Источник фото: Unsplash.com
Иногда говорить «нет» взрослым
Почему важно. Дети во многом зависят от взрослых, в первую очередь — от родителей. Но ребенок взрослеет, и ситуация меняется. Во-первых, он становится более самостоятельным и сильным и может не всегда слушать даже родителей. Во-вторых, взрослых вокруг ребенка становится все больше, и не всем им можно доверять.
Поэтому полезно отучить ребенка от автоматического послушания перед всеми взрослыми. Если учительница просит сделать что-то неправильное, с точки зрения ребенка и родителей, не всегда нужно ее слушать. Нужно учиться говорить «нет».
Как научить. Проще всего научить этому на собственном примере. Поощряйте ребенка, когда он отказывает вам, потому что искренне чего-то не хочет (и это ему не вредит). Ребенок отказался съесть «добавку» у бабушки — не осуждайте его за это, наоборот, поддержите. При этом важно научить отказывать вежливо: «Я сейчас не хочу, спасибо». Если ребенку сложно отказывать взрослым, разделите взрослых на своих и чужих, расскажите о том, что чужим нельзя доверять и выполнять их требования — тоже.
Играть
Почему важно. Потому что игра — ведущая деятельность для дошкольников, в ней развиваются многие навыки. Также в игре формируется любопытство, без которого невозможна дальнейшая учебная деятельность. Ребенка не нужно учить играть — он справится с этим сам. Нужно давать ему для этого место и время. Если ребенка все время водить на развивающие занятия, у него не останется время на игры. Если ребенок в момент скуки сразу хватает в руки телефон, он перестает играть и получать удовольствие от игры.
Источник фото: Unsplash.com
Как научить. Давайте ребенку играть. Вы можете играть вместе с ребенком, но если вам скучно и не нравится этого делать, находите того, кто поддержит — няня, воспитатель, родственники, сверстники на детской площадке. Очень важно иногда ребенка оставлять в покое и давать ему играть одному (даже если вам кажется, что это не игры, а ерунда какая-то).
Быть собственником
Почему важно. Ребенок должен уважать не только свое тело, но и свои вещи. Детей учат делиться, а нужно учить быть хозяином своим вещам. Ребенок становится жадным не в тот момент, когда не делится игрушками, а когда его заставляют делиться вещами вопреки его желанию. Лучше научить ребенка быть собственником и самому решать, когда делиться игрушками, а когда нет.
Как научить. Поощряйте аккуратное отношение ребенка к его вещам. Разделяйте «свои» и «общие» игрушки. Игрушками в детском саду и на площадке нужно делиться — они «общие». По поводу своих игрушек ребенок принимает решение сам. Просто говорите, что для контакта со сверстниками стоит делиться вещами, но если не хочется, можно придумать что-то другое — просто поиграть вместе без игрушек.
Принимать решения и видеть возможности
Почему важно. Взрослые часто ограничивают детей в выборе: читаем на ночь сказку или смотрим мультфильм? Некоторые дети предлагают другие варианты или соединяют вместе несколько возможностей, и если ребенок делает так, важно его поддерживать. Это помогает ребенку быть гибким сейчас и в будущем, учит видеть новые возможности там, где остальные могут сдаться и опустить руки.
Как научить. Не стоит ограничивать ребенка в выборе простых вещей: слушайте и уважайте его мнение. Если ребенок хочет есть кашу с супом и вареньем одновременно, то пусть попробует. А вот потом вы обсудите, понравилось ему это или нет, и сделаете выводы на будущее. Есть шанс, что ему может понравиться, просто будьте к этому морально готовы.
Источник фото: Unsplash.com
Слушать себя
Почему важно. Если ребенок умеет «слушать» свое тело, понимает его сигналы, то он быстро научится распознавать и свои эмоции, желания, сможет отстаивать свои границы. Именно из уважения к себе и своим границам постепенно вырастает уважение к другим.
Как научить. Во-первых, нужно быть примером. Если вы слушаете себя, уделяете время медитации, зарядке или танцам, то и ребенок будет учиться у вас. Учите ребенка говорить о том, где и что у него болит, что он чувствует в данный момент, уделяйте этому внимание, поддерживайте его в изучении собственного тела и эмоций, чувств, которые он испытывает.
Источник: Ребёнок BY