Подарки от родителей: принимать или нет
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Подарки от родителей: принимать или нет

Чтобы не омрачить радость от благодарности родителей, важно знать, какие подарки учителям разрешены, а какие могут повлечь негативные последствия. Этот разговор с экспертами поможет директорам УОСО разобраться в антикоррупционном законодательстве и избежать неприятных ситуаций.

Лимож Николай

Юрист

Фесько Никита

заместитель директора ООО «СМЦентрГарант», сертифицированный эксперт-аудитор в области сертификации систем менеджмента борьбы со взяточничеством по СТБ ISO 37001-2020

Плеханова Елена

выпускающий редактор журнала «Директор школы, гимназии, лицея»

539 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Вед. (Елена Плеханова): Прежде всего хочу поблагодарить участников круглого стола за принятое предложение поучаствовать в обсуждении актуального вопроса.

Тема, о которой сегодня пойдет речь, волнует многих учителей и директоров: прием подарков от родителей. Чтобы не ошибиться и не нарушить закон, важно понимать грань между благодарностью и коррупцией.

Скоро окончание учебного года, и родители некоторых учеников уже задумываются, как отблагодарить учителей, которые на протяжении всего периода обучения передавали свои знания детям. чтобы избежать разногласий с законом и не попасть в противоправную ситуацию, педагогам необходимо знать положения законодательства, регулирующие дарение подарков и цветов.

Итак, выносим на обсуждение следующие вопросы:

1. Какие подарки разрешено принимать?

2. Что запрещено принимать в качестве подарка?

3. Какую роль должны играть локальные правовые акты (правила, положения) в регулировании вопроса подарков и как их правильно составить, чтобы они были понятными и работали на практике?

Николай, что означает статус учителя с точки зрения антикоррупционного законодательства?


Н. Л. (Николай Лимож): Учитель, который выполняет профессиональные функции, не связанные с обязанностями должностного лица, т. е. осуществляет лишь педагогическую деятельность, не может считаться должностным лицом (ч. 2 п. 2 постановления Пленума № 6).

Вместе с тем при выставлении отметок учащимся (проведение текущей и промежуточной аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования согласно ст. 160 Кодекса об образовании) учитель совершает действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица (абз. 20 ст. 1 Закона № 305-З).

В законодательстве совершение действий, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия, толкуется крайне широко. Правоприменительной практике известны случаи, когда к совершающим такие действия лицам относили врачей, учителей, экспертов, юрисконсультов, бухгалтеров, брокеров, трактористов. Дело в том, что в результате ­каких-либо действий всегда наступают или могут наступить разные последствия. И эти последствия непременно связаны с возникновением, изменением, сохранением или прекращением правоотношений, ведь правоотношения — это урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых имеют права и обязанности.


Пример

Выставление итоговой отметки по предмету, которая влияет на средний балл аттестата, является действием, имеющим юридически значимые последствия. В связи с этим завышение отметок в обмен на вознаграждение может быть расценено как коррупционное правонарушение.


Вед.: Какие подарки разрешены?


Н. Л.: По общему правилу подарки учителям от учащихся и их родителей, родственников запрещены.

Исключение составляет принятие в качестве подарка (абз. 2 и 3 ч. 7 ст. 17 Закона № 305-З):

1) вещей, стоимость которых не превышает двадцатикратного размера базовой величины на дату получения такого подарка;

Справочно: с 1 января 2025 г. размер базовой величины составляет 42 руб., следовательно, подарок не должен быть дороже 840 руб.

2) цветов;

3) имущества в связи с исполнением трудовых обязанностей, если лицо, его получившее, уведомило в установленном законодательством порядке организацию, в которой оно работает, о получении такого имущества и безвозмездно сдало его.

Справочно: в случае получения подарка в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, стоимость которого превышает двадцатикратный размер базовой величины на дату получения такого подарка, лицо обязано письменным заявлением уведомить о получении имущества, подарка организацию, в котором работает (п. 4 Положения № 289). Заявление о получении имущества, подарка оформляется в произвольной форме и в течение трех рабочих дней со дня их получения представляется уполномоченному руководителем организации должностному лицу.

Вместе с тем мы рассматриваем ситуацию, когда законные представители несовершеннолетних обучающихся, желая отблагодарить учителя за его труд, дарят ему подарки и цветы к праздникам, на экзамен, ко дню рождения и т. п.

Принятие подарка от учащегося (его законных представителей) допустимо, если подарок соответствует следующим признакам:

  • передается безвозмездно (п. 1 ст. 543, п. 2 ст. 393 ГК).
    Со стороны учителя нет и не может быть никакого встречного предоставления, например обещания ­что-либо сделать (или не сделать) в рамках выполнения профессиональных обязанностей;
  • является обычным подарком.
    Что считается обычным подарком, в законодательстве не определено. На практике в это понятие включают то, что по традиции принято дарить в подобной ситуации. Это могут быть (ч. 1 п. 1 ст. 543 ГК):
    • вещи, например конфеты, чай или кофе, цветы, часы, сувениры и т. п.;
    • имущественные права, например подарочный сертификат, абонемент на ­какие-­нибудь услуги и т. п.;
  • стоит не более 20 БВ.

Вед.: Кто и как должен определять стоимость подарка?


Н. Л.: Кто и как должен определять стоимость подарка, не установлено. По аналогии с Законом № 305-З (абз. 2 ч. 7 ст. 17) и Положением № 289 обоснованным представляется следующий вариант.

  1. Педагог самостоятельно оценивает стоимость подарка на дату его вручения, исходя из ра­зумных соображений и доступной информации (например, стоимости аналогичных товаров в магазине).
  2. Если подарок сборный (например, набор конфет, чай, сувенир и сертификат на услуги), то его стоимость — это общая стоимость всех вещей и (или) имущественных прав в составе подарка.

Вед.: Что делать, если возникают сомнения в стоимости подарка?


Н. Л.: Если общая стоимость подарка превысит 20 БВ или будут сомнения в ее размере, то следует от него отказаться.

Таким образом, педагог (руководящий работник учреждения образования в случае осуществления педагогической деятельности) вправе принимать от учеников (их законных представителей) в связи с исполнением профессиональных обязанностей только обычные подарки не дороже 20 БВ. Все остальные подарки — под запретом.


Пример

Родительский комитет класса решает подарить учителю ко Дню учителя букет цветов и коробку конфет. Это допустимо, если стоимость подарка не превышает 20 БВ.


Вед.: Что запрещено принимать в качестве подарка?


Н. Л.: Запрещено принимать в качестве подарка:

  • подарки, стоимость которых превышает 20 БВ;
  • деньги (хотя формально не запрещены, но могут быть расценены как взятка);

Справочно: подарок в виде денежных средств принимать не запрещено (ч. 1 п. 1 ст. 543, ст. 546, абз. 2 ст. 128 ГК). Однако рекомендуется этого избегать, поскольку, в частности, есть риск, что принятие денег может быть расценено не как безвозмездный дар, а как незаконное вознаграждение (ст. 433 УК).

  • подарки, которые могут быть восприняты как плата за определенные действия (например, завышение отметок).

Пример

Родители ученика, испытывающего трудности с учебой, предлагают учителю дорогой подарок в обмен на обещание завысить ему отметку. Это является коррупционным правонарушением.


Вед.: К каким последствиям может привести принятие запрещенного подарка?


Н. Л.: Принятие запрещенного подарка может повлечь за собой следующие последствия:

  • урон профессиональной репутации: отказ в премировании, выдвижении на награды, присвоении квалификационной категории;
  • дисциплинарная ответственность: замечание, выговор, увольнение (п. 11 ч. 1, ч. 2 ст. 53, ст. 197 и 198 ТК);
  • уголовная ответственность: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы (срок — до двух лет), арест или лишение свободы (срок — до трех лет) (ст. 433 УК), если подарок квалифицирован как незаконное вознаграждение.

Поэтому при принятии подарка необходимо помнить все вышеуказанные положения законодательства. В случае сомнений в том, что подарок не соответствует хотя бы одному критерию допустимости (безвозмездность, обычность, не дороже 20 БВ), следует от него отказаться.


Вед.: Мы как будто бы все рассмотрели с точки зрения законодательства, но подарки могут быть очень разными. Никита, какие риски при получении подарков можете выделить вы?


Н. Ф. (Никита Фесько): Иногда считают, что данные риски минимизированы уже законодательством, ведь что непонятного в ст. 17 Закона № 305-З, которая даже указывает случаи, когда можно получать подарки. Но я вам приведу примеры таких возможных ситуаций и вопросов от учителей и родителей:

  • подарок, который не превышает 20 БВ, должен быть от всего класса, или от параллели, или вообще каждый родитель может подарить подарок в 20 БВ?
  • кто должен отвечать за то, чтобы подарок был не больше 20 БВ? Может, правила дарения подарков доводить до родителей, чтобы не ставить в затруднительное положение учителей?
  • в какие даты можно дарить подарки (окончание каждой четверти, учитель получил новую квалификацию, учитель вышел с долгого больничного, 1 Мая и т. д.)?;
  • возможно, есть отдельный день воспитателя, отдельный день директора, день учителя по китайскому календарю?
  • можно ли учителю самому определить, какой подарок он хочет?
  • чай, конфеты можно, а бутылочку хорошего коньяка?
  • если подарок больше 20 БВ, можно часть вернуть родителям, чтобы уложиться в 20 БВ?
  • если подарок в виде денег не запрещен, то представьте, что раз в месяц к определенным праздникам родители будут дарить учителю по 20 БВ, а в дальнейшем учителя либо руко­водители школы станут намекать на то, что подарки необходимо дарить в виде 20 БВ. Как вы думаете, через сколько дней в школу придут сотрудники ОБЭП либо прокуратуры?
  • день рождения учителя надо оформлять как протокольное мероприятие?

И таких ситуаций и вопросов множество, ведь у каждого учреждения образования своя специ­фика. К примеру, для школы № 1 получение подарков — это актуальная тема, а для школы № 2 — нет, т. к. она небольшая либо в данном районе (области) не принято дарить подарки, и т. д.


Вед.: Так что же тогда делать? Можно ли директору школы ­как-то обезопасить себя и своих педагогов в вопросе получения подарков с помощью определенных правил или локальных документов, принятых в учреждении образования?


Н. Ф.: Действительно, вопрос о допустимости подарков учителям в школе — это сложная тема, требующая сбалансированного подхода, учитывающего сложившиеся традиции в сфере образования и законодательство.

Неправильное понимание законности получения подарков может привести к негативным последствиям, начиная от конфликта интересов и заканчивая уголовной ответственностью.

Безусловно, имеется нормативная правовая база, которая регулирует получение подарков. Но давайте откровенно: как вы считаете, учителя знают о постановлении Пленума № 6, нюансах Положения № 289? Даже при наличии всех этих нормативных актов исчезли ли у них вопросы о ситуациях с подарками? Мне кажется, нет. Так же сложно мне представить учителя либо руководителя учреждения, который правильно понимает, ориентируется и может найти нужную информацию во всех вышеназванных правовых документах, чтобы правильно действовать в любых ситуациях, связанных с подарками.

Правовые документы дают общие правила, которые необходимо проецировать на учреждения с различной спецификой (образование, медицина, строительство, промышленность и т. д.). И тут на первый план выходят локальные правовые акты, которые с учетом законодательства отражают особенности, к примеру, школы или сада.

Если вы видите риски при получении подарков, вы должны их минимизировать, прописав в локальном акте (правилах или положении), как действовать во всех вышеназванных ситуациях.

Наличие такого локального акта, а также ознакомление с ним как сотрудников, так и родителей и иных заинтересованных лиц предусмотрено системой менеджмента борьбы со взяточничеством (СТБ ISO 37001-2020).


Вед.: Какие шаги в первую очередь нужно сделать директору, чтобы внедрить систему антикоррупционного менеджмента в УОСО?


Н. Ф.: Для того чтобы внедрить данную систему либо ее отдельные механизмы, например, связанные с подарками, необходимо:

  1.  оценить риски.
    Школа должна провести оценку рисков, связанных с получением подарков учителями. Это включает: а) анализ вероятности получения подарков, которые могут быть истолкованы как взятки, и потенциальный ущерб от таких ситуаций (потеря репутации, ущерб для учащихся, уголовное преследование); б) рассмотрение конкретных ситуаций: когда, кому и какие подарки могут быть вручены;
  2. разработать процедуру принятия подарков.
    На основе оценки рисков нужно разработать четкую политику (в общем понимании этого слова, как синоним — направление, правила) в отношении подарков. Эта политика (направление, правила) должна определить допустимые и недопустимые подарки (описание того, что является обычным подарком, и т. д.), порядок их принятия, учета, а также механизмы реагирования на нарушения. Было бы неплохо прописать и конкретные случаи и ситуации;
  3. провести обучение и ознакомление.
    Учителя, администрация, иные заинтересованные лица должны пройти обучение по антикоррупционному законодательству и разработанным на его основе локальным актам, чтобы понимать риски и правильно реагировать в соответствующих ситуациях. Родители также должны быть ознакомлены с локальными актами, которые действуют в школе;
  4. предусмотреть механизмы отчетности.
    Должна быть создана система уведомления руководства (либо лица, которое отвечает за антикоррупционную политику в учреждении) о получении подарков, превышающих определенную стоимость или носящих потенциально сомнительный характер. Кроме того, можно прописать, что к подарку должен прилагаться чек, свидетельствующий о том, что стоимость подарка не больше 20 БВ, и т. д.;
  5. проводить внутренний контроль.
    Регулярный внутренний аудит поможет выявлять потенциальные проблемы и недостатки в системе предотвращения коррупции и своевременно предпринимать меры по их минимизации.

К примеру, по результатам анализа работы системы антикоррупционного менеджмента СТБ ISO 37001-2020 было установлено, что учителя начальных классов получают подарков в два раза больше, чем учителя старших классов. Конечно, никто не говорит сразу о коррупции, но то, что коррупционный риск у учителей начальных классов больше, это факт. Соответственно, необходимо проработать дополнительные меры по минимизации риска.


От редакции

Внедрению системы антикоррупционного менеджмента в УОСО будет посвящен цикл статей Н. Фесько в ближайших номерах журнала.
Первую статья цикла — «Антикоррупционный менеджмент по национальному стандарту ISO: разрабатываем политику» — читайте в номере журнала.


Вед.: Подводя итог, можно сказать, что соблюдение антикоррупционного законодательства — это залог сохранения профессиональной репутации и спокойствия.


Поскольку принятие подарков — это право, а не обязанность, от подарка можно отказаться в любое время до его передачи (п. 1 ст. 544 ГК). В случае сомнений в законности подарка лучше воздержаться от его принятия. А чтобы обезопасить себя и своих сотрудников от нарушения законодательства, целесообразно внедрить в УОСО систему антикоррупционного менеджмента.

Благодарю экспертов за участие в нашем круглом столе. Надеюсь, информация, прозвучавшая сегодня, будет полезна директорам.


539 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Какие изменения ждут белорусских школьников, педагогов и родителей в новом учебном году

Кодекс об образовании скорректировали еще в январе, однако его нормы начнут действовать с нового учебного года. Нововведения носят точечный характер – их нужно воспринима...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 274

Школьный лагерь: процедура подтверждения готовности

С 1 февраля вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.01.2025 № 6 «О порядке подтверждения готовности лагерей к работе в период каникул» (д...
№ 2 (158) 2025 Плеханова Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1173
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок