Сразу возникает вопрос: есть ли какой-то общий алгоритм действий для школ и садов? В Минском городском центре гигиены и эпидемиологии рассказали, что общие подходы есть, но каждое учреждение образования обязано разработать свой, индивидуальный план защиты от инфекций, опираясь на нормативную базу.
Под нормативной базой эксперты прежде всего понимают совместные рекомендации Минздрава и Минобразования по профилактике COVID-19, а также санитарные правила, утвержденные постановлением Минздрава № 217.
В рекомендациях акцент сделан на выявление признаков простуды, и они почти целиком вошли в локальные документы, которые учреждения образования должны исполнять, поясняет врач-гигиенист Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Ирина Позняк.
В санитарных правилах также есть четкие формулировки, как действовать в случае подъема респираторных инфекций. Интересный факт: согласно документу работники учреждений образования в такой период должны носить маски.
— Если родители хотят узнать, как в школах работают с простуженными детьми, они могут обратиться в администрацию учреждения образования и попросить показать локальный документ. Им никто в предоставлении информации не откажет, — считает эксперт.
Ребенка могут отправить на «скорой»
— Учителя-воспитатели вправе «отправить» ребенка домой, если у него выраженные признаки ОРВИ? — интересуемся мы.
— Утренний прием таких детей должен проводиться совместно с медицинским работником. И если он считает, что признаки ОРВИ — очевидные, то об этом незамедлительно сообщают родителям или другим законным представителям ребенка; рассказывают о плане, согласно которому педагоги действуют.
— Но родители — разные. Некоторые скажут: «Меня не волнует ваш план, я на работе». И что дальше?
— Есть такое. Бывают случаи, когда родители приводят детей и чуть ли не убегают за ворота. Кто-то отвечает: «Мне надо на работу, так что пусть остается в школе (в саду)». В таком случае сотрудники должны зафиксировать, что у ребенка признаки ОРВИ и поместить его в комнату-изолятор (такие помещения созданы во всех учреждениях образования Минска). Если ситуация сложная, например, очень высокая температура, родители знают об этом и не могут приехать, то в школе (детском саду) имеют право вызвать «скорую помощь» для госпитализации и сообщить об этом семье.
Мы обзвонили несколько школ и детских садов Минска. Спросили, как там работают с простуженными детьми. Практически везде нам отвечали примерно следующее: «Планы есть, мы не должны допускать к занятиям тех, у кого признаки ОРВИ. Но если родители упираются и не забирают простуженного ребенка, мы не можем их заставить».
— Классные руководители работают с родителями, просят о том, чтобы они не отпускали детей на учебу с насморком или кашлем. Взрослым дано право — написать заявление и оставить ребенка дома на несколько дней, — рассказала заместитель директора по учебной работе СШ № 142 Минска Мария Хролович.
— То есть запретить родителям привести простуженных детей вы не можете?
— Нет, конечно. Мы стараемся осматривать и учеников и взрослых еще на входе. В школе закуплены термометры. Если видим, что ребенок пришел сильно простуженным, звоним взрослым. Но если они не могут приехать сразу, даем ученику маску и «отселяем».
В ясли-саде № 453 Минска сотрудница медкабинета также сказала, что не может повлиять на родителей — все по договоренности:
— Если нет температуры, а, например, просто ушко болит, и мама говорит, что не получается забрать ребенка домой, я не могу настоять. Детки, особенно в яслях, часто приходят с насморком, но это не показатель, что нужно отстранить их от занятий. Если малыши кашляют сильно, то тогда, конечно, звоним маме или другим родственникам, просим забрать.
По словам медработника, воспитатель должен сообщить с утра, что ему что-то не нравится в самочувствии ребенка:
— Тогда приводят ко мне, измеряем температуру, если она повышенная — изолируем в отдельной комнате до прихода мамы.
Кашель и насморк? Тогда направляют в изолятор
Многие школы разместили планы по защите от инфекций и COVID-19 на своих официальных сайтах. Где-то больше общих фраз об «обеспечении и соблюдении мер», но есть и планы, которые содержат четкие инструкции.
Например, в плане гимназии № 2 Витебска прописано: ребенка с температурой, кашлем или насморком временно помещают в изолятор «с дальнейшей организацией их возвращения домой (для вызова врача) или в организацию здравоохранения».
То же самое касается и взрослых. По плану, в гимназии измеряют температуру на входе — и детям, и сотрудникам. Если она превышена, через 10-15 минут процедуру повторят, а потом уже принимают решение.
В плане СШ № 199 говорится о том, что температуру детям по утрам должны измерять родители , а термометрия предусмотрена только для сотрудников. Здесь же сказано, что в семье могут самостоятельно решить — водить ребенка на уроки во время эпидподъема или нет. Разумеется, после согласования с администрацией.
В целом выводы можно сделать такие:
Обстановка с COVID-19 предполагает, что детей на утреннем приеме должны осмотреть и измерить им температуру. Если в вашей школе или саду этого не делают, попросите показать план мероприятий по защите от коронавируса. Найдете пункт о температурном контроле — требуйте от администрации его выполнять.
Вы имеете право попросить учителя (воспитателя) позвонить родителям простуженного ребенка. Если в «антиковидном» плане есть пункт об изоляторе, настаивайте на том, чтобы сильно кашляющий или температурящий ребенок подождал родителей именно там, отдельно от других детей.
Если ситуация сложная, например, температура у ребенка зашкаливает, администрация школы или сада имеет право вызвать «скорую помощь» и сообщить об этом родителям.
Педагоги не могут заставить родителей забрать простуженного ребенка из школы или детского сада. Поэтому часто повторяют фразу: «Все на совести родителей»
Источник: Ребёнок BY