Кодекс об образовании в новой редакции
Принят Закон Республики Беларусь от 14.01.2022 № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» (рег. № 2/2874 от 27.01.2022).
Законом Кодекс об образовании изложен в новой редакции. Она направлена на совершенствование норм Кодекса с учетом практики его применения в современных условиях, а также на приведение отдельных предписаний в соответствие с законодательством.
В частности, обновленный документ предусматривает:
- обязательное получение общего среднего образования (в настоящее время предусмотрено обязательное получение общего базового образования);
- проведение итоговой аттестации по завершении общего среднего образования по отдельным учебным предметам в виде централизованного экзамена;
- расширение перечня учреждений образования, основным органом самоуправления в которых является педагогический совет;
- уточнение отдельных положений статьи, регламентирующей порядок отчисления обучающихся;
- закрепление дистанционного обучения как самостоятельной формы получения образования;
- установление возможности реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования;
- закрепление нового вида дополнительного образования — одаренных детей и молодежи на базе Национального детского технопарка и др.
Кроме того, расширяется сфера применения целевой подготовки (она распространена на организации, расположенные не только в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, но и в иных населенных пунктах), предусматривается функционирование на уровне профессионально-технического и среднего специального образования колледжей, на уровне высшего образования — университетов, академий и институтов.
Основные положения Закона вступают в силу с 01.09.2022.
Справочно: с официально опубликованным документом можно ознакомиться по ссылке.
Утверждены новые правила приема в высшие и средние специальные заведения
Принят Указ Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 № 23 «О правилах приема лиц для получения высшего и среднего специального образования» (рег. № 1/20138 от 28.01.2022).
Указом утверждены:
- Правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования;
- Правила приема лиц для получения среднего специального образования.
Правила приема разработаны с учетом новой редакции Кодекса об образовании и в целом сохраняют сложившуюся систему приема в учебные учреждения.
При этом они направлены на предотвращение оттока абитуриентов в сопредельные страны, повышение конкурентоспособности учреждений профессионального образования республики и качества отбора наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов.
Указ вступает в силу поэтапно.
С 2022 г. начнут предоставляться льготы при поступлении в учреждения высшего образования выпускникам классов спортивно-педагогической и военно-патриотической направленности, детям военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) или ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей, лицам, сдавшим Единый государственный экзамен в России (при поступлении на платную форму обучения).
В 2023 г. в силу вступят нормы об увеличении в учреждениях высшего образования процента бюджетных мест на условиях целевой подготовки специалистов по сельскохозяйственным специальностям — до 70 % от контрольных цифр приема, по медицинским — до 80 %, по иным специальностям — до 60 %. При этом применять целевую подготовку смогут организации, расположенные не только в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, но и в иных населенных пунктах.
Документ предусматривает для выпускников школ возможность поступления в учреждения высшего образования по сертификатам централизованного экзамена.
Кроме того, будет расширен перечень лиц, имеющих льготы при поступлении в вузы. В частности, льготами смогут воспользоваться победители университетских олимпиад и отдельные участники заключительного этапа республиканской олимпиады, лица, прошедшие обучение в Национальном детском технопарке.
При поступлении в учреждения среднего специального образования зачисление абитуриентов будет осуществляться по конкурсу среднего балла документа об образовании.
Указ вступает в силу в следующем порядке:
- п. 6 — с 01.05.2022;
- пп. 1, 2, 4, 5 и 7 — с 01.09.2022;
- иные положения Указа — с 01.02.2022.
Изменены нормы питания и денежные расходы на питание обучающихся
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2022 № 29 (рег. № 5/49871 от 19.01.2022) внесены изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь:
- от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования»;
- от 07.08.2019 № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований»;
- от 14.10.2019 № 694, которым утверждено Положение об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования.
Основная часть изменений касается норм питания и денежных норм расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования.
Кроме того, изменения коснулись специфических санитарно-эпидемиологических требований и вопросов организации питания обучающихся.
Постановление вступило в силу с 21.01.2022.
Работа с персональными данными работников
Приняты рекомендации Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь от 18.01.2022 «Рекомендации об обработке персональных данных в связи с трудовой (служебной) деятельностью» (далее —Рекомендации).
В Рекомендациях говорится, что сложность и многоаспектность взаимодействия нанимателя и работника, в т. ч. в связи с возложением на нанимателя большого числа функций по документированию трудовых отношений, предоставлению в отношении работника информации в статистические, налоговые и другие органы, обуславливает необходимость обработки нанимателем персональных данных работников в самых различных целях.
Это требует принятия комплекса мер по недопущению нарушения прав работников, в т. ч. правильному определению оснований обработки, круга лиц, которые имеют доступ к данным о работнике, сроков хранения персональных данных, исключению обработки избыточных персональных данных.
Следует учитывать, что в связи с неравным статусом сторон в рамках трудовых отношений согласие, как правило, не может выступать правовым основанием для обработки нанимателем персональных данных работников (работник находится в подчиненном положении, и согласие не носит свободного характера). В большинстве случаев такая обработка осуществляется в силу требований законодательства.
Отражением этого факта являются положения абз. 8 ст. 6 и абз. 3 п. 2 ст. 8Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» о том, что согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных, в т. ч. специальных персональных данных, не требуется при оформлении трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности субъекта персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством.
Кроме того, в ряде случаев взаимоотношения между нанимателем и работником не основаны непосредственно на исполнении трудовых обязанностей (например, участие работников в общественной жизни организации, спортивных, культурно-массовых мероприятиях, организация добровольного медицинского страхования, посещение бассейна и т. п.).
В подобных случаях могут быть использованы в зависимости от конкретных обстоятельств иные основания для обработки персональных данных, в частности:
- согласие;
- получение персональных данных оператором на основании договора, заключенного (заключаемого) с субъектом персональных данных, в целях совершения действий, установленных этим договором;
- обработка персональных данных, когда они указаны в документе, адресованном оператору и подписанном субъектом персональных данных, в соответствии с содержанием такого документа;
- обработка персональных данных, когда такая обработка является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами.
При этом если правовым основанием обработки персональных данных работника является согласие, то в целях оптимизации процедуры получения такого согласия наниматель, исходя из анализа бизнес-процессов, положений коллективных договоров, иных локальных правовых актов, может определять перечень целей обработки персональных данных, для которых правовым основанием будет являться согласие, и предлагать принимаемым на работу работникам решить, на какие из данных целей обработки они готовы дать согласие.
В случае направления запроса о предоставлении персональных данных работников запрашивающий орган (организация) должен указать правовые основания для запроса, цель обработки, содержание и объем запрашиваемых персональных данных. Если при этом правовым основанием для обработки персональных данных является согласие субъекта персональных данных, то запрос направляется с приложением копии согласия.
Если правовые основания в запросе не указаны, то персональные данные работника могут быть представлены третьему лицу только при условии получения нанимателем от работника согласия на обработку его персональных данных для этой цели.
по теме