Зачисление в учреждения образования и другие вопросы организации обучения

Зачисление в учреждения образования и другие вопросы организации обучения

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1831 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Старший ребенок учится в учреждении общего среднего образования. Семья многодетная. Имеют ли ­какое-либо преимущество на зачисление в первый класс этого же учреждения другие дети из этой семьи?

Прием документов в I класс учреждения общего среднего образования должен осуществляться в соответствии с пп. 1–2 ст. 159 Кодекса об образовании.

Согласно Положению о порядке организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2006 № 1493 с последующими изменениями и дополнениями), городские, районные исполнительные комитеты и местные администрации принимают решение о закреплении за учреждениями общего среднего образования, расположенными на подведомственных им территориях, жилых домов (далее — микрорайон).

Заявления принимаются учреждением общего среднего образования от родителей (законных представителей) детей, проживающих в микрорайоне данного учреждения.

Вместе с тем порядок приема в учреждение общего среднего образования детей из многодетных семей и семей, в которых старшие дети уже обучаются (обучались) в данном учреждении, может быть урегулирован решением структурного подразделения городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в городе, которые осуществляют государственно-­властные полномочия в сфере образования.


Могут ли быть освобождены от изучения белорусского языка в I классе иностранные граждане, временно прибывшие для проживания на территории Республики Беларусь и не говорящие по-русски?

Могут, но не более чем на два года.

В соответствии с п. 3 ст. 90 Кодекса об образовании при получении общего среднего образования изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков обучающимися, за исключением отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития, является обязательным. Категории лиц с особенностями психофизического развития и порядок изучения ими языков определяются Министерством образования Республики Беларусь. От изучения белорусского или русского языка могут быть также освобождены иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь. Порядок изучения белорусского и русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определен в Инструкции с одноименным названием (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 13.06.2011 № 28) (далее — Инструкция).

Согласно п. 4 Инструкции иностранные граждане, зачисленные в учреждения общего среднего образования с русским языком обучения, при получении общего среднего образования освобождаются от изучения учебного предмета (учебной дисциплины) «Белорусский язык» сроком не более двух лет, если они:

  • не изучали ранее учебный предмет «Белорусский язык» и зачислены в учреждения общего среднего образования;
  • не аттестованы по учебному предмету «Белорусский язык» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования и зачислены в учреждения общего среднего образования для продолжения образования на III ступени общего среднего образования.

В то же время в соответствии с п. 6 Инструкции иностранные граждане, освобождающиеся от изучения белорусского языка, присутствуют на учебных занятиях по учебному предмету (учебной дисциплине) «Белорусский язык».

Обращаем внимание на то, что Министерством образования Республики Беларусь разработаны Методические рекомендации по обучению государственным (белорусскому, русскому) языкам иностранных граждан и лиц без гражданства в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь В. А. Будкевичем от 11.01.2014).

Согласно указанным рекомендациям для иностранных граждан, выходцев не из России (Украина, Казахстан, Узбекистан, Армения и др.), обучающихся в учреждениях общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения, целесообразно проведение входного тестирования по русскому (белорусскому) языку, которое должно иметь три уровня сложности: для обучающихся на I ступени общего среднего образования (начальный уровень: как зовут обучающегося, папу, маму; состав семьи, откуда приехал и т. д.), обучающихся на II ступени общего среднего образования (уровень освоения содержания образовательной программы начального образования) и обучающихся на III ступени общего среднего образования (уровень освоения содержания образовательной программы базового образования).

Итоги такого входного тестирования (по белорусскому языку для обучающихся в учреждениях общего среднего образования с белорусским языком обучения и по русскому языку для обучающихся в учреждениях общего среднего образования с русским языком обучения) позволят определить степень сформированности у обучающихся языковых и речевых умений и навыков, а также их готовность обучаться и усваивать другие учебные предметы на русском (белорусском) языке.

В случае получения отрицательного результата обучающиеся должны иметь возможность посещения дополнительных занятий по русскому (белорусскому) языку или обучения на специальных курсах.

Тестовые задания для входного тестирования не должны выходить за рамки требований, установленных к содержанию учебно-­программной документации образовательных программ общего среднего образования по русскому (белорусскому) языку.


Для продолжения обучения в IX класс учреждения образования принят иностранный гражданин, прибывший на временное проживание в Республику Беларусь. Решением педагогического совета он освобожден от изучения белорусского языка. Как правильно оформить протокол педагогического совета о допуске учащихся к выпускным экзаменам за курс базовой школы: этого учащегося освобождать от сдачи экзамена по белорусскому языку или допускать учащихся списком без этого учащегося?

Министерством образования Республики Беларусь разработаны Методические рекомендации по оформлению локальных правовых актов, регулирующих организацию и проведение выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, иных документов (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь Р. С. Сидоренко от 16.05.2016).

