Особенности организации труда работников учреждений общего среднего образования

Особенности организации труда работников учреждений общего среднего образования

В материале раскрываются особенности организации труда работников учреждений общего среднего образования, специфика режима рабочего времени педагогов и другие вопросы.

Широкова Наталья

Директор государственного учреждения образования
«Базовая школа № 3 г. Полоцка» (ранее — заместитель начальника управления по образованию Полоцкого районного исполнительного комитета)

1633 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Правовое регулирование

Вопросы организации труда работников учреждений общего среднего образования раскрываются в следующих документах:

* С последующими изменениями и дополнениями.

Основные положения

Функционирование учреждения общего среднего образования обеспечивают педагогические и иные работники. Нормы, устанавливающие их правовой статус, закреплены в стст. 5054 Кодекса об образовании.

Педагогические работники — это лица, которые осуществляют педагогическую дея­тельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно-­методическое обеспечение образования и (или) руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений).

Иные работники учреждения образования — это лица, осуществляющие административ­но-­хозяйственные, инженерно-­тех­ни­ческие, производственные и иные вспомогательные функции.

Фактическое определение штатной численности каждого учреждения образования производится в соответствии с постановлением № 22.

С работниками учреждений общего среднего образования, в т. ч. и педагогическими, в большинстве случаев заключаются контракты.

Контракт — это срочный трудовой договор, заключаемый в письменной форме на определенный в нем срок для выполнения работы и содержащий особенности регулирования трудовых отношений между нанимателем и работником (абз. 5 ч. 1 ст. 1 ТК).

Особенности при заключении, изменении, продлении и прекращении контрактов для педагогических и иных работников учреждений общего среднего образования закреплены в Соглашении № 260.

На основании Соглашения № 260 разрабатываются и утверждаются местные соглашения и коллективные договоры учреждений общего среднего образования, которые могут включать дополнительные более льготные нормы и гарантии, в т. ч. за счет средств, получаемых от приносящей доходы деятельности организаций министерства, местных бюджетов, спонсоров и других источников, не запрещенных законодательством.

При этом нормы и гарантии Соглашения № 260 являются обязательными минимальными для всех соответствующих организаций системы министерства и не могут быть снижены.

Особенности организации труда

Выделим следующие особенности:

1.  Постановлением № 224 определен перечень учреждений образования (их структурных подразделений, обособленных подразделений) и должностей служащих педагогических работников из числа руководителей, мастеров производственного обучения учреждений образования, работа в которых дает право выполнять в рабочее время оплачиваемую педагогическую деятельность в части реализации содержания образовательных программ по месту основной работы.

В частности, руководители учреждений общего среднего образования и их заместители могут выполнять в рабочее время оплачиваемую педагогическую деятельность в части реализации образовательных программ по месту основной работы в объеме не более половины нормы часов педагогической нагрузки за ставку педагогических работников.

2.  Педагогические работники, принятые на работу по контракту на должность «учитель», могут работать по другим должностям (педагог дополнительного образования, педагог-­организатор и др.) по совместительству по трудовому договору.

3.  Педагогические работники, принятые на должности «педагог-­организатор», «педагог-­психолог» и др. и имеющие соответствующее дополнительное образование, могут быть приняты на должность «учитель» по совместительству с педагогической нагрузкой в объеме не более половины нормы часов педагогической нагрузки за ставку педагогических работников.

Рабочее время, устанавливаемое отдельным категориям работников

В соответствии с ч. 5 ст. 114 ТК для отдельных категорий работников сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Педагогические работники отнесены к числу лиц, для которых установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Во исполнение данной нормы постановлением № 255 установлена сокращенная продолжительность рабочего времени отдельным категориям педагогических работников.

Постановлением № 255 утверждены два перечня:

Особенности режима рабочего времени

Понятие режима рабочего времени определено нормами ст. 123 ТК.

Режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ.

Режим рабочего времени учителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка исходя из педагогической нагрузки и в соответствии с расписанием уроков, факультативных занятий, занятий объединений по интересам, классных часов и др.

Режим работы руководителя, его заместителей, педагога-­организатора, педаго­га-­психолога, технического и учебно-­вспомо­гательного персонала определяется графиком работ.

Образец графика работы администрации и иных работников учреждения образования 

В графике определяются рабочие и выходные дни, время начала и окончания рабочего дня, время начала и окончания перерыва для отдыха и питания (его продолжительность может быть не менее 20 мин и не более 2 ч (ч. 1 ст. 134 ТК)), дополнительных перерывов, которые могут предоставляться в соответствии со ст. 135 ТК.

При этом график работ утверждается нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии).

Период каникул, не совпадающий с трудовыми отпусками, также является рабочим временем для педагогических работников. В этот период педработники осуществляют организационно-воспитательную, методическую работу и иные обязанности, предусмотренные квалификационными характеристиками, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка в пределах установленной им педагогической нагрузки до начала каникул.

Рабочее время педагогов в каникулярный период определяется режимом работы учреждения образования и расписанием (графиком) занятий, мероприятий, проводимых в период каникул.

Целесообразно приказом руководителя утвердить индивидуальный график работы членов педагогического коллектива на каникулах. План воспитательных мероприятий, расписание работы объединений по интересам, спортивных кружков на период каникул утверждается отдельно. Также отдельными документами утверждается режим работы школьного оздоровительного лагеря (если он функционирует в данный период).

1633 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Весенние каникулы-2024 в Беларуси: когда начнутся и сколько продлятся

К своему завершению подходит самая длинная учебная четверть – третья. В предвкушении приятного отдыха находятся как дети, так и взрослые. Все причастные к школьному проце...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 452
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок