О некоторых вопросах, касающихся работы пунктов коррекционно-педагогической помощи

О некоторых вопросах, касающихся работы пунктов коррекционно-педагогической помощи

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

2480 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Каким числом должен быть подписан приказ о зачислении детей в пункт коррекционно-­педагогической помощи (далее — ПКПП)?

Приказ о зачислении в ПКПП утверждается руководителем учреждения образования до начала учебного года (не позднее 1 сентября).

В случае выявления в течение учебного года обучающихся, нуждающихся в получении коррекционно-­педагогической помощи, а также при исправлении обучающимися нарушений руководителем учреждения могут быть изданы дополнительные приказы о зачислении либо отчислении из ПКПП.


Можно ли отказать в приеме заявления законных представителей учащихся о зачислении ребенка в ПКПП, если в заявлении есть орфографические ошибки или помарки?

Нет, нельзя.

В соответствии с п. 9 Положения о пункте коррекционно-­педагогической помощи (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 131 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Положение о ПКПП) зачисление в ПКПП осуществляется приказом директора на основании:

  • заявления законного представителя несовершеннолетнего обучающегося;
  • заключения государственного центра коррекционно-­развивающего обучения и реабилитации.

При подготовке приказа о зачислении руководитель учреждения образования рассматривает представленные документы по существу их содержания.


Где хранятся заявления законных представителей учащихся о зачислении ребенка в ПКПП?

Заявления законных представителей обучающихся, заключения государственного центра коррекционно-­развивающего обучения и реабилитации хранятся в личном деле обучающегося.


Как составляется и каким числом должно быть утверждено расписание занятий в ПКПП?

Пунктом 13 Положения о ПКПП определено, что коррекционно-­педагогическая помощь обучающимся в ПКПП оказывается с учетом их возраста, структуры имеющегося у них физического и (или) психического нарушения и в соответствии с расписанием занятий, которое утверждается руководителем учреждения образования (организации), создавшего ПКПП.

Расписание занятий составляется с учетом педагогической нагрузки учителя-­дефектолога и включает в себя время, периодичность и продолжительность проведения занятий (групповых, подгрупповых, индивидуальных).

Утверждение расписания занятий руководителем учреждения образования осуществляется не позднее 15 сентября.


Каким числом должно быть утверждено перспективное планирование занятий в ПКПП?

Годовое планирование утверждается руководителем учреждения образования не позднее 1 сентября.

Планы коррекционно-­педагогической помощи на каждую группу, подгруппу, как и индивидуальные планы, составляются по итогам углубленного обследования обучающихся и утверждаются руководителем учреждения образования не позднее 15 сентября.


Куда заносятся данные проведенных обследований?

В журнал учета обследованных и зачисленных в ПКПП обучающихся. Здесь же фиксируются данные об обучающихся, которые были обследованы в учреждении образования, в т. ч. в период с 1 по 15 сентября и с 25 по 31 мая.


Нужно ли в журнале учета проведенных занятий и посещения их обучающимися заполнять страничку «Сведения о родителях»?

Да, нужно.

Учитель-­дефектолог заполняет данный журнал аналогично ведению классного журнала. В журнал учета также вносятся сведения о законных представителях обучающихся.

Разработка отдельного журнала для ПКПП пока не планируется.


Положена ли учителям-­дефектологам доплата за проверку тетрадей?

Нет, не положена.

В соответствии с п. 4 Инструкции о порядке определения оплачиваемых часов организационно-­воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.11.2004 № 70 с последующими изменениями и дополнениями) педагогическим работникам устанавливаются часы дополнительного контроля учебной деятельности учащихся.

Дополнительный контроль — это проведение работы по проверке знаний учащихся с применением дифференцированных и индивидуальных форм, включая проверку письменных работ и использование современных технологий.

Справочно: дополнительный контроль осуществляется по отдельным учебным предметам, учебным дисциплинам (кроме учебных предметов (учебных дисциплин) «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Допризывная и медицинская подготовка», факультативных занятий военно-­патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной направленности) за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами.

Оказание коррекционно-­педагогической помощи в ПКПП не предусматривает проведение дополнительного контроля.


Имеет ли право проверяющая комиссия требовать у учителя-­дефектолога копии заключений государственного центра коррекционно-­развивающего обучения и реабилитации?

Копии заключений центра не входят в перечень обязательных или рекомендованных документов ПКПП.

При анализе деятельности ПКПП изучаются обязательные для ведения документы ПКПП, а также определенные руководителем учреждения образования.

Разъяснения по организационным и содержательным аспектам деятельности ПКПП, а также рекомендуемая для ведения в ПКПП документация представлены в методических рекомендациях «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-­педагогической помощи» (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь от 25.05.2012) (далее — методичес­кие рекомендации «Организация и содержание работы в ПКПП»).

Справочно: документ можно найти на сайте www.asabliva.by.

Методические рекомендации «Организация и содержание работы в ПКПП»


Если во вторую половину дня руководством школы проводятся инструктивно-­методические совещания и иные мероприятия, то должен ли учитель-­дефектолог отменять занятия с детьми, чтобы присутствовать на этих мероприятиях?

Нет, не должен.

Согласно ст. 132 ТК работники обязаны вовремя приходить на работу и полностью использовать установленную законодательством продолжительность рабочего времени для выполнения своих обязанностей, а наниматель должен создавать условия для полного и производительного использования рабочего времени.

В рабочее время запрещается отвлекать работников от их непосредственной работы, освобождать от работы для выполнения общественных обязанностей и проведения мероприятий, не связанных с производственной деятельностью, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором, соглашением.


В каком нормативном документе определен перечень учебно-­наглядных пособий и учебного оборудования для кабинета ПКПП?

Примерный перечень учебного оборудования, средств обучения, учебной литературы для ПКПП содержится в методических рекомендациях «Организация и содержание работы в ПКПП».

Кроме того, перечни учебных и учебно-­методических изданий для системы специального образования размещены на национальном образовательном портале www.adu.by.

Дополнительно информируем о том, что в соответствии со ст. 140 Кодекса об образовании обновление и развитие материально-­технической базы учреждений образования обеспечивают их учредители.

При этом развитие материально-­технической базы учреждений образования осуществляется в соответствии с программой развития системы образования, программами развития дошкольного, общего среднего и специального образования и с учетом потребностей личности, общества и государства в повышении качества образования.


Имеет ли право руководство школы требовать ведения «Паспорта кабинета ПКПП», если за кабинет нет доплаты?

Требования обоснованны.

В методических рекомендациях «Организация и содержание работы в ПКПП» приведена рекомендуемая для ведения в ПКПП документация, в числе которой указан и паспорт кабинета ПКПП.


Имеет ли право руководство школы привлекать учителя-­дефектолога к проведению оздоровительных и воспитательных мероприятий в субботу?

Кодексом об образовании предусмотрена шестидневная школьная неделя (п. 4 ст. 158).

Для педагогических работников учреждений образования постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников» (с последующими изменениями и дополнениями) установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю).

Кроме того, для отдельных категорий педагогических работников приложением 2 к этому постановлению установлены нормы часов педагогической нагрузки на ставку.

С учетом того, что педагогическая нагрузка учителя-­дефектолога на ставку составляет 20 часов в неделю, свою занятость в оставшееся время он планирует самостоятельно, опираясь на правила внутреннего трудового распорядка учреждения образования.


Может ли учитель-­дефектолог претендовать на присвоение квалификационной категории «учитель-­методист»?

Нет, не может.

Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено присвоение специалистам второй, первой и высшей категорий.

В целях повышения статуса педагогического работника в соответствии с подп. 6.5 п. 6 Протокола поручений Президента Республики Беларусь, данных 29.08.2011 по итогам совещания с педагогическим активом Республики Беларусь, учителям предоставлена возможность пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории «учитель-­методист».

Пунктом 4 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-­преподавательского состава) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что квалификационная категория «учитель-­методист» присваивается учителям, реализующим образовательные программы общего среднего образования, а также образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования и образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Вопрос о возможности присвоения иным категориям педагогических работников квалификационной категории «учитель-­методист» в настоящее время не рассматривается.

2480 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Минобразования озвучило ключевые задачи системы на 2024 год

Министр образования Андрей Иванец на заседании коллегии Министерства образования «Об итогах работы Министерства образования Республики Беларусь за 2023 год и основных зад...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 184
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок