«От повседневной прозы к педагогической поэзии»: интервью с директором государственного учреждения образования «Лицей № 1 имени А. С. Пушкина г. Бреста»

«От повседневной прозы к педагогической поэзии»: интервью с директором государственного учреждения образования «Лицей № 1 имени А. С. Пушкина г. Бреста»

3393 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Окончила факультет иностранных языков Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина в 2005 г.; работает в лицее с ноября 2004 г.
Увлечения: самопознание, саморазвитие, самосовершенствование.
Пришла в лицей студенткой 5-го курса на практику и осталась в нем насовсем.
Прошла путь от молодого учителя, руководителя учебно-­методического объединения учителей иностранных языков, заместителя директора по учебной работе до директора лицея.

Редакция: Всегда ли вы мечтали быть педагогом или выбор профессии оказался случайным?

Ольга Николаевна: Выбор профессии в моем случае был сделан еще задолго до моего рождения, когда родители решили, что сын пойдет по стопам отца и станет пограничником, а дочь станет учителем. Не могу сказать, что этот выбор был навязанным, родители — мудрые люди, помогли в свое время определиться с профессией с учетом наших с братом способностей и характеров. В итоге брат — подполковник пограничных вой­ск Республики Беларусь, уже в отставке, а я — директор лицея. Мы оба нашли себя в своей профессии и благодарны за это родителям.

«При распределении в лицей на педагогическую практику я рыдала горькими слезами, боялась, что не дотяну до лицейского уровня… спустя 14 лет стала директором, 3 года в должности и всё еще переживаю. Если бы не вера в меня сначала моих преподавателей, а затем моего любимого директора, моего наставника Семёновой Светланы Николаевны, ничего бы не получилось».

Ред.: На ваш взгляд, если у учителя, заместителя директора есть желание стать директором, что нужно для этого делать?

О.Н.: Я думаю, что главный «рецепт» — много трудиться. Необходимо показать себя через свой труд, заслужить уважение у педагогического коллектива, наконец, нужно, чтобы твой директор поверил в тебя и твои силы. По крайней мере, так было в моем случае.

Ред.: Среди дополнительных образовательных услуг, которые оказываются в вашем учреждении, какие самые популярные среди лицеистов?

О.Н.: Для учащихся III ступени самыми востребованными являются, конечно, занятия по подготовке к ЦТ. А основной доход приносят занятия с учащимися школ города по подготовке к поступлению в лицей.

Ред.: В вашем лицее 11 учителей имеют звание «Отличник образования» и 2 — «Заслуженный учитель Республики Беларусь». Скажите, от чего зависят такие высокие результаты педагогического коллектива?

О.Н.: Если человек — профессионал, который не просто качественно выполняет свое дело, но еще и вдохновляет и «зажигает» других, он заслуживает всех возможных наград в профессии. Педагогический коллектив лицея профессионален, мудр, креативен, поэтому никогда не остается незамеченным.

Считаю, что одна из основных задач руководителя — отслеживать профессиональный рост каждого педагога и давать ему возможность раскрыться. Звания — заслуженная благодарность за добросовестный труд.

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИЦЕЙ № 1 ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА Г. БРЕСТА»
Бурная вторая половина 80‑х гг. ХХ века со множеством преобразований в обществе затронула и сферу образования. В республике создавались учебные заведения нового типа — лицеи и гимназии. Главная цель лицея определялась как «создание благоприятных условий для формирования высококультурной и широкообразованной личности, способной к творческой и исследовательской деятельности».
Лицей начинался романтично. Энтузиазм был огромный. Вдохновляло само название учебного заведения — лицей. Представлялось нечто возвышенное, возникали ассоциации с Царскосельским лицеем. Героями были все: и педагоги, сменившие родные школы на новое место работы, и учащиеся, поверившие в него и поступившие сюда. Но романтика неотделима от трудностей. К 1 сентября 1990 г. здание лицея было не готово принять лицеистов и их учителей, поэтому временно занятия проходили в аудиториях Брестского инженерно-­строительного института. После уроков все отправлялись в лицей. Убирали строительный мусор, клеили обои, собирали мебель. Благодаря общим усилиям лицей принял своих питомцев уже 10 октября.
Первым директором была назначена Семёнова Светлана Николаевна.
Первых три лицейских года — это время становления. Формировались представления о том, какими должны быть учебные заведения нового типа, в чем заключается специфика их деятельности. Готовых рекомендаций не существовало. Всё постигалось опытным путем.
Государственная инспекция учебных заведений Министерства образования Республики Беларусь в 1994 г. аттестовала Брестский лицей оценкой «отлично».
В сентябре 1995 г. лицей получил грант за активное участие в международной Соросовской научно-­образовательной программе.
Сегодня 98 % учителей лицея имеют высшую и первую квалификационные категории, включая 4 учителей-­методистов, 11 лауреатов звания «Отличник образования», 2 — «Заслуженный учитель Республики Беларусь».
Учителя лицея награждены премиями Брестского облисполкома, дипломами и премиями специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов за личный вклад в развитие способностей талантливой молодежи.
Девиз педагогического коллектива лицея: «От повседневной прозы — к педагогической поэзии».
Традиционны в лицее клубы «Что? Где? Когда?», «Дебаты», КВН, театр «Образ», музыкальные коллективы, туристические слеты, праздники, капустники.
Сегодня лицей — современное учебное заведение, осуществляющее обучение по семи направлениям: физико-­математическое, информационно-­технологическое, экономическое, гуманитарное, филологическое, химико-­биологическое и химико-­технологическое.
Лицей является крупнейшим среди общеобразовательных учреждений города научно-­методическим и культурным центром.

Ред.: Занимаетесь ли вы в учреждении ­какими-то инновационными проектами? Расскажите о самом ярком.

О.Н.: По сути, стратегической задачей любой экспериментальной и инновационной деятельности является апробирование уже сегодня того, о чем другие только думают или будут думать завтра. Заманчиво пройти дорогой, которой еще никто не шел. Осознание огромной ответственности приходит позже, когда вникаешь в глубину работы и понимаешь, что процесс перемен в учреждении — это процесс перемен во взглядах и методах работы.

Больше 20 лет наш лицей работает в режиме инноваций и экспериментальной деятельности. Содержание каждого проекта — отражение потребности коллектива в актуальных для образования изменениях и его готовности к их реализации. Любой инновационный, экспериментальный проект коллектив должен принять и умом, и душой, т. е. быть убежденным в его актуальности, видеть свою роль и свое место в нем, видеть перспективы и для развития образования, и для себя.

Так, результатом районной экспериментальной площадки по разработке, апробации и внедрению технологий обучения одаренных детей стало создание сначала лицейской, а затем и региональной программы «Одаренные дети». Неотъемлемая часть программы — психолого-­педагогическое сопровождение детей и совмещенные экзамены итоговой аттестации и вступительной кампании в вузы. Стоит ли говорить о том, насколько от этого и лицей, и вузы выигрывали? Увы, долго это не продлилось.

Результатом совместной работы Национального института образования и БрГУ с его «Модульной психолого-­педагогической технологией профессионального самоопределения старшеклассников инновационной школы» стала программа «Профессиональная ориентация учащихся», одобренная и утвержденная Министерством образования Республики Беларусь.

Экспериментальный проект Национального института образования «Компьютерные технологии организации учебного процесса» стал предпосылкой создания учебной программы спецкурсов для профильных классов с углубленным изучением информатики. Результатом инициированной экспериментальной площадки на базе лицея «Обучение правам человека, основам демократии и международному гуманитарному праву» (совместно с представительством ООН в Республике Беларусь) стало открытие профильных классов общественно-­гуманитарного профиля и обеспечение его программным модулем.

В период расцвета и большого внимания Министерства образования к профильному обучению совместно с лицеем БГУ мы участвовали в республиканском экспериментальном проекте «Содержательно-­технологическая модель старшей ступени школы». Цель — разгрузить программы школы III ступени. Количество часов на профильные предметы увеличивалось за счет уменьшения часов на непрофильные, осуществлялось перераспределение часов и изучаемых предметов между параллелями X и XI классов. Увы, в 2008 г. было ликвидировано профильное обучение, и проект остался незавершенным. Нужно было ­что-то делать для сохранения профильного обучения, поэтому коллектив лицея через Министерство образования и комиссию по образованию Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь приступил к реализации инновационного проекта «Внедрение модели обеспечения преемственности в системе “базовая школа-­лицей” как средства профессионального самоопределения учащихся», к которому впоследствии присоединились многие лицеи республики. Как результат — открытие «пролицейских» классов на базе соседней школы, возможность более раннего самоопределения учащихся.

И наконец, с 2014 г. по сегодняшний день выполняем «государственный заказ» по разработке и построению учебных планов и программ школы III ступени общего среднего образования «Апробация учебных планов для учреждения общего среднего образования как средства проектирования индивидуальной образовательной траектории учащихся в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения на II и III ступенях общего среднего образования». Основной целью участия в эксперименте является создание такой образовательной среды, в которой учащийся имел бы возможность на высоком уровне и без перегрузок овладеть предметными знаниями в рамках определенного набора профильных предметов, а также ключевыми компетенциями социального, общекультурного и интеллектуального плана через предметы базовых и интегрированных курсов. Внедренные нами в рамках эксперимента новации позволили сократить количество одновременно изучаемых обязательных предметов, устранить перегрузку учащихся. Учебный план XI класса разгружен, освободилось время для изучения факультативных курсов, что позволяет перейти к обучению по индивидуальным учебным планам. На этом мы не останавливаемся, к нашему проекту на сегодняшний день подключились 33 учреждения образования республики.

Ред.: Расскажите, как имя Александра Сергеевича, используемое в наименовании учреждения, влияет на жизнь лицеистов?

О.Н.: 19 октября 1811 г. в Российской империи был открыт Царскосельский лицей. А в 1990 г. этот день был объявлен Международным днем лицеев и гимназий.

Первые учащиеся Брестского лицея тогда собрались у костра и поклялись ежегодно отмечать в этот день главный лицейский праздник. Отныне памятная дата символизирует братство лицеистов разных поколений, их стремление к образованности и высоким идеалам.

В лицее существует культ великого поэта. Лицейская пушкиниана — это День лицея, День памяти Пушкина, поездки лицеистов по пушкинским местам, театральные постановки по мотивам произведений Пушкина и о жизни и творчестве поэта. Лицей был для Александра Сергеевича идеальным царством дружбы. «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Эти слова поэта стали девизом Брестского лицея. В 2004 г. лицею присвоено его имя, а в юбилейный год в центральном холле первого этажа был установлен его бюст.

Главная традиция лицея — ежегодные празднования 19 октября Международного дня лицеев. Этот праздник собирает вместе лицеистов разных поколений. В этот день двери лицея, как и его душа, открыты для всех. Сценарий праздника традиционен и повторяется из года в год: трогательный пролог, замечательный спектакль «На 59° Cеверной широты», посвящение в лицеисты новичков, обязательный заключительный бал.

Ред.: Назовите три составляющие успешности учреждения образования.

О.Н.: «Горящий» коллектив, преданный не только своему делу, но и своим коллегам.

Мудрый руководитель (каким считаю нашего первого директора Светлану Николаевну Семёнову и сама надеюсь таким стать).

Поддержка со стороны районных и городских властей, их заинтересованность в развитии учреждения, вера в него.

Ред.: Пожелания коллегам перед новым учебным годом.

О.Н.: Дорогие коллеги, любое учебное заведение должно идти своей тропинкой и со своей скоростью, главное — двигаться вперед. Чтобы дойти до цели, нужно прежде всего идти. И мы с вами вой­дем в этот непростой новый учебный год, мы выполним свои миссии с честью и достоинством на благо наших детей. Дай Вам Бог для этого сил и вдохновения!

Беседовала Елена Алексане


3393 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Библиотека: план аналитического контроля

Статья поможет: • проконтролировать работу школьной библиотеки; •проанализировать эффективность; • написать справку по итогам мониторинга; • улучшить посещаемость и н...
№ 3 (147) 2024 Литвин Валентина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 805
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок