Подборка актуальных вопросов—ответов по оплате труда

Подборка актуальных вопросов—ответов по оплате труда

Рыженкова Тамара

Заведующий отделом социально-экономической работы Минского областного комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки

2101 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

СИТУАЦИЯ 1: Согласно методическим рекомендациям по расходованию средств на оплату труда бюджетными организациями, подчиненными Министерству образования (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2019 № 07-03-20/11380/дс) такие стимулирующие выплаты, как надбавка за работу по контракту, было рекомендовано планировать в пределах планового объема средств, направляемом на указанные цели в 2019 г. С 1 января 2020 г. процент за работу по контракту был уменьшен, сумма надбавки осталось прежней (процент уменьшился, но при этом сумма в рублях осталась прежней).

Может ли руководитель учреждения образования повысить сотрудникам процент за работу по контракту до прежнего уровня?


Может, в пределах бюджетных ассигнований на 2020 г.


Чем должен руководствоваться руководитель при принятии такого решения (каким нормативным документом)?


Методическими рекомендациями по расходованию средств на оплату труда бюджетными организациями, подчиненными Министерству образования и структурным подразделениям местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющим государственно-­властные полномочия в сфере образования (далее — Методические рекомендации).

Обратите внимание, что письмом Министерства образования Республики Беларусь от 17.04.2020 № 07-03-13/3656/дс Методические рекомендации изложены в новой редакции.


Каким должен быть алгоритм действий руководителя? Нужен ли только приказ или решение следует согласовать со структурным подразделением местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственно-­властные полномочия в сфере образования, в подчинении которых находится учреждение (как прописано в рекомендациях)?


По общему правилу достаточно издания приказа.

При этом согласование с вышестоящим органом на практике желательно произвести хотя бы в устной форме.


Денежные средства из каких средств пойдут на повышение процента за контракт?


В рамках первоначальной редакции Методических указаний — за счет уменьшения фонда надбавок за высокие достижения и сложность и напряженность труда.

Сейчас есть возможность на основании новых Методических рекомендаций согласовать этот вопрос с местными исполнительными и распорядительными органами и выделить на это дополнительные средства.


Если денежные средства на повышение надбавки за работу по контракту перераспределяются (берутся) из средств, направленных на надбавку за высокие достижения (ее сумма, естественно, уменьшится), то необходимо ли согласование профсоюза?


По мнению автора, согласование профсоюза не нужно в связи с тем, что это вопрос в пользу работников (стимулирующая выплата). Кроме того, новые методические рекомендации позволяют не затрагивать эти средства.


СИТУАЦИЯ 2: На работу по распределению принят молодой специалист, получивший профессионально-­техническое образование (повар). Согласно действующему законодательству (п. 25 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-­техническое образование, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821) наниматель обязан оказать ему денежную помощь в размере из расчета тарифной ставки по присвоенной ему квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада.

Из каких средств должна быть оказана эта денежная помощь — из средств фонда заработной платы учреждения образования или эти средства необходимо заказывать дополнительно в бюджете?


Если денежная помощь оказывается из средств надбавки за высокие достижения (или другой), то должна ли данная выплата быть прописана в Положении о размерах и порядке осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат?


Каков алгоритм выплаты молодому специалисту в связи с переездом? Из каких средств осуществлять такие выплаты?


Аналогично, из каких средств осуществляются выплаты работнику при увольнении в связи с призывом в армию (выходное пособие)? Должна ли данная выплата рассматриваться комиссией по премированию?


Все выплаты, указанные в данных вопросах, не должны осуществляться за счет стимулирующих и компенсирующих выплат, а также фонда материальной помощи учреждения образования.

Данные выплаты предусмотрены по законодательству, и они не должны рассматриваться комиссией по премированию.

При решении поставленных вопросов следует руководствоваться Инструкцией о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь (утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 с последующими изменениями и дополнениями).

Так, по подстатье 1 10 01 00 «Заработная плата рабочих и служащих» отражаются другие выплаты работникам в соответствии с законодательством (выплата молодому специалисту — повару).

По подстатье 1 30 03 00 «Текущие бюджетные трансферты населению» отражаются выходные пособия и подъемные пособия в соответствии с законодательством.

По элементу расходов 1 10 10 08 «Прочие текущие расходы» отражаются выплаты выпускникам, направленным после окончания учебного заведения на работу, в т. ч. в другую местность, в соответствии с законодательством.

Вопрос выделения средств на эти цели следует решать с финансовыми органами.


***

Какой категории работников и в каком размере может быть начислена надбавка за сложность и напряженность труда? Может ли данная надбавка устанавливаться конкретной суммой или она должна быть только в процентах от базовой ставки? Необходимо ли в положении, разработанном в учреждении, прописывать конкретные показатели ее начисления для разных категорий работников?


Надбавка за сложность и напряженность труда устанавливается только рабочим. Конкретные размеры этих надбавок законодательно не установлены.

Прежде всего следует ориентироваться на необходимость обеспечения заработной платы не ниже минимальной (375 руб.). Лучше данную надбавку устанавливать конкретной суммой, хотя она может быть установлена и в процентах от базовой ставки (запрета нет).

По ­каким-то причинам иногда требуют устанавливать надбавки только в процентах от оклада. Однако нигде в законодательстве такого требования не содержится.

В положении об установлении надбавок следует отразить, как они будут устанавливаться: в конкретных суммах, в процентах от оклада, от базовой величины и др.


***

Можно ли устанавливать доплату за совмещение должностей (профессий), расширение зон обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника специа­листам детского сада (например: руководителю физического воспитания за уборку физкультурного зала при отсутствии уборщика служебных помещений или музыкальному руководителю)?


Можно.

Эти должности не относятся к категории руководителей. Однако при установлении такой доплаты заведующий учреждением дошкольного образования должен учитывать, что работа не должна производиться в ущерб основной работе.


***

Что на практике предполагает рекомендация Министерства образования, в соответствии с которой при расчете планового объема бюджетных средств на заработную плату на 2020 г. плановые объемы средств на заработную плату в расчете на месяц корректируются в связи с изменением штатной численности работников на 1-е число каждого месяца календарного года?


Здесь могут быть разные случаи.

Например, по решению местного исполнительного и распорядительного органа вам в штатное расписание ввели дополнительную единицу. Штатное расписание поменялось. Ввели, например, дополнительно дворника с учетом норм убираемой площади, которого раньше не было. Соответственно, у вас в учреждении увеличилась сумма окладов и стимулирующих выплат, которые вы определили в определенном проценте на начало года, т. к. изменилась штатная численность.


***

11 декабря 2019 г. вышло постановление Министерства образования Республики Беларусь за № 185 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 июня 2019 г. № 71», которым внесены изменения в подп. 3.3 п. 3 Инструкции о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат педагогическим работникам и служащим, занятым в образовании, бюджетных организаций (далее — Инструкция о стимулирующих и компенсирующих выплатах), где изменено количество процентов с 25 % на 5 %, с 30 % — на 10 % и т. д. Какие же проценты правильные?


Этот подпункт не распространяет свое действие на учреждения общего среднего и дошкольного образования.

На работников учреждений общего среднего и дошкольного образования распространяют свое действие подп. 3.1 и 3.2 п. 3 Инструкции о стимулирующих и компенсирующих выплатах.


***

Для расчета единовременной выплаты на оздоровление пропорционально отработанному времени для работника, приступившего к работе в ноябре 2019 г., какой срок следует брать в расчет — с ноября 2019 г. или с 01.01.2020? Отработанное время — это количество отработанных полных месяцев или дней?


В Положении о единовременной выплате на оздоровление необходимо отразить, что для вновь принятых в 2020 г. работников выплата производится пропорционально отработанному времени (лучше месяцам). Хотя запрета на выплату пропорционально отработанным дням также не имеется, если это отразить в положении.

Выплата на оздоровление работнику, принятому на работу в 2019 г., и продолжающему работать в учреждении, выплачивается в полном объеме (0,5 оклада).


***

Уточните, пожалуйста, каким пунктом Инструкции о стимулирующих и компенсирующих выплатах руководствоваться при оплате надбавки за спе­цифику работы руководителю физвоспитания в учреждении общего среднего образования?


Надбавка за специфику работы в сфере образования руководителю физвоспитания учреждения общего среднего образования устанавливается в соответствии с подп. 3.1 п. 3 Инструкции о стимулирующих и компенсирующих выплатах в размере 25 % оклада.

Квалификационными требованиями руководителя физического воспитания учреждения общего среднего образования не предусмотрено внутридолжностное квалификационное категорирование.


***

Как выплачивается единовременная выплата на оздоровление при увольнении работника? Пропорционально отработанным месяцам или дням?


Нужно руководствоваться локальным актом, разработанным в вашем учреждении образования.

Можно брать и месяцы, и дни. В разъяснениях Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь ссылаются на разработанное в учреждении положение.


***

Как формируется фонд надбавки за высокие достижения в труде?


Фонд надбавки за высокие достижения труда не выделяется отдельно от фонда надбавок за сложность и напряженность труда.

Это общие два фонда, которые рассчитываются по Методическим рекомендациям. Направление этих средств определяет руководитель учреждения (либо больше оставляете на надбавки за сложность и напряженность труда, если нужно обеспечить минимальную зарплату работникам, либо оставляете больше на надбавки за высокие достижения).


Можно ли дублировать показатели из надбавок за характер труда в положении о выплате надбавок за высокие достижения?


Показатели дублировать не желательно.

Контролирующие органы обычно обращают на это внимание как на нарушение. В учреждениях образования существуют положения о премировании, об установлении надбавок.

Учитывая, что премиальный фонд с 1 января 2020 г. стал небольшим, часть прежних показателей премирования целесообразно перенести в показатели надбавок за высокие достижения. Это была в т. ч. и рекомендация Министерства образования. Но вы должны понимать, что это зависит от решения каждого конкретного учреждения. Вы должны видеть конкретные суммы, исходя из своего штатного расписания, и определять направление расходования этих средств, стараясь не заниматься дублированием.


***

При доплате за расширение зоны обслуживания или за выполнение обязанностей отсутствующего работника останется ли доплата до минимальной заработной платы?


Такого понятия как доплата до минимальной заработной платы уже нет.

Вы устанавливаете надбавку за сложность и напряженность труда в таком размере, чтобы обеспечить заработную плату в размере минимальной (375 руб.). В соответствии с последним разъяснением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь доплата за совмещение должностей (профессий), расширение зоны обслуживания, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника должна устанавливаться сверх 375 руб.


***

Имеет ли фонд надбавок за высокие достижения в труде накопительный характер?


Имеет.

Если у вас не полностью использован фонд надбавок в текущем месяце, экономия идет в те же надбавки за высокие достижения в труде или за сложность и напряженность труда. Этими средствами можно воспользоваться в следующем месяце. Это прописано в Методических рекомендациях.


Если фонд носит накопительный характер, то может ли быть такое, что на следующий месяц он будет меньше остатка за предыдущий?


Такого быть не должно. 

Возможно, здесь имеет место бухгалтерская ошибка.


Возможно ли такое, что в ­какой-либо месяц фонд будет нулевым?


Он не может быть нулевым. Только если была бухгалтерская ошибка. Скорее всего, неправильно рассчитан фонд оплаты труда в целом.


***

Положена ли оплата руководителям и заместителям за учебную нагрузку во время каникул (за совмещение)?


Руководители и их заместители имеют право на основании постановления Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 26 «О совершенствовании организации труда педагогических работников» (с последующими изменениями и дополнениями) выполнять в рабочее время оплачиваемую педагогическую деятельность в части реализации образовательных программ по месту основной работы в объеме не более половины нормы часов педагогической нагрузки за ставку педагогических работников.

Так, директор школы или его заместитель могут в рабочее время осуществлять педагогическую деятельность учителем в объеме не более 10 ч в неделю.

В соответствии с разъяснением Министерства образования если руководитель в период каникул (кроме летних) работает в рамках своей нагрузки с одаренными учащимися, ведет стимулирующие и поддерживающие занятия, то он имеет право на их оплату.

В летний период оплата производится только за время работы в экзаменационных комиссиях. Суммы, выплаченные за педагогическую деятельность, осуществляемую в рабочее время, входят в средний заработок для расчета отпускных руководителю или его заместителю.


***

Если в учреждении образования есть вакансия заместителя директора, считается ли эта ставка экономией средств и должны ли эту экономию добавлять в фонд надбавок?


Да.

Она учитывается при расчете средств на оплату труда.


Если работник увольняется и его рассчитывают за неиспользованный ранее отпуск, должно ли это влиять на фонд надбавок для остальных работников учреждения?


Средства на выплату компенсации за неиспользованный трудовой отпуск можно попытаться получить как дополнительные ассигнования в пределах средств, выделенных получателям бюджетных средств по бюджетным сметам на 2020 г., согласовав это с финансовыми органами.

Такая возможность предусмотрена Методическими рекомендациями.


***

Выплачивается ли учителю, у которого нет категории, надбавка за квалификационную категорию заменяемого учителя?


Оплата производится по категории того учителя, который заменяет отсутствующего. С 1 января 2020 г. устанавливается надбавка за специфику работы в сфере образования с учетом имеющейся категории.

Например, заболел учитель высшей категории и его заменяет учитель без категории. Оплата заменяющему производится как учителю без категории. И наоборот, если заболел учитель без категории и его заменяет учитель, имеющий высшую категорию, оплата должна производиться по высшей категории.


***

Как правильно рассчитать фонд зарплаты на летний период?


Следует руководствоваться Методическими рекомендациями.

Чтобы определить сумму средств на надбавки за сложность и напряженность труда и надбавки за высокие достижения в труде работникам, остающимся работать в учреждении в летний период, следует руководствоваться пп. 3, 5 Методических рекомендаций.

При недостатке средств на выплату отпускных во втором квартале необходимо делать передвижку ассигнований с третьего или четвертого кварталов. Данные вопросы следует решать по согласованию с финансовыми органами. 

2101 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 3 (2024) за 5 минут: освобождение от итоговой аттестации, результативное совещание, новый порядок назначения пособий, аренда помещений в УОСО, ограничения для государственных должностных лиц

Кроме того, в 3-м номере журнала: • Новые факультативы • Медицинский осмотр в соответствии с Инструкцией • Как оставить учащегося выпускного класса на второй год? •...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 309
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок