Условия допуска к аттестации на присвоение первой квалификационной категории

Условия допуска к аттестации на присвоение первой квалификационной категории

Какой документ регулирует вопросы аттестации педагогических работников?
Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава).
Каковы обязательные условия допуска педработника к аттестации?
Соответствие полученного образования квалификационным требованиям; наличие необходимого стажа работы; освоение содержания образовательной программы повышения квалификации.
При аттестации на первую категорию стаж работы должен соответствовать должности, по которой аттестуется работник?
Да.


Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1862 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В редакцию поступил вопрос: «В 2002 г. учитель окончил педагогический колледж и в этом же году был принят на работу учителем хореографии. В 2003 г. ему присвоена вторая квалификационная категория учителя. В 2005 г. учитель окончил высшее учебное заведение по специальности «Начальное образование». В 2021 г. прошел переподготовку в институте повышения квалификации по специальности переподготовки «Иностранный язык (английский)». С сентября 2021 г. принят на работу учителем иностранного языка. Имеет ли право учитель подать документы на присвоение первой квалификационной категории как учитель иностранного языка?».

Давайте разбираться.


Требования к проведению аттестации на присвоение квалификационной категории изложены в Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-­преподавательского состава) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее — Инструкция)).

В частности, согласно п. 18 Инструкции обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

1) соответствие полученного образования квалификационным требованиям. Данное требование в рассматриваемом случае выполнено.

В выпуске 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69) (далее — ЕКСД) к должности «Учитель» в части образования предъявляются следующие требования: высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее (среднее специальное) образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы. В гимназии, гимназии-­интернате, гимназии-­колледже искусств, лицее, учреждении высшего образования при реализации образовательных программ среднего образования — высшее образование, соответствующее педагогической деятельности и преподаваемому учебному предмету, или высшее образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», соответствующая преподаваемому учебному предмету, без предъявления требований к стажу работы;

2) наличие стажа работы (кроме случаев, предусмотренных ч. 3‒5 и 7 п. 19, п. 20 и 20-1 Инструкции) в соответствии с ч. 1, 2 и 6 п. 19 Инструкции.

Часть 1 п. 19 Инструкции гласит о том, что претендовать на присвоение первой квалификационной категории могут педагогические работники (кроме мастеров производственного обучения учреждений образования), которые имеют стаж работы по должности, по которой аттестуются (два года со дня присвоения второй категории по этой же должности). Требование формально выполнено, т. к. по должности «Учитель» необходимый стаж есть. Должность «Учитель иностранного языка» в ЕКСД и Инструкции отдельно не выделена.

Однако обращаем внимание на то, что в соответствии с п. 3 Инструкции аттестация педагогических работников — это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, морального, творческого и физического развития обучающихся при реализации содержания образовательных программ, программ воспитания, осуществлении научно-­методического обеспечения. Очевидно, что при отсутствии стажа работы учителем иностранного языка, а значит, и ­каких-либо результатов педагогической деятельности в этой области дать оценку работы этого учителя не представляется возможным.

Хотя п. 20-1 Инструкции в порядке исключения предусматривает возможность допуска к аттестации на присвоение первой, высшей квалификационной категории без учета присвоенной ранее квалификационной категории и (или) стажа работы в должности по ходатайству руководителя организации системы образования или аттестационной комиссии с согласия начальника управления образования областного исполнительного комитета (председателя комитета по образованию Мингорисполкома);

3) освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов (кроме случаев, предусмотренных ч. 3‒6 п. 19 Инструкции) в сроки, предусмотренные законодательством. Данное требование также не выполнено.

На основании изложенного допуск к аттестации данного педагога будет преждевременным.

1862 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В минских школах родителей просят подписать согласие на простое медвмешательство. Что это значит

В редакцию агентства «Минск-Новости» обратилась мама третьеклассника одной из столичных школ. Мальчик принес домой «добровольное согласие на простое медицинское вмешатель...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 5058
5
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок