Итак, с 1 июля этого года постановлением № 395 урегулированы вопросы, без решения которых продолжение закупочного процесса весьма затруднительно.
1. Определены электронные торговые площадки (далее — ЭТП), на которых с указанной даты проводятся все виды открытых конкурентных процедур, включая и открытый конкурс. Таковыми, как и ранее, определены ЭТП ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и ЭТП ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».
Приведены в постановлении № 395 и их адреса в глобальной компьютерной сети Интернет. Это http://goszakupki.by и http://zakupki.butb.by.
Таким образом, с учетом совокупности норм Закона о госзакупках и ч. 2 подп. 1.2 п. 1 постановления № 395 вся информация (годовые планы, приглашения и документация о закупках, протоколы, справки о закупке из одного источника и др.) заказчиками и организаторами относительно проводимых государственных закупок размещается без взимания с них платы на одной из указанных площадок.
Согласно подп. 1.2 п. 1 постановления № 395 оплату услуг операторов электронных торговых площадок осуществляют участники процедур закупок. При этом названной нормой определены правила формирования тарифов за эти услуги: они формируются исходя из размера их экономически обоснованных затрат при рентабельности не более 5 % и подлежат согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь и вышестоящим органом.
Для работы с ЭТП как заказчикам и организаторам, так и участникам следует пройти аккредитацию на одной из них. Положение о порядке аккредитации на электронной торговой площадке (далее — Положение об аккредитации) утверждено согласно п. 3 постановления № 395.
Отметим, что заказчики и организаторы, прошедшие аккредитацию на одной из ЭТП, в силу ч. 2 п. 8 Положения об аккредитации признаются аккредитованными на всех ЭТП.
Кроме того, в п. 13 Положения об аккредитации также закреплен ряд переходных положений в отношении лиц, аккредитованных на ЭТП до 1 июля 2019 г.:
- аккредитованные на ЭТП в качестве участника признаются аккредитованными с 1 июля 2019 г. на соответствующей ЭТП;
- аккредитованные на ЭТП до указанной даты в качестве заказчика или организатора признаются аккредитованными с 1 июля 2019 г. на всех ЭТП.
2. Определены пороговые величины ориентировочной стоимости годовой потребности в предмете государственной закупки, являющиеся основанием для проведения запроса ценовых предложений.
Данный вопрос решен, как и в постановлении № 778 (утратившее силу): запрос ценовых предложений применяется при закупке товаров ориентировочной стоимостью годовой потребности свыше 300, но не более 1000 базовых величин, а при закупке работ и услуг — свыше 300, но не более 3000 базовых величин.
3. Прежним сохранился и шаг электронного аукциона. Согласно подп. 1.4 п. 1 постановления № 395 он составляет 0,1 % от начальной цены электронного аукциона.
Напомним, что в соответствии со ст. 1 Закона о госзакупках начальная цена электронного аукциона определяется на основании ориентировочной стоимости предмета государственной закупки. В свою очередь, способы определения ориентировочной стоимости детерминированы постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ) от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки».
4. Реализованы положения ст. 5 и 9 Закона о госзакупках в части национального режима. Постановлением № 395определено применение преференциальной поправки в отношении товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь, а также из стран, которым в нашей стране предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами. Величина такой поправки согласно подп. 1.5 п. 1 постановления № 395 составляет 15 %.
Справочно: напомним, преференциальная поправка применяется при сравнении цен предложений участников с целью предоставления преимущества тем, которые предлагают товары (работы, услуги) отечественного происхождения, а также стран Евразийского экономического союза (Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации).
В то же время рассматриваемым подпунктом постановления № 395 определены случаи, когда преференциальная поправка не применяется, а подп. 1.6 п. 1 — документы, подтверждающие право участника на применение к его предложению преференциальной поправки. Последний вопрос ранее решался разъяснениями МАРТ.
Статьей же 9 Закона о госзакупках закреплено право Совета Министров Республики Беларусь устанавливать преференциальную поправку для предложений участников, предлагающих товары собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников. В соответствии с этой нормой в подп. 1.5 п. 1 постановления № 395 определена преференциальная поправка к цене таких предложений величиной 25 %.
5.Постановлением № 395урегулированы также два новых вопроса, которые ранее не регулировались аналогичным постановлением № 778 (утратившее силу):
5.1. Установлены дополнительные требования к участникам процедур государственных закупок отдельных видов товаров (работ, услуг) (подп. 1.7 п. 1 постановления № 395). Такое полномочие Правительству Республики Беларусь предоставлено в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках.
В частности, определены дополнительные требования к участникам при закупке услуг, которые по общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» именуются как «услуги столовых и буфетов учреждений образования».
Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 31 Закона о госзакупках при выборе участника-победителя в случаях, когда к участникам установлены дополнительные требования, предусмотрено проведение конкурса с ограниченным участием (разновидность открытого конкурса). Отметим, что совсем недавно постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2019 № 448 утверждено Положение о порядке проведения открытого конкурса в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием.
5.2. Определены дополнительные случаи, когда возможно изменение условий договора, заключенного по результатам процедуры государственной закупки.
Так, пп. 1–2 ст. 25 Закона о госзакупках предусмотрен случай возможного изменения договора в части замены товаров аналогичными.
Подпунктом 1.8 п. 1 постановления № 395 установлено еще несколько случаев возможного изменения договора, к которым отнесены:
- изменение объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 10 %. В этом случае изменяется также стоимость товаров (работ, услуг) пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого изменения;
- увеличение сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки;
- уменьшение цены договора без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в т. ч. их потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей, характеристик;
- изменение цены договора в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов).
Как видим, в перечне приведенных случаев нет существовавшего ранее (до 01.07.2019) основания изменения цены договора в случае, когда стоимость комплектующих и сопутствующих работ, услуг невозможно было предусмотреть в начале процедуры государственной закупки.
6. Как и постановлением № 778 (утратившее силу), постановлением № 395 утверждены перечни товаров (работ, услуг):
- закупки которых проводятся с применением аукционов;
- закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов;
- процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;
- ежедневной и (или) еженедельной потребности (является основанием для проведения процедуры закупки из одного источника с учетом требований, определенных Законом о госзакупках);
- перечень вооружения и военной техники, государственные закупки которых осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника.
Установлены и два новых перечня: товаров (работ, услуг), необходимых для проведения выборов и референдумов, государственные закупки которых осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника; поставщиков печатной продукции, требующей специальной степени защиты, государственные закупки которой осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника у указанных в данном перечне поставщиков.
7. Напомним, некоторые вопросы, ранее урегулированные постановлением № 778 (утратившее силу), теперь не являются предметом заменившего его постановления № 395.
Так, вопросы размещения информации о госзакупках урегулированы теперь ст. 6 и специальными статьями по отдельным видам процедур закупок Закона о госзакупках. Форма годового плана установлена постановлением МАРТ от 28.01.2019 № 10, а Положение о комиссии по государственным закупкам — постановлением МАРТ от 21.01.2019 № 7.
Форма годового плана государственных закупок
8. Постановление № 395 вступило в силу с 1 июля 2019 г. и не распространяет свое действие на процедуры закупок и договоры, начатые и, соответственно, заключенные до указанной даты.