Внеплановые проверки органов госсаннадзора: порядок проведения

Внеплановые проверки органов госсаннадзора: порядок проведения

Органы госсаннадзора являются контролирующими (надзорными) органами, в связи с чем уполномочены на осуществление государственного контроля (надзора) в такой его форме, как внеплановые проверки. В статье рассмотрим требования к порядку проведения проверяющими органов госсаннадзора внеплановых проверок, а также недавно введенную в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях ответственность за нарушение в этой сфере.


Соколовская Татьяна

ведущий юрисконсульт государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

4725 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С чего начинается внеплановая проверка?

Перед началом проведения проверки проверяющий органа госсаннадзора обязан предъявить служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления), после чего ознакомить директора учреждения образования с перечнем вопросов, подлежащих проверке. 

Справочно: напомним, что при непредставлении книги проверяющему информация об этом указывается в акте (справке) проверки, а запись в книге не делается. В КоАП нет специальной статьи, которая устанавливала бы ответственность за отсутствие у учреждения образования книги учета проверок, ее непредставление проверяющему. На практике непредставление книги проверяющему для внесения в нее записи о проверке влечет ответственность виновного лица организации по ст. 23.2 КоАП «Воспрепятствование проведению проверки, экспертизы» в виде штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (см. статью А. Кобяка «Ведение книги учета проверок: памятка руководителя», с. 32–34 № 9 (2018)) (примеч. ред.).

Каковы общие требования, которые проверяющие должны соблюдать при проведении внеплановой проверки?

Прежде всего, необходимо обеспечить соблюдение принципа законности при проведении проверки, а также учитывать принцип ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора).

Директору на заметку
В ходе внеплановой проверки проверяющие вправе требовать у проверяемых только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке, и которые проверяемый обязан иметь (вести, составлять) в соответствии с законодательными актами.

Проверяющие обязаны проводить внеплановую проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством и только в рабочее время проверяемых, выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства, соблюдая при этом законодательство, права и законные интересы проверяемых, служебную этику, охраняемую актами законодательства тайну.

Права, реализуемые проверяющими в процессе внеплановой проверки

Права проверяющих закреплены в п. 4 Положения о порядке организации и проведения проверок (далее — Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Указ № 510). Рассмотрим некоторые из них применительно к деятельности органов госсаннадзора.

Проверяющие органов госсаннадзора вправе:

1. Свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты), территории проверяемого для проведения проверки при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки.

Справочно: доступ проверяющих в жилые помещения, иные законные владения проверяемых помимо или против их воли допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления руководителя (его заместителя) контролирующего (надзорного) органа и с участием понятых при наличии документов, включая внутренние (служебные), подтверждающих (обосновывающих) необходимость проведения проверки информации о хранении и (или) реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг в жилом помещении и (или) ином законном владении в нарушение установленного порядка.

2. В рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в т. ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества.

3. Получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации.

4. Изымать у проверяемого субъекта подлинники документов (иные носители информации), имеющие отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иные носители информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки.

Справочно: случаи изъятия оригиналов документов, иных носителей, порядок оформления такого изъятия закреплены в п. 40 и 42 Положения.

5. Требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки.

6. Истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого, необходимую для проверки информацию и (или) документы.

7. Привлекать экспертов, специалистов.

8. Проводить в порядке, установленном законодательством, отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения их соответствия обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов.

Методы и способы проведения внеплановой проверки

Проведение проверок контролирующими (надзорными) органами осуществляется с применением в пределах их компетенции методов и способов, установленных законодательством.

При проведении проверки проверяющий самостоятельно определяет методы и способы ее осуществления.

Справочно: при проведении внеплановой проверки проверяющие органов госсаннадзора обязаны применять чек-листы.

В ходе проверки в учреждении общего среднего образования может использоваться метод документальной проверки и метод фактической проверки.

Первый основан на проверке по данным первичной документации, записей в учете и отчетности и др. 

Второй — на приемах, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках объекта, операций, деяний, процесса, явления, события и (или) их состоянии (пересчет, взвешивание, обмер, лабораторный анализ).

При проведении проверки возможно применение двух перечисленных методов в совокупности.

Изучение сфер деятельности проверяемого, включая действия (бездействие) его должностных лиц и иных работников, может проводиться сплошным или выборочным способом (методом).

Подробнее способы (методы), которые могут использоваться в ходе проведения внеплановой проверки, представлены в Инструкции о методах и способах проведения проверок Министерством здравоохранения Республики Беларусь, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор (утв. приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 января 2010 г. № 83).

Сроки проведения внеплановой проверки

По общему правилу срок проведения внеплановой проверки не может превышать 30 рабочих дней, за исключением проверки в отношении проверяемых, указанных в абз. 2 п. 26 Положения.

Справочно: речь идет об индивидуальных предпринимателях, нотариусах, лицах, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (примеч. ред.).

Порядок и сроки приостановки, а также продления внеплановой проверки определены в п. 27–29 Положения.

Ответственность проверяющих органов госсаннадзора

С 7 августа вступил в силу Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г., которым ст. 23.79 КоАП «Нарушение требований законодательства о контрольной (надзорной) деятельности» была изложена в новой редакции.

Теперь на должностное лицо контролирующего (надзорного) органа может быть наложен штраф в размере от 2 до 30 базовых величин за совершение грубых нарушений требований к порядку организации и проведения проверок, установленных в соответствии с законодательными актами (за исключением совершения нарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 23.79 КоАП).  

4725 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Электронное пособие «Трудовой кодекс — 2024: самое важное для школ»

В данном электронном пособии собраны материалы по основным изменениям в сфере трудовых отношений, которые коснулись УОСО с 1 января 2024 г., после вступления в силу Закон...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1012
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок