления имущественного характера — хищения, кражи. Все воруют — мобильные телефоны, вещи, кроссовки, денежные средства, средства с банковских карт, в последнее время объектами посягательств становятся электронные сигареты, которые стоят денег. Несовершеннолетние их друг у друга либо воруют, либо открыто забирают, либо мошенническим путем завладевают этим имуществом».
Начальник главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД Александр Купченя («Радио Sputnik»)
Задача руководства учреждения образования — не закрывать глаза на проблему, не допускать слепой веры, что с их учащимися такого точно не случится, а выстроить систему профилактики преступлений и правонарушений в УОСО.
Основные причины и условия, способствующие совершению преступлений и правонарушений несовершеннолетними:
- отсутствие должного контроля со стороны законных представителей;
- низкая правовая культура;
- отсутствие семейного воспитания и традиционных семейных ценностей;
- отсутствие занятости во внеурочное время;
- влияние вредных привычек;
- недостаточный уровень профилактической работы в учреждении образования, инспекции по делам несовершеннолетних и иных субъектах профилактики.
Как выстроить систему работы
Работу по профилактике удобно разбить на направления и планировать работу по каждому из них в отдельности, разумеется, включая основные мероприятия в годовой план учреждения образования.
От редакции
Три образца годовых планов со всеми разделами ждут вас в пособии А. Киселева «Годовой план от А до Я: исправляем ошибки, работаем по образцу».
Рассмотрим подробно каждое из направлений.
Работа с документами
Для руководителя крайне важным аспектом работы по профилактике преступлений и правонарушений учащихся является качественное владение нормативно-правовой базой по данному направлению.
Так же важно понимать, что должностные инструкции сотрудников учреждения образования должны быть приведены в соответствие с законодательством.
Пример
Изменения в должностной инструкции учителя
Оперативно извещает руководство школы о правонарушении или преступлении, совершенном учащимся, или предпосылках к его совершению.
Принимает участие в организации работы спортивных залов и площадок учреждения образования в летний период.
Реализует принципы антиалкогольного воспитания и ведет просветительскую работу в данном направлении.
Вовлекает обучающегося группы риска в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
Выявляет и способствует устранению (нейтрализации) источников отрицательных влияний на обучающегося, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению правонарушений и преступлений.
Изменения в должностной инструкции классного руководителя
Еженедельно проводит мониторинг социальных сетей учащихся с внесением результатов в журнал учета.
Ведет системную работу по пропаганде профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых учащимися.
Взаимодействие с субъектами профилактики, межведомственное сотрудничество
Системные плановые выступления перед учащимися представителей инспекции по делам несовершеннолетних, Министерства здравоохранения, учреждений культуры, духовенства — все это действенные способы донесения до учащихся серьезности проблемы и предостережения от совершения преступлений и правонарушений. Однако не только привычные лектории могут найти отклик у обучающихся.
Нестандартные формы коммуникации
Работа с законными представителями учащихся
Родительские чаты, классные и информационные часы, а также сайт и социальные сети позволяют донести информацию и до законных представителей учащихся. Да, разумеется, подучетные семьи входят в группу риска, и работа с ними ведется активнее. Однако характер совершения многих преступлений и правонарушений учащимися зачастую свидетельствует лишь о видимом благополучии в семье. Поэтому задача учреждения образования — доносить информацию до всех родителей учащихся.
Работа с сайтом и официальными страницами в социальных сетях
Информация, предоставляемая МВД и иными субъектами профилактики, является крайне важной. Сватинг, незаконный оборот наркотиков, порча имущества, кража, незаконная предпринимательская деятельность — это то, что, к сожалению, встречается крайне часто. Причем информирование учащихся через сайт является обязательным, а через наиболее популярные (с точки зрения пользовательской активности) социальные сети — желательным. Публикация постов и историй находит отклик у широкой разноплановой аудитории. Любая листовка или профилактический ролик способны уберечь ребенка от многих вызовов современного мира. И относиться к этой работе формально нельзя.
Наглядная агитация в учреждении образования
Стенды, классные уголки, телевизоры в фойе и на этажах — все это инструменты коммуникации с учащимися. Необходимо не только располагать листовки (разумеется, цветные и хорошего качества), но и стараться демонстрировать ролики, направленные на профилактику преступлений и правонарушений учащихся. Целесообразно также проводить на системной основе выставку рисунков по теме «Правонарушение и преступление».
Работа классных руководителей, социально-психологической службы
Едва ли не самым главным направлением работы учреждения образования по профилактике преступлений и правонарушений учащихся является работа классных руководителей и социально-психологической службы.
Памятка для директора «Контроль работы по профилактике преступлений и правонарушений»
Вывод
К сожалению, ни одно учреждение образования не застраховано от того, что учащийся совершит то или иное правонарушение или даже преступление. Однако системная работа в данном направлении и личный контроль руководителя позволят снизить вероятность нарушения несовершеннолетним закона.
Документы, регулирующие деятельность УОСО по профилактике преступлений и правонарушений
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (в ред. от 01.12.2023).
Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 07.02.2018 № 05-01-07/1121/дс).
Алгоритм действий работников учреждений образования, здравоохранения и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2017 № И‑10-20/502).
Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 20.07.2018 № 05-01-21/6205/дс).
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15.01.2019 № 7/5/13 «Об утверждении Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних».
Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении (утв. заместителем министра образования Республики Беларусь А. В. Кадлубаем 01.10.2019 (в ред. от 07.07.2023)).
Закон Республики Беларусь от 18.05.2022 № 169-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"».
Закон Республики Беларусь от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка».
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2019 № 961 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2018 г. № 969 и от 21 февраля 2019 г. № 108».
Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 09.07.1999 № 278-З.
Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
Декрет Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18».
Положение о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2006 № 637).
Указ Президента Республики Беларусь от 09.08.2007 № 378 «О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2006 № 748 «Об утверждении Положения о порядке выдачи единого билета, условиях и сроках пользования им».
Положение о патронатном воспитании (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2012 № 596).
Положение о приемной семье (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1678).
Положение о детском доме семейного типа (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2006 № 289).
Положение о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2006 № 290).
Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Методические рекомендации по проведению психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления психоактивных веществ (утв. заместителем министра образования Республики Беларусь А. В. Кадлубаем 22.09.2021).