Отпечаток профессии: профессиональная деформация

Отпечаток профессии: профессиональная деформация

Профессиональная деятельность руководителей учреждений образования предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение, что может вызывать изменение личностных характеристик. Влияет ли профессия на внутреннюю, психическую (психологическую) жизнь работника? Возможны ли вообще изменения личностных особенностей человека, его характера под влиянием профессии? Попытаемся ответить на поставленные вопросы. Ведь если влияние профессии неизбежно, необходимо знать особенности этого влияния и возможности построения определенных механизмов защиты, если это влияние негативно.

Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

1270 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Как легко мы судим о людях, когда их нервы на пределе…

Каждая профессия может способствовать развитию человека и совершенствовать его личные качества. Но профессия может также вызывать деформации, деформировать характер человека.

Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — изменения качеств личности (восприятия, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.

Причины профессиональной деформации

Причин для профессиональной деформации множество. Вот основные из них: вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания; повышенная ответственность за результаты своей деятельности; психические и физические перегрузки, отсутствие достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил; строгая регламентация времени работы; напряженность и конфликты в профессиональной среде; нехватка условий для самовыражения; работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования; неразрешенные личностные конфликты.

Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: руководители, работники правоохранительных органов, военные, социальные работники, продавцы, медики, психологи и, конечно, работники учреждений общего среднего образования. Для этих профессий деформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям: у директоров, учителей — в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов — в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определенную картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека.

В современных условиях специалисты общего среднего образования являются группой, особенно подверженной профдеформации, так как испытывают большие эмоциональные нагрузки в процессе профессиональной деятельности. Работники постоянно сталкиваются с негативными эмоциями, особенно руководители учреждений общего среднего образования, которые зачастую принимают на себя и эмоциональные выпады родителей учеников («Мой ребенок особенный, и Вы ему должны»), и амбициозных учителей (Дайте категорию, премию…), и проверяющих разных инстанций. Это является небезопасным для собственного психического и психологического здоровья.

У директоров профессиональная деформация может проявляться в агрессии, неадекватности восприятия людей и ситуаций и приводить к проблемам в эффективном общении.

Из опыта
Психолог попросил рассказать о своей профессии директора средней школы.
Моя профессия — это эмоциональные качели: то взлет и прилив сил, вера в себя, то спад, усталость, разочарование».
По одному ответу директора можно сделать вывод: профессиональная деформация.

Работа в учреждениях общего среднего образования предполагает огромную ответственность. К руководящим должностям предъявляются повышенные требования. Их рабочий день нередко бывает насыщен разнообразными проблемными ситуациями, различного рода конфликтами, требующими принятия решений даже правового характера, что само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса.

Как внешне выражается профессиональная деформация?

Профессиональная деформация заключаются в том, что под влиянием условий труда у руководителей ослабевают, угасают некоторые позитивные психологические качества, а вместо них появляются негативные признаки (эмоциональное равнодушие, безразличие к работе).

Из опыта
Стаж работы директором школы — 15 лет. Теперь у меня все хорошо. Я научилась и работать, и отдыхать. Хочу рассказать коллегам, что может произойти, если уходишь в работу с головой и не снимаешь маску командира ни на минуту.
Несколько лет назад в мою школу пришли молодые специалисты, сразу четверо. Со старой опытной педагогической командой пришлось попрощаться, ушли на заслуженный отдых.
Это был ужас! «Дети будут воспитывать детей», — думалось мне. Ни опыта, ни методических знаний, а про документацию вообще говорить страшно! Я разрывалась между молодыми специалистами, финансовой и хозяйственной деятельностью… А тут еще и жалобы от родителей на учителей… Решила для себя, что буду контролировать, следить 24 часа в сутки за всеми и всем происходящим в школе. Страшно вспомнить, я жила работой, я сама себе внушила, что раз я директор, то все в моей власти. Мне стыдно за свое поведение теперь, но на тот момент я была крикливым тираном. Я делала замечания, кричала — так я контролировала, как мне казалось, ситуацию. Но всему есть предел!
В очередной раз я обходила школу с «проверкой». В этот момент по коридору бежала первоклашка, поскользнулась, упала и заплакала. Вместо того чтобы помочь ребенку встать, пожалеть, я стала орать: «Где этот бестолковый учитель, почему за детьми не смотрят!». Девочка от боли и испуга (от моего крика) зарыдала. Я очнулась…

Профессиональная деформация у руководителей имеет следующие негативные последствия:

  • чувство административного восторга — когда человек, получивший должность, смотрит на окружающих свысока;
  • эмоциональное выгорание — когда работа поглощает настолько, что психологический защитный барьер падает и человек испытывает постоянное раздражение;
  • управленческая эрозия — когда в результате деформации руководитель превращается в неэффективного и скорого на расправу тирана;
  • снижение адаптивности личности — когда человек не ищет в своей профессии ничего нового;
  • ухудшение взаимоотношений с окружающими — когда шаблоны общения на работе переносятся на обычную жизнь.

Профессиональная деформация развивается, как правило, постепенно, и ее можно выявить, если:

  • близкие все чаще говорят, что с вами сложно иметь дело, общение напоминает поучение, вы переносите в обычную жизнь профессиональный язык;
  • круг ваших друзей и знакомых практически полностью состоит из коллег;
  • все ваши разговоры рано или поздно сводятся к рабочим вопросам;
  • вас интересует только то, что относится к профессии;
  • люди для вас — объекты работы;
  • вы боитесь потерять работу, профессию, коллег.

Чтобы избежать деформации, необходимо развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой, не рубить с плеча, а брать паузу для раздумий, не зацикливаться на стереотипах, стандартах, шаблонах и действовать по ситуации.

А как у вас обстоят дела с профессиональной деформацией?

Предлагаем проверить, насколько деформация проявляется именно у вас.

Нарисуйте круг и отделите от него сектор, отражающий объем ваших функций как работника. Остальную часть круга разделите между остальными своими интересами.

Теперь проанализируйте, объем каких интересов вам бы хотелось увеличить, за счет каких секторов? Это поможет вам ответить на вопрос, о каких сферах жизни вы практически забыли, задвинув их на второй план. Может быть, стоит пересмотреть свои приоритеты, распределив труд и отдых более гармонично?..

Пример

1270 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Минобразования озвучило ключевые задачи системы на 2024 год

Министр образования Андрей Иванец на заседании коллегии Министерства образования «Об итогах работы Министерства образования Республики Беларусь за 2023 год и основных зад...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 181
1

Топ 10 шагов по закреплению молодого специалиста в УОСО

Кадровый дефицит в системе образования ощущается по многим предметным направлениям. Качество и количество специалистов, уверенно или робко входящих в систему общего средн...
№ 11 (143) 2023 Киселев Александр,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 820
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок