Как школьники готовятся к Национальному исследованию качества образования, и зачем оно проводится
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Как школьники готовятся к Национальному исследованию качества образования, и зачем оно проводится

Репетиционное Национальное исследование качества образования провели в учреждениях образования Минска 25 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».


83 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Национальное исследование качества образования (НИКО) — сравнительно новая для Беларуси программа оценки функциональной грамотности школьников. Впервые его провели в 2023 году. НИКО позволяет измерить способности молодых людей применять полученные на уроках знания, навыки и умения для решения жизненных задач. Отсюда и специфика заданий: у ребят не попросят решить уравнение или вставить пропущенную орфограмму в слове. Для этого есть контрольные и самостоятельные работы. Но зато предложат поразмыслить над ситуациями, которые могут случиться в быту. Скажем, как распланировать маршрут предполагаемого путешествия исходя из имеющегося бюджета или какой выбрать йогурт в магазине.

Всего же НИКО проверяет несколько видов грамотности учащихся: читательскую, естественнонаучную, математическую и финансовую.

Зачем нужна репетиция, и как она проходит

НИКО проводится каждые три года. В очередной раз исследование состоится в первом полугодии 2026/2027 учебного года. Чтобы учащиеся познакомились с типами заданий, попрактиковались в их выполнении, 25 ноября как раз и состоялся репетиционный этап.

— В нем поучаствовали 3 800 столичных учащихся из 95 учреждений образования— колледжей, школ, гимназий и лицеев города, — рассказала начальник Центра изучения качества регионального образования Минского городского института развития образования Елена Шакун.

Репетиционное исследование рассчитано на 9-классников и первокурсников учреждений среднего специального образования. Испытания стартовали по всей стране 25 ноября в 11:00. Работу ребята выполняли в формате компьютерного тестирования. Оно состояло из двух частей, каждая из которых рассчитана на 45 минут.

Столичная гимназия № 56 стала одним из учреждений, которое поучаствовало в репетиционном НИКО. К обозначенному времени группа школьников разместилась в компьютерном классе. У каждого — свой личный логин и пароль для доступа в специальную автоматизированную систему. После ввода всех данных открывается возможность прохождения теста.

Ученик 9 «Б» Александр Бусел еще в сентябре узнал о том, что в его гимназии будет проводиться подобное исследование. Чтобы подготовиться к нему, дома парень решал тренировочные варианты тестов. Они, к слову, размещены в открытом доступе на Национальном образовательном портале.

— Перед началом испытания, конечно, немного волновался. Но большого страха не было, потому как нам не выставляют за это отметки, — поделился Александр. —  Задания интересные. Иногда, чтобы ответить на поставленный вопрос, следует внимательно изучить предложенный текст, диаграмму или картинку к нему, подключить логику. Это исследование важно тем, что показывает, насколько хорошо мы можем применять наши знания в жизни. Кто-то, например, учится в физико-математическом классе или филологическом, но знания по той же биологии или химии ему просто необходимы в повседневности. НИКО как раз это и демонстрирует: в школе важен каждый предмет. Все они позволяют нам подготовиться ко взрослой жизни.

Для чего проводится НИКО

Казалось бы, в системе образования достаточно способов, чтобы проверить качество знаний школьников. Например, ребята пишут самостоятельные, контрольные работы. Кроме того, Министерство образования регулярно проводит Республиканские контрольные работы. А для чего необходимо НИКО?

Как пояснила проректор по научной работе Академии образования Ольга Зеленко, в вышеназванных примерах речь идет об изучении уровня образовательных достижений учащихся по конкретному предмету.

— Оцениваются в данной ситуации знания, умения, навыки, связанные с содержанием определенного школьного предмета. И это содержание зафиксировано в учебных программах, — отметила О. Зеленко.

В случае же НИКО речь не идет об оценивании предметных знаний. Это работа не по математике, не по языку или географии. Более того, формат испытания разрешает допускать учащимся ошибки (при записи ответа — орфографические или пунктуационные. — Прим. авт.), которые при выставлении баллов в расчет не принимаются.

Например, читательская грамотность — это не про умение правильно читать, а про то, как ребенок понимает смысл прочитанного не только в строках, но и между ними, как анализирует, интерпретирует информацию. И такой вид грамотности формируется на уроках по абсолютно всем школьным предметам.

Кстати, понятие «текст» в НИКО следует воспринимать в самом широком смысле. К нему будут относиться и диаграммы, и графики, и таблицы, и рисунки и даже диалоги из соцсетей.

Что будут делать с результатами НИКО

Результаты НИКО будут использоваться для построения национальной образовательной политики. Как рассказала О. Зеленко, в предыдущем исследовании, которое проводилось в 2023 году, учащиеся показали прекрасные результаты в финансовой грамотности. Хотя мы знаем, что в школе нет соответствующего учебного предмета. Это значит, ребята умеют внимательно читать предложенную информацию, не упускают детали, владеют на хорошем уровне математическими умениями и т. д.

— В последующем, работая над корректировкой учебных программ и пособий, мы уделяли особое внимание тем или иным видам грамотности, — отметила О. Зеленко.

Данные, полученные после проведения НИКО-2026, безусловно, будут сопоставляться с предшествующим исследованием.

— Это позволит, например, выявить регионы или учреждения образования, которые реально продвинулись в подготовке учащихся. Определим для себя и те регионы, которые нуждаются в особой поддержке. И направим на это силы нашей системы повышения квалификации педагогов, — рассказала О. Зеленко.

Источник: Минск-Новости

83 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок