Во время отсутствия директора школы его обязанности исполнял заместитель директора по учебной работе. Его должность и Ф. И. О. в этот период мы вписывали в приказах в реквизите «подпись». Как следует писать при ссылке на этот приказ в других документах: «приказ заместителя директора школы» или всё же «приказ директора школы»?
Приказ заместителя директора по учебной работе.
Приказ — правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией (ч. 1 п. 93 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утв. постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция по делопроизводству)).
Право издания (принятия) документов, их подписания, утверждения, согласования (визирования) закрепляется в положениях и уставах организаций, положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях работникам и иных локальных правовых актах организации (п. 15 Инструкции по делопроизводству).
Проекты приказов подлежат согласованию с исполнителями и заинтересованными должностными лицами. Приказы в обязательном порядке согласовываются с юридической службой организации (при наличии). Согласованный проект документа представляется на подпись руководителю, от имени которого он издается. Дата в приказе проставляется лицом, его подписавшим. Датой приказа, распоряжения, указания является дата подписания (пп. 100–101 Инструкции по делопроизводству).
Реквизит «Подпись» располагается после текста и отметки о наличии приложения и состоит из наименования должности лица, подписавшего документ, собственноручной подписи и ее расшифровки (инициалы, фамилия). Инициалы печатаются перед фамилией без пробелов на уровне последней строки наименования должности (ч. 3 п. 57 Инструкции по делопроизводству).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации учреждение образования поступает правильно, указывая должность заместителя директора по учебной работе при оформлении приказов (в случае отсутствия директора).
Как правило, в учреждении образования есть не менее одного заместителя директора (по учебной работе, по воспитательной работе, по хозяйственной работе и др.). В таком случае в Уставе учреждения должны быть четко прописаны полномочия директора и его заместителя (-ей) на подписание документов (в т. ч. в случае временного отсутствия директора). В этом случае не нужно издавать приказ о временном возложении обязанностей директора на его заместителя: все документы будет подписывать заместитель директора на основании Устава (с указанием своей должности).
Если же в учреждении образования имеется несколько заместителей директора, полномочия которых исполнять обязанности в случае отсутствия директора не определены Уставом, для исполнения обязанностей директора необходимо издать приказ о временном возложении обязанностей директора на одного из его заместителей.
Соответственно, если Уставом учреждения образования предусмотрено, что в случае отсутствия директора его заместитель обладает правом подписи документов, а также издания приказов (или же издан приказ о временном возложении обязанностей директора на его заместителя) документы (в т. ч. приказы) будут исходить не от директора учреждения образования, а от его заместителя.
На основании вышесказанного при ссылке в других документах на приказ, подписанный заместителем директора (например, по учебной работе) необходимо писать «приказ заместителя директора по учебной работе».
по теме