Почему это важно
2024 год объявлен Годом качества. К этому понятию в Беларуси особое отношение, причем на государственном уровне.
«Насколько вы погружены в замысел года, который, по сути, должен стать началом нового этапа развития Беларуси. Есть цель — превзойти себя, притом во всех сферах жизни». Президент Александр Лукашенко (БЕЛТА)
Глава государства поставил конкретные задачи: качество во всем и от каждого. Год качества для учителей — это в первую очередь качество в системе образования.
Как повысить качество образовательного процесса
Визуализация образовательного пространства школы
В учебе и стены помогают. Как стены школьного здания могут повлиять на успеваемость? В наше время всем приходится сталкиваться с таким огромным потоком информации, что мало кому удается переработать его и запомнить. С этим и связан один из наиболее важных вызовов современного образования — влияние информационного стресса на здоровье наших детей. Выходом из этой ситуации станет развитие памяти.
Эйдетика — это система методов, которые позволяют быстро и эффективно развить память.
Суть методики состоит в запоминании информации путем построения различных цепочек-ассоциаций (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных). Причем главную роль при запоминании играет ассоциативное и образное мышление.
Некоторые из эйдетических приемов удачно были использованы в ходе реализации проекта по визуализации образовательного пространства в нашем учреждении для учащихся І ступени общего среднего образования:
- в одном из лестничных пролетов прием «Графические ассоциации» помогает в изучении слов белорусского языка;
- в рекреации первого этажа с помощью приема «Смысловые ассоциации» можно познакомиться с происхождением и лексическим значением общеизвестных слов («благодарю», «пожалуйста», «извините», «до свидания», «здравствуйте» и т. д.), что помогает запомнить особенности их орфографии;
- учащиеся запоминают некоторые орфографические правила и эффективно используют их на учебных занятиях и в жизни благодаря приему «Занимательные рифмы», который представлен в образовательном пространстве учреждения. Этот же прием помогает запомнить, как правильно ставить в словах ударение.
Образовательное пространство мы организуем не только в рекреации, но и в учебных кабинетах.
Деятельность музейной педагогики
«Мы реализуем такой подход, чтобы в каждой школе был музей. Более того, полагаем, что это должны быть не просто музейные комнаты либо экспозиции. Это фактически концепция школы-музея, чтобы учащиеся знали историю своей страны, своей малой родины и страницы нашей истории, в том числе трагические, такие как Великая Отечественная война. Хочу отметить, что в этом учебном году в каждой школе нашей страны появится музей либо музейная экспозиция».
Министр образования Андрей Иванец («Беларусь сегодня»)
У нас в школе три музея: «История. События. Люди», «Назад в СССР», «Будзем беларусамі».
Особого внимания заслуживает экспозиция «Геноцид. Боль без срока давности», которая находится в холле третьего этажа. Каждый ребенок должен понимать, что история Великой Победы — это и его история, история его семьи, его родного края. Музейная экспозиция содержит следующие музейные предметы: макет Новогрудского гетто, карту Республики Беларусь, репродукции картин Михаила Савицкого «Узник 32815», «Побег». Макет Новогрудского гетто передан в дар учащимся семьей бывшего узника Джека Кагана. Настоящий макет являлся музейным предметом Лондонского имперского военного музея. На карте Республики Беларусь отмечены наиболее крупные концентрационные лагеря и гетто, где планомерно уничтожались жители нашей страны.
В экспозиции содержатся QR-коды, которые позволяют получить простой и быстрый доступ к онлайн-информации о фактах геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны (Тростенец, Красный Берег, Озаричи, Ола, Дальва, Хатынь, Шталаг‑352, Шталаг‑354 и др.).
Онлайн-ресурс для патриотического воспитания
С целью воспитания любви к Родине, чувства патриотизма, гражданственности, приобщения к исторической памяти, формирования основ национального самосознания методическим формированием классных руководителей было решено разработать онлайн-ресурс «Быть патриотом — быть гражданином».
Онлайн-ресурс состоит из четырех разделов:
- «Быть достойными Великой Победы» — интерактивные задания по следующим темам: «События огненных лет», «Победа в лицах», «Стихи и песни о войне», «Салют Победы»;
- «Беларусь прославляем, Беларусью гордимся» — тесты о государственной символике, городах Беларуси, культурных традициях и достижениях белорусского народа, промышленных предприятиях страны, Гродно и Гродненской области, олимпийских достижениях белорусских спортсменов, достижениях белорусской науки;
- «Воспитать защитника» — задания по истории кадетского движения в Беларуси (в школе на постоянной основе действуют кадетские классы), просмотр и обсуждение фильмов «Не игра» и «Нирвана. Выстрел в сердце», тестовые задания о пионерах и комсомольцах — героях;
- «Всему начало здесь, в краю моем родном» — задания (онлайн-тесты, кроссворды, игра «Кто хочет стать миллионером?») по истории родного города, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, знаменитым людям Новогрудчины.
Также вы можете ознакомиться со следующими формами документов:
акт приема-выдачи музейного экспоната;
план недели музеев;
материал для интерактивной карты музея;
перспективный план развития музея;
план работы в музее на учебный год;
учетная карточка музея.