В указанных рекомендациях приведены образцы оформления протоколов заседаний педагогических советов. В частности:

  • в подп. 2.4.1 — образец оформления протокола заседания педагогического совета о представлении к освобождению от выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования;
  • в подп. 2.4.2 — образец оформления протокола заседания педагогического совета о допуске к выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования и об освобождении от выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования.

Протокол заседания педагогического совета об освобождении от выпускных экзаменов

Протокол заседания педагогического совета о допуске к выпускным экзаменам

Оптимальным будет вариант записи в протоколе о допуске к сдаче выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования всех учащихся IX классов. А в части протокола, касающейся освобождения (представления к освобождению) от выпускных экзаменов, — приведение записи об освобождении (представлении к освобождению) данного учащегося от сдачи выпускного экзамена по белорусскому языку.


Должен ли ученик посещать классные и информационные часы? На основании каких документов?

Должен.

Информационные и классные часы проводятся еженедельно по тематике, утвержденной заместителем руководителя учреждения образования по воспитательной работе, и отражаются в плане классного руководителя на полугодие в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными:

Информационные и классные часы относятся к организационно-­воспитательной работе педагогического работника, выполняющего обязанности классного руководителя, и их проведение регламентировано Инструкцией о порядке определения оплачиваемых часов организационно-­воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.11.2004 № 70 с последующими изменениями и дополнениями).

Организация классного руководства в школе определяется в соответствии с инструктивно-­методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь от 29.11.2012 № 11-01-07/П‑755 «Об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования».

Исходя из перечисленных документов классному руководителю рекомендовано:

  • еженедельно проводить информационные часы с целью своевременного ознакомления обучающихся с социально-­экономической, общественно-­политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы;
  • еженедельно проводить классный и кураторский час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц — по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса и учебной группы учреждения образования.

Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 32 Кодекса об образовании обучающиеся обязаны добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ и программ воспитания.


Ведение личных дел учащихся: какие документы должны в них содержаться?

Следует отметить, что приказ Министерства образования и науки Республики Беларусь от 20.12.1994 № 418 «Об утверждении Инструкции о ведении школьной документации» утратил силу в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.07.2008 № 63 «О признании утратившим силу приказа Министерства образования и науки Республики Беларусь от 20 декабря 1994 г. № 418», а новый документ взамен утратившего силу принят не был.

Положения Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников (утв. постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2) также не распространяются на порядок формирования, ведения и хранения личных дел учащихся учреждений образования.

Вместе с тем упоминания о личных делах учащихся в некоторых документах сохранились. Так, к примеру, согласно ч. 1 п. 89 Инструкции о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194 с последующими изменениями и дополнениями) невыданные документы об образовании и приложения к ним, документы об обучении хранятся в личных делах обучавшихся, если их ведение в учреждении образования (организации) предусмотрено законодательством.

Сейчас в учреждении общего среднего образования ведется личная карточка учащегося. Карточка — один из документов по личному составу учащихся, в который вносятся общие сведения об учащемся, его родителях или лицах, их заменяющих, домашний адрес, итоговые оценки успеваемости по классам, записи о наградах (похвальный лист, золотая, серебряная медаль).

Личная карточка ведется в учреждении общего среднего образования на каждого ученика с момента поступления в школу и до окончания его обучения (выбытия).

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2017 № 164 «Об установлении перечня документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками, и исключения практики привлечения педагогических работников к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций» определен перечень документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, согласно которому личная карточка ученика заполняется учителем, выполняющим функции классного руководителя.


Какие существуют официально установленные требования к оформлению папки по самообразованию?

Требования к ведению, формированию и оформлению материалов по самообразованию нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь не установлены.

Вместе с тем учреждение образования наделено правом принимать локальные НПА.

Пункты 1–2 ст. 53 Кодекса об образовании требуют от педагогического работника соблюдения правовых норм и закрепляют за ним обязанность выполнять требования учредительных документов и иных локальных нормативных правовых актов учреждения образования.

Таким образом, перечень документов, конкретные требования к ведению, формированию и оформлению материалов по самообразованию могут быть отражены в правилах внутреннего трудового распорядка, учредительных документах и иных локальных НПА учреждения образования.

Если такового нет, то ведение, формирование и оформление материалов по самообразованию могут осуществляться по усмотрению педагогического работника.  

1831 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Стоячая парта и тьюторы: в столичных школах создаются особые условия для детей с СДВГ

Побеседовали с психологом о том, как скорректировать поведение гиперактивных детей. Почему стоячие места в классах — must have для современных реалий и чем полезно заключ...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 254

Стой, кто идет: организация пропускного режима с учетом законодательства о персональных данных

Одной из обязанностей учреждения образования определено создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов (подп. 4.5 п. 4 ст. 19 Ко...
№ 11 (143) 2023 Швед Надежда,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 892
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок