«Не бойся, что не знаешь, — бойся, что не учишься!»: интервью с ректором Могилёвского государственного областного института развития образования

«Не бойся, что не знаешь, — бойся, что не учишься!»: интервью с ректором Могилёвского государственного областного института развития образования

4466 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В 2000 г. окончил гимназию № 1 г. Горки.
В 2005 г. с отличием окончил Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию (далее — БГСХА) по специальности «Коммерческая деятельность» (квалификация — экономист).
В 2007 г. с отличием окончил Высшую школу агробизнеса БГСХА на факультете экономики и права по специальности — «Правоведение» со специализацией «Правовое обеспечение бизнеса» (квалификация — юрист).
Обучался в аспирантуре БГСХА по специальности «Экономика и управление народным хозяйством».
В 2011 г. с отличием окончил факультет повышения квалификации БГСХА по специаль­ности «Педагогическая деятельность специалистов» (квалификация — преподаватель экономических дисциплин).
Работал на должностях экономиста, заместителя директора на Толочинском консервном заводе, ассистента, старшего преподавателя БГСХА, доцента кафедры «Экономика» ГУВПО «Белорусско-­Российский университет», директора Белорусского государственного колледжа имени А. Е. Ларина.
С ноября 2016 г. возглавляет Могилёвский государственный областной институт развития образования (далее — МГОИРО).
Имеет высшую квалификационную категорию преподавателя, кандидат экономических наук, доцент.
Автор более 150 научных работ, в т. ч. четырех монографий, трех учебных пособий (в соавторстве) с грифом Министерства образования.
Женат, отец троих детей.

Редакция: Добрый день! Расскажите, какие основные направления деятельности реализуются в МГОИРО?

Михаил Михайлович: Целью деятельности Института является обеспечение повышения уровня профессиональных знаний и умений, совершенствование деловых и общественно значимых качеств руководящих работников и специалистов системы образования Могилёвской области.

Институт реализует несколько видов образовательных программ дополнительного образования взрослых. Это и повышение квалификации руководящих работников и специалистов, и обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги, конференции, смотры-­конкурсы, выставки и др.), и стажировки руководящих работников и специалистов.

Кроме того, наше учреждение координирует работу структурных подразделений городских, районных исполнительных комитетов и местных администраций, осуществляющих государственно-­властные полномочия в сфере образования по реализации республиканских и международных программ оценки качества образования.

Наш институт — учебный, методический, воспитательный центр, готовый помочь каждому педагогу повысить свои профессиональные компетенции, квалификационный уровень. Ежегодно многие специалисты системы образования, руководящие работники и педагоги повышают квалификацию на базе МГОИРО, участвуют в проводимых нами мероприятиях.

Мы осуществляем организационно-­методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов и учреждений образования Могилёвщины, информационно-­аналитическую, научно-­методическую и иные функции по обеспечению развития системы образования в сфере дополнительного образования взрослых. Кроме того, мы занимаемся ещё и международной и издательской деятельностью.

А ещё в последний год в связи с эпидемиологической ситуацией мы активно осваиваем онлайн-­пространство и создаем новые формы взаимодействия.

Ред.: Какие мероприятия и как часто вы проводите для руководителей учреждений образования Могилёвской области?

М.М.: Наше учреждение проводит для руководителей школ, гимназий, лицеев семинары, мастер-­классы, обучающие курсы. Стали традиционными встречи активных и целеустремленных руководителей на ежегодных июньских форумах с международным участием, по итогам которых публикуются методические сборники.

С 2013 г. МГОИРО проводит фестиваль «Лидер образования». В этом году он проходил уже в четвертый раз. Цель мероприятия — не только выявление успешных руководителей учреждений общего среднего образования в регионе, но и популяризация эффективного управленческого опыта. Его участники делятся своей формулой успеха, демонстрируют личный профессионализм и работу всего педагогического коллектива.

Важная роль принадлежит нашему институту и на этапе обобщения и распространения инновационного опыта. Ежегодно проводятся «панорамы опыта» учреждений образования, завершающих инновационную деятельность, с 2019 г. — в рамках областного конкурса «Инновационный менеджмент: от квалификации учителя — к лидерству образовательной системы». Лучший опыт реализации инновационных практик в работе учреждений образования ложится в основу методических рекомендаций для совершенствования управленческой деятельности и методической работы в учреждениях общего среднего образования.

В нашем регионе функционируют профильные классы аграрной и педагогической направленности, которые мы держим в фокусе внимания. Особый акцент при этом делаем на агроклассы: управленческие и научно-­методические подходы к обучению в этих профильных классах обсуждаются с руководителями учреждений образования на зональных и региональных тематических совещаниях, а также на форумах совместно с БГСХА.

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЁВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
За почти вековую историю институт несколько раз менял свое название, но при этом сохранял свою главную миссию — быть научно-­методическим центром, центром повышения квалификации, поддержки педагогических инициатив и распространения эффективного педагогического опыта.
В 1986 г. в институте был открыт музей истории нродного образования Могилёвской области. Сбором материалов и созданием музея занимался методист, ветеран Великой Отечественной вой­ны Иван Константинович Скворцов. Начатую им работу продолжили заведующие музеем Михаил Андреевич Рыськов и Валентина Владимировна Науменко. Благодаря их кропотливому труду мы знаем историю развития системы образования Могилёвской области, имена талантливых педагогов, в т. ч. руководителей, которые возглавляли наше учреждение на протяжении 80 лет. За весь период работы института им руководили 10 директоров (ректоров): К. А Пугачев., А. М. Черняков, М. М. Калистратов, А. Т. Карпилович, А. М. Ярошев, В. С. Богданов, А. И. Ясень, И. А. Старовой­това. К сожалению, установить имя первого руководителя не удалось.
За 80 лет институт прошел путь от деревянного приспособленного строения (где было 7 столов, 12 стульев, три шкафа и два стеллажа) до современного оснащенного новейшим оборудованием здания.
Сегодня в структуре МГОИРО две кафедры, 6 центров, 12 отделов, одно управление, библиотека, бухгалтерия. Сотрудники института — это высококвалифицированные специалисты, среди которых кандидаты наук, отличники образования Республики Беларусь, авторы и рецензенты учебных программ и учебно-­методических комплексов для системы дошкольного, общего среднего образования и образования взрослых, члены государственных экзаменационных комиссий высших учебных заведений, члены предметных секций Научно-­методического совета Министерства образования Республики Беларусь, рецензенты и оппоненты диссертационных исследований, монографий, учебников и учебно-­методических пособий.
Институт активно сотрудничает с образовательными учреждениями России, Казахстана, Узбекистана, Украины, Венгрии. За последние два года заключено более 70 договоров о сотрудничестве, в рамках которых представители сторон принимают активное участие в конференциях, стажировках, повышениях квалификации.

Ред.: С какими вопросами к вам могут обращаться руководители вашей области?

М.М.: Руководители учреждений образований области обращаются с вопросами, касающимися цифровизации образования и использования информационно-­коммуникационных технологий в работе руководства, научно-­методического сопровождения педагогов, аттестации педагогических работников, особенностей организации образовательного процесса в современных условиях.

Ред.: На ваш взгляд, какими тремя составляющими должен обладать успешный руководитель? Что главное в этой работе?

М.М.: Факторы успеха руководителя, на мой взгляд, следующие.

Во-первых, работа должна приносить удовольствие. Профессиональная деятельность ни в коем случае не должна быть в тягость. Иначе ею просто не надо заниматься, и стоит поискать себя в иной сфере.

Во-вторых, нужна креативность. Успешному руководителю свой­ственны нестандартный подход к решению управленческих задач, профессиональное предвидение, умение идти на оправданный риск.

И, в‑третьих, важна профессиональная управленческая подготовка. Современный управленец должен иметь не только солидное базовое образование. Он должен быть нацелен на новизну, постоянно учиться, своевременно узнавать и овладевать новейшими достижениями менеджмента, науки и техники. Без этого профессионального успеха не достигнуть.

Ред.: Назовите ключевые компетенции успешной деятельности учреждения образования?

М.М.: Это культура (педагогическая, идео­логическая, воспитательная), гибкая система управления и инновационная образовательная деятельность.

Ред: Что вам нравится в вашей работе больше всего?

М.М.: Я люблю свою работу, потому что она позволяет мне учиться и развиваться лично и профессионально, а также ежедневно заниматься тем, что я делаю лучше всего. Кроме того, мне нравится работать и общаться с моими коллегами, а творчество придает мне сил.

Беседовала Елена Алексане


4466 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Мой коллектив — это моя гордость!»: интервью с директором ГУО «Гимназия № 61 г. Минска» Ириной Владимировной ЛЕВКОВЕЦ

Ирина Владимировна Левковец — директор гимназии № 61 г. Минска, магистр гуманитарных наук, отличник образования Республики Беларусь, член Московской районной организации...
№ 3 (147) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 415
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок