У Швеции грандиозные планы – страна объявила о переходе к циркулярной экономике (то есть намерена перерабатывать и повторно использовать полезные ресурсы) и к 2045 году планирует стать «климатически-позитивной» (то есть поглощать больше углекислого газа, чем вырабатывать). Чтобы всё получилось, важно не только решение властей, но и участие каждого гражданина. Шведы знают: маленькие шаги приводят к большим изменениям, если делать их вместе. Список природоугодных дел постоянно пополняется – cкандинавист Мария Крючек рассказывает о десяти (не?) самых очевидных эко-привычках шведов.
Нравится
3677
1. Разделяют мусор на 15 категорий
Шведы отправляют на свалку менее 1% всего бытового мусора. Остальные 99% перерабатываются тем или иным способом, и из них получаются полезные вещи – электроэнергия, тепло, биогаз или новые газеты и бутылки. Одна из особенностей шведской системы – тщательная первичная сортировка, которая происходит прямо в домах. Каждый отвечает за то, чтобы распределить свой мусор по разным контейнерам, которые потом вывозятся на соответствующий завод. Это дешевле и проще, чем везти смешанный мусор сначала на сортировку, но накладывает ответственность на каждого гражданина.
В некоторых шведских супермаркетах сегодня можно сдать и такой распространенный бытовой мусор, как мелкие электронные гаджеты, наушники, лампочки и батарейки.
Для того, чтобы сортировать было удобно и приятно, была разработана понятная система. Начинается все с разных контейнеров на кухнях, часто разноцветных. Для более крупного мусора есть специальные сортировочные станции. А ненужные вещи в хорошем состоянии можно отдать в благотворительные секонд-хэнды.
Сейчас сортировка вошла в привычку – мало у кого поднимется рука выбросить стеклянную бутылку в контейнер для пластика или положить батарейку к смешанным отходам. А поездка на сортировочную станцию – священная часть обычного уикенда. Ответственность – общая. Кто-то выбросил бытовой электроприбор или стеклянную тару в общий мусоропровод? – в некоторых муниципалитетах Швеции штрафом рискует весь жилищный кооператив.
В 2018 году 93% проданных стеклянных бутылок было возвращено на переработку. С пластиком дело обстоит немного хуже – возвращают чуть меньше половины. Для того, чтобы мотивировать шведов сдавать больше бутылок, существует система «залога»: покупая напиток в пластиковой, стеклянной бутылке или алюминиевой банке вы платите отдельно за сам напиток и отдельно – за упаковку. Если потом упаковка возвращается в специальные приемники, установленные практически в каждом супермаркете, то залог можно получить обратно – потратить в том же магазине или отправить на благотворительность. Кстати, ответственность за переработку упаковки и некоторых других категорий лежит на их производителях – нельзя просто так произвести напиток, не продумав, что потом делать с бутылкой или банкой.
2. Начинают эко-просвещение с детского сада
Серьезно за проблему переработки мусора шведы взялись уже в 1990-е, хотя убедить людей разделять отходы поначалу оказалось непросто. Но что произошло через несколько лет? «Папа, ты неправильно выбрасываешь мусор и вредишь планете, на которой мне еще жить!» – оказалось, что это действует гораздо эффективнее любой рекламной кампании. В Швеции выросло первое поколение, которое никогда не видело одного единственного мусорного ведра на кухне и не представляет себя вне экологической повестки.
Видеоплеер
Домашнее видео шведской кронпринцессы Виктории с прогулки по парку обернулось виральным роликом: маленький принц Оскар нашел в траве пластиковую бутылку – и Очень Сильно Возмутился. Видео: мама, кронпринцесса Виктория. Уборка территории: папа, принц Даниэль.
В детском саду и в школе дети сортируют свой мусор, учатся делать компост, ездят на экскурсии на сортировочные станции; науке о переработке и энергоэффективности здесь посвящают несколько уроков в неделю.
Даже серьезные взрослые организации вроде Ассоциации по сбору упаковки и газет не забывают о важности вовлечения маленьких жителей страны в общее дело. Например, специальный сайт рассказывает детям о 6 героях с разными пищевыми предпочтениями – один любит отведать на завтрак старые газеты, другой – прозрачное стекло, а его брат – цветное: важно соблюдать рацион каждого.
3. Компенсируют выбросы углекислого газа за авиаперелеты
Каждый четвертый швед признается, что дебаты вокруг изменения климата повлияли на его привычки, в том числе на выбор транспорта для поездок в отпуск и командировки. Возглавляют черный список неэкологичного транспорта, конечно, самолеты, но отказаться от них не всегда возможно.
Идея «климатической компенсации» проста – ваш самолет производит определенное количество вредных веществ, но где-то в другом месте выбросы сокращаются в таком же объеме. Компенсировать перелет можно, например, инвестировав в строительство солнечной или ветряной электростанции. Сумма зависит от проекта, к примеру, сайт klimatkompensera.se предлагает компенсировать поездку из Стокгольма в Лондон примерно за 10 евро, Москву – за 9 евро, Бангкок – за 66 евро. Эти деньги пойдут на строительство солнечной электростанции в Индии.
Скандинавская авиакомпания SAS автоматически компенсирует выбросы за детские билеты и билеты участников бонусной программы, а остальным пассажирам предлагает оплатить компенсацию как добровольную дополнительную опцию при покупке билетов. Многие работодатели, включая ту же SAS, берут на себя компенсацию командировочных перелетов своих сотрудников.
4. Платят налоги на неэкологичные вещи и получают бонусы за экологичные
Налоги на неэкологичные машины и бонусы за экологичные – относительное нововведение, закон начал действовать в 2018 году. Автовладельцы платят повышенные налоги в течение трех лет с покупки нового автомобиля, малолитражных автобуса или грузовика, не соответствующего нормам по выбросам CO2. Цель – мотивировать граждан покупать более экологичные автомобили или не покупать вовсе.
Те же, кто приобретает новые электромобили или автомобили с низкими выхлопами (70 г CO2/км в 2020), могут рассчитывать на компенсацию от государства в размере до 6.000 евро. К слову, компенсация полагается и купившим электровелосипеды, которые по задумке должны частично заменить автомобили.
5. Пересаживаются на общественный транспорт и велосипеды
Автомобили производят 67% всех вредных выбросов в шведской транспортной отрасли, а автобусы – около 1%. Правительство и люди солидарны: для того, чтобы улучшить экологию, стоит сделать все, чтобы было удобнее пользоваться общественным транспортом, а еще лучше – велосипедами.
Работодатели часто поддерживают стремление своих сотрудников ездить на работу на велосипеде: cловом и делом. На практике это может быть удобный душ и комната для переодевания в офисе – или служебные велосипеды, которые можно брать напрокат для поездок на деловые встречи. Велосипедами на службе традиционно пользуются почтальоны, а с недавних пор в больших городах появились и частные велосервисы по доставке небольших грузов.
6. Ремонтируют и берут в аренду, а не покупают новое
Покупка одежды и предметов интерьера в секонд-хэндах (не говоря уже о походе в магазин со своей авоськой и использовании многоразовой бутылки для питьевой воды) давно стала для шведов стандартом хорошего тона. Следующий шаг в борьбе с консьюмеризмом – общее снижение потребления новых вещей и развитие шеринг-экономики. Например, Hygglo – крупнейший в Северной Европе сервис, где каждый может взять или сдать в аренду всевозможные строительные инструменты и другие вещи, которые не хочется покупать на один раз. Все вещи застрахованы, участники проверены, а 80% стоимости аренды остается владельцу.
Правительство поддерживает тех, кто не покупает новое. С 2017 года введен специальный налоговый вычет для тех, кто вместо похода в магазин решил отвезти старый холодильник или телевизор в ремонт – получить обратно можно половину суммы чека из мастерской. Услуги по ремонту одежды, обуви, домашнего текстиля и велосипедов тоже подешевели – НДС на эти услуги был сокращен вдвое.
Мясное производство отвечает за 15% всех выбросов парниковых газов в мире. Наиболее вредна для окружающей среды говядина – при производстве 1 кг этого мяса в окружающую среду отправляется до 39 кг парниковых газов. Если прибавить к этому выбросы при транспортировке готового продукта до прилавков, которые зачастую находятся в другой стране, получается самый неэкологичный продукт, который только можно себе представить.
Многие шведы начинают с малого и едят вегетарианские блюда несколько раз в неделю. По результатам последнего исследования Vegobarometern, которое ежегодно проводит Институт общественного здоровья, 52% шведов довольно часто едят блюда без мяса, 5% из них – веганы или вегетарианцы. Данные исследования показывают, что каждый третий швед стал есть меньше мяса – именно руководствуясь заботой об окружающей среде.
8. Не выбрасывают еду
Выбрасывать еду не просто расточительно. Это еще и очень неэкологично – ведь в помойку отправляются и все ресурсы, которые были затрачены на ее производство. Шведы, как обычно, начинают с себя: заранее планируют меню, покупают меньше и стараются придерживаться концепции zero food waste (”ноль пищевых отходов”). А те отходы, очистки и еда, которую все-таки пришлось выбросить, собираются отдельно и идут на производство биогаза для общественного транспорта.
Дальше подключаются креативные бизнесы. Например, в 2016 году в Швеции придумали приложение Karma – маркетплейс для ресторанов и магазинов, которые могут продать не съеденные за день сэндвичи и салаты с 50%-й скидкой. Сегодня проект объединяет почти 1,5 миллиона пользователей и свыше 9.000 кафе, ресторанов и производителей. Вместе они спасли уже больше 3 миллионов порций еды, которую иначе бы выбросили.
В Стокгольме работает ресторан К-märkt, где готовят из нераспроданных премиальных продуктов. Когда ресторан только открывался, владельцы лично обзванивали поставщиков и убеждали их продать за полцены продукты, которые иначе пришлось бы отправить в мусорное ведро. Сейчас сеть К-märkt состоит уже из 7 ресторанов, а поставщики звонят сами. В ресторане нет меню, а повара ежедневно находят у себя на кухне коробки со «спасенными» сюрпризами, из которых нужно каждый раз придумывать новые блюда.
С появлением в середине 2000-х концепции Новой северной кухни (вкусное, простое, сезонное, местное) шведы стали присматриваться к продуктам, произведенным на минимальном расстоянии от того места, где они должны быть съедены. Некоторые рестораны даже указывают, сколько километров отсюда до фермы, где выросла морковка или откуда родом стейк на вашей тарелке. Чем меньше расстояние, тем меньше транспортных загрязнений спровоцировали. Круг замкнулся, когда в Швеции стали производить даже вино – традиционный импортный продукт.
Бум вокруг продуктов местного происхождения захватил умы шведских фуди и полки супермаркетов. Это привело к новому подъему городского фермерства. Энтузиасты берут в аренду всевозможные неиспользуемые горизонтальные поверхности (будь то заброшенный пирс или незастроенное поле) и разбивают огороды, поставляя в дома и рестораны те самые местные продукты, благо экологическая обстановка позволяет. Главный универмаг страны – столичный NK – тоже организовал у себя на крыше мини-ферму со съедобными травами и пространством, где приятно находиться людям, пчелам и птицам. Не менее важны фермы и для поддержания городских экосистем.
В Швеции законодательно закреплено всеобщее право пользования природой (шв. аllemansrätten). Оно предполагает, что любой человек может ходить в поход, разбивать палатку, купаться, собирать ягоды и грибы в любом месте при условии бережного отношения к природе и уважения к частной собственности. Охота и рыбалка не входят в это право, но оно тем не менее важно и в этом аспекте – к примеру, можно в рамках разумного пользоваться частным пирсом, чтобы ловить рыбу. Примерно миллион шведов называет рыбалку своим хобби и 320.000 – охотится.
Охота и рыбалка строго регламентированы – это делается для сохранения биологического разнообразия. Рыбачить без специального разрешения можно вдоль всей береговой линии и на 5 крупнейших озерах, а в остальных случаях нужно получить или купить лицензию у владельца водоема. Но везде существуют ограничения на период ловли, вид, количество и размер выловленной рыбы – слишком маленькую или большую придется выпустить обратно. А вот охотникам нужно в обязательном порядке иметь национальную лицензию, так называемую «карту охотника», для получения которой нужно сдать экзамен и получить разрешение на охотничье оружие. Охотники также обязаны платить специальный взнос в Фонд охраны дикой природы.
В том, чтобы здоровью и жизни работников в процессе выполнения трудовых задач ничего не угрожало, заинтересованы все: и работодатель, и сам работник. Каждая организация д...
Ваш тарифный план не предусматривает возможность использования продукта "Эталон-онлайн" из комплекта "Эталон. Система Юрист". Просим Вас войти под пользователем с соответствующими правами или приобрести соответствующий тарифный план.