О новой системе управления охраной труда в организации

О новой системе управления охраной труда в организации

На смену действовавшим ранее трем рекомендациям по разработке систем управления охраной труда и по охране труда (перечислены ниже) пришли новые Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации. Что изменилось в подходах и нормах в связи с принятием нового документа, рассмотрим в материале.

Семич Владимир

Инженер, член Общественного объединения «Сообщество трудового права»

1874 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Какие документы утратили силу?

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.12.2019 № 72 признаны утратившими силу:

  • постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.04.2005 № 41 «Об утверждении Рекомендаций по разработке системы управления охраной труда в организации»;
  • постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.10.2006 № 132 «Об утверждении Рекомендаций по разработке систем управления охраной труда для организаций малого предпринимательства»;
  • постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.12.2007 № 185 «Об утверждении Рекомендаций по оценке работ по охране труда при разработке организациями систем управления охраной труда и подготовке их к сертификации».

Что принято взамен?

Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2019 № 108 утверждены Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации (далее — Рекомендации по СУОТ).

Вновь принятые Рекомендации по СУОТ органически объединили в себе три ранее действовавшие Рекомендации. Это является еще одним шагом к сокращению количества документов, регламентирующих деятельность субъектов хозяйствования.

При разработке вновь принятых Рекомендаций по СУОТ учитывались требования государственного стандарта Республики Беларусь СТБ ISO 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования», других технических НПА в области технического нормирования и стандартизации.

Забегая вперед, отметим, что структурные элементы Рекомендаций по СУОТ содержат ссылки либо дают в кратком изложении содержание действующих в настоящее время НПА по вопросам охраны труда.

Это свидетельствует о том, что созданные в стране правовые основы обеспечивают управляемость охраной труда. Более того, эти правовые основы содержат требования, выполнение которых обеспечивает реализацию семи «золотых правил», на которых построена Концепция нулевого травматизма «Vision Zero», разработанная Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и представленная в Сингапуре 4 сентября 2017 г. на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.

В гл. 24 Рекомендаций по СУОТ, которая именуется «Концепция “Нулевой травматизм” (Vision Zero) в Системе управления охраной труда», к каждому из семи «золотых правил», приводятся действующие в стране НПА, выдержками из которых иллюстрируются требования о следовании этим «золотым правилам». Вот почему для Республики Беларусь естественным стало присоединение к указанной Концепции.

Справочно: согласно Рекомендациям по СУОТ реализация «золотых правил» будет способствовать снижению показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Необходимо заметить, что Система управления охраной труда (далее — СУОТ), разработанная в соответствии с Рекомендациями по СУОТ, не может быть сертифицирована, т. к. в настоящее время предусмотрена сертификация только СУОТ, разработанным в соответствии с СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» (утв. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 24.04.2009 № 19 с последующими изменениями и дополнениями).

Поэтому если организация планирует проведение сертификации СУОТ, ей необходимо выполнять все требования, установленные СТБ 18001-2009, по которому и будет осуществляться оценка соответствия для ее сертификации.

Какие положения закреплены в Рекомендациях по СУОТ?

Остановимся на некоторых положениях, содержащихся во вновь утвержденных Рекомендациях по СУОТ.

В общих положениях Рекомендаций по СУОТ традиционным образом изложены цели, задачи СУОТ, а также основные направления деятельности по охране труда.

Заслуживает внимания данное в Рекомендациях по СУОТ определение термину «система управления охраной труда». В соответствии с данным документом это совокупность мероприятий по охране труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности (п. 9 Рекомендаций по СУОТ).

Политике организации в области охраны труда посвящена гл. 3 Рекомендаций по СУОТ, в которой констатируется, что это декларация нанимателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по обеспечению требований по охране труда.

В связи с этим необходимо отметить несколько обстоятельств.

Авторами различных статей обосновывается, что политику в области охраны труда реализует высшее руководство организации, и поэтому она должна рассматриваться как политика высшего руководства. Представляется такой подход логичным и обоснованным, т. к. у высшего руководства организации сосредоточены все ресурсы, необходимые для осуществления в т. ч. и деятельности по охране труда, и только высшее руководство имеет возможности для реализации такой политики. В связи с этим читатели нередко задают резонный вопрос: нужно ли корректировать или принимать новую политику при смене руководителя организации?

Во вновь принятых Рекомендациях по СУОТ можно обнаружить, что это политика не высшего руководства организации, а нанимателя.

В Рекомендациях по СУОТ не раскрывается, в чем состоят намерения нанимателя. Если они ограничиваются только выполнением требований по охране труда, содержащихся в действующем законодательстве, то в такой политике нет смысла. По-видимому, речь должна идти о взятии нанимателем обязательств достичь большего, чем предусмотрено законодательством.

К сожалению, ни при перовом принятии Закона Республики Беларусь «Об охране труда», ни при его принятии в новой редакции, ни при внесении в него последних изменений и дополнений в нем не оказалось требований к нанимателю о разработке политики в области охраны труда. Кроме того, нет в указанном законе также требований к содержанию политики в области охраны труда.

Обязанности руководителей и работников

В гл. 5 Рекомендаций по СУОТ устанавливаются требования к разработке обязанностей по охране труда, исходя из требований действующего законодательства, а в приложении 1 к Рекомендациям по СУОТ приведены Примерные обязанности руководителей и работников организации по вопросам охраны труда.

Примерные обязанности руководителей и работников организации по вопросам охраны труда

Однако в Рекомендациях по СУОТ не раскрывается, каким образом законодатель пришел к выводу о том, что соответствующие обязанности должны быть именно такими, и как, руководствуясь соображениями законодателя и повторив его действия, получить тот же результат.

Это очень важно, ведь каждая организация должна, руководствуясь Рекомендациями по СУОТ, разработать такую систему и распределить обязанности руководителей и специалистов по вопросам охраны труда применительно к своим структуре, штатному расписанию, характеру производственной деятельности и др.

Но ни в самой гл. 5, ни в приложении 1 не содержится данной методологии.

Обратите внимание, что обязанности нанимателя по охране труда также изложены в ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (с последующими изменениями и дополнениями).

Качественная оценка профессиональных рисков

В гл. 6, 7 и в приложении 2 к Рекомендациям по СУОТ в большей степени содержатся требования и пожелания, а также лишь отдельные аспекты работы по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков, носящие в основном качественный характер.

Напомним наименование документа — Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации.

Вновь приходится констатировать, что разработка единой государственной методологии идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков (подобно той, которая регулирует проведение аттестации рабочих мест по условиям труда) остается актуальной проблемой и решение данного вопроса по-прежнему возложено на нанимателя.

Безусловно, изложенное в этих главах и в приложении правильно и логично, но не дает «точки опоры и рычага», с помощью которых можно было бы провести количественную оценку профессиональных рисков. Именно количественная оценка профессиональных рисков должна стать принципиальным элемен­том новизны в управлении охраной труда. При отсутствии такой оценки профессиональной рисков новая СУОТ не дает того эффекта, на который она претендует.

Иные нормы Рекомендаций по СУОТ

Глава 8, посвященная вопросам подготовки работников по вопросам охраны труда, содержит изложение требований действующих НПА по этим вопросам, не раскрывая то, как должно осуществляться управление данной деятельностью.

Глава 9 «Организация и проведение производственного контроля и оценки условий труда» оказалась изолированной от гл. 17, в которой излагаются все виды контроля, проводимые в организации. Поэтому при корректировке Рекомендаций по СУОТ необходимо рассмотреть этот вопрос.

В гл. 10–18 кратко, не раскрывая особенности управления обозначенными видами деятельности, излагаются вопросы:

  • организации и обеспечения соответствия объектов, производственных процессов и оборудования, рабочих мест, продукции требованиям по охране труда;
  • организации оптимальных режимов труда и отдыха работников;
  • обеспечения средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
  • организации и проведения медицинских осмотров и освидетельствований, санитарно-­бытового обслуживания работающих;
  • организации проведения подрядных работ или снабжения безопасной продукцией;
  • информирования работников;
  • планирования работы по охране труда;
  • контроля за соблюдением работниками требований по охране труда.

Относительно контроля за соблюдением работниками требований по охране труда отметим необходимость жесткого администрирования с установлением уровней контроля и сроков осуществления тех или иных видов контроля.

При этом не учитывается то, что есть немало организаций, где нет описываемой в Рекомендациях по СУОТ звенности в структуре управления, и им не требуется такой громоздкости в этом деле.

Предлагаемая талонная система учета нарушений работниками требований по охране труда не содержит элементов новизны. Как и прежде, она в основном носит карательный характер, и по этой причине не поддерживается работниками.

Особого внимания заслуживают гл. 20 «Анализ состояния условий и охраны труда», гл. 21 «Стимулирование деятельности по обеспечению охраны труда структурных подразделений и работников» и связанные с ними приложения 4 и 5, содержащие перечень показателей по оценке условий и охраны труда, а также перечень показателей состояния условий и охраны труда и рекомендуемый размер уменьшения размера премии работникам за недостатки в работе по обеспечению охраны труда.

Указанные перечни вы найдете здесь.

Несомненно, заинтересованность работников в строгом выполнении требований по охране труда является важным средством достижения успехов в этом деле.

Однако Рекомендациями по СУОТ при оценке состояния работы предусматриваются только меры репрессивного характера (снижение соответствующих показателей, размера премирования). При этом данный документ не предусматривает повышение рассматриваемых показателей, размера премии.

Представляется также, что предлагаемые показатели должны не только отражать наличие тех или иных документов о той или иной деятельности, но и качество этих документов, а также результативность работ, характеризуемых такими показателями.

Вместо заключения

Необходимо отметить, что улучшение системы управления охраной труда — процесс бесконечный. Поэтому должны совершенствоваться все аспекты деятельности по охране труда, включая и управление ею.

Отметим также, что нормативно-­правовая база по охране труда в стране существовала всегда, и была она достаточно обоснованной и глубоко проработанной. Однако требования не всегда выполнялись субъектами хозяйствования в полной мере или выполнялись лишь формально по причинам недостатков, лежащих в сфере управления этой деятельностью.

Поэтому для того, чтобы добиться достойного результата, недостаточно даже качественно разработанной нормативной базы по вопросам управления охраной труда. Необходимо еще, чтобы она была воспринята субъектами хозяйствования и поддерживалась ими. Для этого следует определить стимулы для субъектов хозяйствования применять эту нормативную базу.

Изложенное отражает точку зрения автора, который не претендует на ее бесспорность. 

1874 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Электронное пособие «Трудовой кодекс — 2024: самое важное для школ»

В данном электронном пособии собраны материалы по основным изменениям в сфере трудовых отношений, которые коснулись УОСО с 1 января 2024 г., после вступления в силу Закон...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1050

Новые нормы ТК на практике: алгоритм предоставления социального отпуска

Одним из существенных изменений, внесенных в ТК с 1 января 2024 г., является изменение позиции законодателя в отношении порядка и условий предоставления социального отпус...
№ 11 (143) 2023 Самосейко Владимир,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1610
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок